Краткая информация о регионе
Томская область (далее — Томская область, Область, Регион) расположена в Сибирском федеральном округе, граничит с пятью областями РФ. В Области проживает 0,7% населения РФ, на долю Региона приходится 0,7% суммарного российского валового продукта (ВРП). По оценке Области, за 2017 год ВРП превысил 500 млрд руб. Основа экономики Области — добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (нефти и газа), формирующая порядка трети ВРП и около 40% промышленного производства. Значительная часть Области не заселена в связи с большой площадью болот (почти треть территории) и лесов.
Индекс промышленного производства (ИПП) Области в течение последних семи лет имеет разнонаправленную динамику, что обусловлено повышением уровня выработки высокопродуктивных зон нефтегазоносных месторождений.
Рисунок 1. ИПП Томской области
На территории Области расположено закрытое административно-территориальное образование Северск с градообразующим предприятием АО «Сибирский химический комбинат» (АО «СХК»), находящимся под контролем госкорпорации «Росатом».
Томск является крупным образовательным центром: на 10 тыс. человек, проживающих в Регионе, приходится 554 студента высших учебных заведений, что существенно превышает среднестрановой уровень (393 студента на 10 тыс. человек). По этому показателю Томская область находится на третьем месте среди регионов РФ после Москвы и Санкт-Петербурга.
На территории Томска располагается особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск» с 69 резидентами и общим объемом ежегодных отчислений в бюджет порядка 300 млн руб.
Факторы рейтинговой оценки
Институциональный фактор
В 2017 году поступления по налогу на прибыль организаций не были исполнены на треть от заложенного плана. Неисполнение плана администрация Области объясняет отсутствием возможности планировать поступления от предприятий, состоящих в КГН, и возвратом переплаты по налогу на прибыль налогоплательщику, не входящему в состав КГН. За счет этого исполнение бюджета существенно ухудшилось (собственные доходы не исполнены на 13%). Отклонение расходной части бюджета от плана находится в пределах 4–7%.
Рисунок 2. Динамика поступлений по налогу на прибыль в бюджет Томской области в разрезе КГН, млн руб.
В отношении муниципальных районов (городских округов) на постоянной основе устанавливаются дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Структура доходов муниципальных образований стабильна: собственные доходы составляют треть совокупных, а половина собственных доходов приходится на НДФЛ.
Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований Региона за исследуемый период составляет более трети собственных доходов, при этом четыре пятых долга приходится на Томск: на 01.02.2018 долг города составил 3 млрд руб. и был практически поровну распределен между облигациями и банковскими кредитами. Муниципалитеты (за исключением Томска) ограничены в возможности привлечения рыночного долга.
Относительная стоимость общего долга муниципальных образований составляет 0,7% от их совокупных расходов.
Добыча нефти и газа на выработанных месторождениях определяет динамику социально-экономического развития Области
Экономика Томской области зависит от добычи нефти и газа: в последние несколько лет в структуре ВРП Региона доля добычи составляет порядка 30%, а в структуре промышленного производства — более 40%. На территории Региона добывается порядка 2% общего объема добываемой в РФ нефти и порядка 1% газа — объем добычи невелик. При этом рост доли трудноизвлекаемых запасов топливно-энергетических полезных ископаемых оборачивается снижением объемов добычи и отражается на динамике промышленного производства и ВРП Области.
Заморозка объема добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ вкупе с вводом значительного количества новых месторождений в других регионах РФ ведет к ускоренному снижению добычи на старых месторождениях, поскольку компании оптимизируют денежные потоки, компенсируя рост добычи на новых высокодоходных месторождениях снижением добычи на старых. В 2018 году продолжает действовать соглашение ОПЕК+, в результате чего эффект может усилиться. Однако администрация Области в настоящий момент разрабатывает стимулирующие меры для добывающих производств с целью прекращения оттока инвестиций в регионы с меньшей степенью выработанности месторождений.
Уровень развития перерабатывающего сектора не позволяет полностью сглаживать негативную динамику добычи.
Сектор «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» формирует ежегодно приблизительно 11% ВРП Региона.
На долю сектора «Транспорт и связь» также приходится порядка 11% ВРП, в том числе за счет ООО «Газпром трансгаз Томск», эксплуатирующего магистральные газопроводы в 14 регионах Сибири и Дальнего Востока и администрирующего строительство газопровода «Сила Сибири».
Рисунок 3. Структура ВРП Томской области в 2016 году
Обрабатывающие производства, формирующие порядка 10% ВРП ежегодно и почти половину промышленного производства, сосредоточены в пищевой промышленности, производстве электрического оборудования, производстве химических продуктов (в том числе за счет ООО «Томскнефтехим» — крупного производителя полимеров).
Сектор «Оптовая и розничная торговля и ремонт» формирует порядка 9% ВРП. В числе прочих крупных предприятий в Регионе осуществляет деятельность крупная региональная торговая сеть, принадлежащая ООО «КДВ групп».
Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки предприятия, зарегистрированные в Томской области
Региональный ВРП в расчете на душу населения в 2013–2016 годах составлял 98% среднероссийского показателя.
Соотношение инвестиций и ВРП Области снижалось с 25,5% в 2013 году до 21,4% в 2016 году отчасти по причине завершения значимых инвестиционных проектов, отчасти в связи с объективным снижением инвестиционной активности предприятий. Более трети инвестиций осуществляется в добывающей промышленности. Крупнейшие инвестиционные проекты Области стоимостью свыше 50 млрд руб., находящиеся в стадии активной реализации, относятся к доминирующей добывающей отрасли, а также к деревообработке.
Налоговая база бюджета в части поступления НДФЛ поддерживается уровнем заработных плат, соответствующих средним по стране, но среднедушевые денежные доходы жителей Области на 20% отстают от среднероссийского уровня, что связано с рядом факторов. Так, денежные доходы в Регионе характеризуются низкой долей иных доходов (включая скрытые доходы, доходы от продажи валюты, денежные переводы и пр.), которая в два раза ниже среднероссийского уровня. Также отставание среднедушевых денежных доходов в Области связано с высокой долей социальных выплат в объеме денежных доходов и рядом иных факторов.
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в Области в 2013–2016 годах превышал среднероссийский показатель на 30–50%. В связи с большим количеством студентов в Области, которые в случае поиска работы относятся к категории безработных, региональные показатели безработицы могут быть завышены. Отчасти это подтверждается более низким средним возрастом безработного по сравнению со среднероссийским показателем. В связи с этим оценка безработицы была скорректирована. Благодаря тому, что Регион является крупным образовательным центром, администрация Области высоко оценивает потенциал ее научно-практической базы.
Численность населения Области постепенно растет (на 2% с 2000 года). Прирост обеспечивается миграционным притоком и (с 2009 года) положительным коэффициентом естественного прироста населения. Доля населения старше трудоспособного возраста на 2% меньше, чем в целом по РФ, что снижает угрозу роста социальных расходов бюджета в среднесрочной перспективе.
Рисунок 4. Уровень развития экономики Томской области относительно среднестрановых показателей (100%)
Регион характеризуется достаточно высокой степенью урбанизации (городское население составляет 72%), а также объективно невысоким уровнем развития транспортной инфраструктуры.
Обязательные расходы бюджета Области высоки, а степень контроля за доходной частью низка
Самодостаточность доходной части бюджета Области находится на высоком уровне: в 2015–2018 годах доля собственных доходов составляла 82% доходов без учета субвенций. По оценке АКРА, в 2018–2020 годах данное соотношение существенно не изменится. В 2017 году в связи с недопоступлением налога на прибыль структура собственных доходов изменилась — НДФЛ стал формировать большую долю, чем налог на прибыль. Высока вероятность сохранения такого соотношения в дальнейшем. На динамику налоговых доходов в части налога на прибыль влияет факт наличия на территории Области налогоплательщиков, входящих в состав КГН. Это затрудняет администрации Области планирование налоговых доходов. Налоговая база по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2017 года упала на четверть по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (данные за год на текущий момент недоступны).
Рисунок 5. Динамика поступлений по налогу на прибыль в бюджет Томской области в 2012–2018 годах
Существует незначительный резерв роста собственных доходов Области за счет повышения ставок транспортного налога вне социально значимых категорий, при этом сумма недопоступления налогов в бюджет в результате применения налоговых льгот несущественна (не более 2% собственных доходов бюджета).
По оценке АКРА, максимальная доля налоговых поступлений от одного сектора составляет 19–25% и приходится на добычу полезных ископаемых. Хотя такая доля не свидетельствует о низкой диверсификации налоговых поступлений, на практике зависимость от крупнейшего сектора экономики оборачивается существенными трудностями в бюджетном планировании. Смежный сектор — транспортировка (в том числе газа) — приносит порядка 9% налоговых доходов. Что касается еще одного смежного сектора — нефтепереработки, — то он представлен тремя небольшими нефтеперерабатывающими заводами, в отношении одного из которых была введена процедура банкротства. В 2017 году совокупные поступления в бюджет Области были отрицательны. Таким образом, Область не является в значительной степени бенефициаром ни в части налога на прибыль в добывающей отрасли, ни в части налогообложения продукта с более высокой добавленной стоимостью.
Рисунок 6. Отраслевая структура налоговых доходов* Томской области
в 2012–2017 годах
Доля обязательных расходов бюджета Области стабильно высока — 75% в 2015–2018 годах. Относительно высокие заработные платы в Регионе оказывают давление на бюджетные расходы в связи с необходимостью поддерживать высокий уровень оплаты труда работников бюджетной сферы. По причине высоких обязательных расходов операционный баланс Области в 2015–2018 годах в среднем составляет 19% регулярных доходов, что оценивается АКРА как низкий показатель. В 2019–2020 годах этот показатель может снизиться до 12–16%.
Согласно стресс-тесту, проведенному АКРА, рейтинг Области чувствителен к ежегодному снижению собственных доходов на 7% и более по сравнению с запланированным уровнем, в результате чего операционный баланс опускается до 12% регулярных доходов и ниже.
Доля капитальных расходов Области составляет в исследуемый период 8–11%. Основная доля капитальных расходов приходится на ЖКХ, образование и дорожное хозяйство (с 2017 года). Такой уровень капитальных расходов оценивается как невысокий. Капитальные расходы большей частью осуществляются за счет областного бюджета.
С учетом структуры капитальных расходов с точки зрения экономической классификации реальный размер их сокращения в пользу расходов некапитального характера может составить не более 10% капитальных расходов областного бюджета, то есть не превысит 1% совокупных расходов бюджета.
Высокая долговая нагрузка отчасти митигируется диверсифицированным по сроку и инструментам портфелем
В управлении долгом Область использует все доступные инструменты, в том числе облигации для населения. Область участвует в реструктуризации бюджетных кредитов. Благодаря этому, а также в связи со значительной долей долгосрочных облигаций в структуре долга (42% на начало 2018 года и 36% на 01.032018) график погашения долга предполагает ежегодное рефинансирование не более 23% долга.
Рисунок 7. График погашения долга Томской области с учетом реструктуризации бюджетных кредитов (по состоянию на 01.01.2018), млн руб.
Томская область наряду с биржевыми облигациями также размещает облигации, предназначенные для населения. Срок их обращения не превышает в настоящий момент трех лет, а приобретатель имеет право досрочного погашения в короткий срок с момента обращения. Доля таких облигаций в портфеле облигаций составляет порядка 20% совокупной задолженности по облигациям. Несмотря на то что такие ценные бумаги обходятся Области дороже биржевых, а срок их обращения относительно короткий, Область использует их для диверсификации источников финансирования дефицита и рефинансирования долга, вовлекая в эти финансовые потоки население.
Расходы на обслуживание долга составили по итогам 2017 года 15% операционного баланса. Текущие параметры бюджета предполагают рост этого показателя до 26% в 2018 году, однако АКРА считает, что в связи с проведенной реструктуризацией бюджетных кредитов потребность Региона в рефинансировании долга дорогими коммерческими инструментами сократится и в условиях снижения процентных ставок стоимость обслуживания долга удастся сохранить на уровне 2017 года.
Соотношение долга и собственных доходов Области на конец 2016 года составляло 56%, однако в связи с неполучением запланированного объема налоговых доходов Область увеличила долг. Текущие параметры соглашений о реструктуризации с Минфином России позволяли Области нарастить указанное соотношение до 72% (факт — 69%). По итогам 2018 года соотношение должно составить 69% и далее снижаться на 3–4% в год.
По нашей оценке, в случае исполнения налоговых доходов Области в заложенном на текущий момент объеме Область сможет поддержать соотношение долга и собственных доходов на уровне, предусмотренном соглашениями с Минфином России. В дальнейшем способность Региона исполнять соглашения будет во многом определяться динамикой поступлений по налогу на прибыль.
Соотношение долга и операционного баланса Области в 2015–2016 годах превышало 2х, а на конец 2017 года составило 3,67х (высокий уровень риска).
Рисунок 8. Оценка динамики долгового портфеля Томской области, млн руб.
Несмотря на то что долг Области в основном долгосрочный, невысокий операционный баланс после уплаты процентных платежей едва покрыл объем погашенных в течение года (без учета внутригодового использования кредитных линий и кредитов Управления Федерального казначейства (УФК)) долгов.
АКРА не считает целесообразным учитывать задолженность предприятий, принадлежащих Области, в виде косвенных обязательств областной администрации.
На момент анализа (март 2018 года) гарантии Областью не предоставлялись, выдача гарантий в 2018–2020 годах не предусмотрена.
Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на ее уровень кредитоспособности, отсутствуют.
По данным Области, просроченная кредиторская задолженность на 01.01.2018 отсутствует.
АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств и случаев предоставления вышестоящим бюджетом экстренной помощи с целью погашения займов.
Высокий уровень ликвидности
Томская область имеет право размещать депозиты, однако не делает этого, поскольку для управления ликвидностью использует кредит УФК.
Регион располагает уровнем ликвидности, позволяющем своевременно выполнять расходные обязательства, включая процентные платежи. При этом остатки средств на счетах бюджета на начало месяца часто ниже расходов текущего месяца, в связи с чем Регион в отдельных случаях испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов. Администрация Области использует краткосрочный кредит УФК и средства автономных и бюджетных учреждений для управления ликвидностью, а также (по необходимости) возобновляемые кредитные линии, в связи с чем внутригодовой оборот по привлечению и погашению долга превышает размер совокупного долга.
Рисунок 9. Баланс ликвидности* Томской области, млрд руб.
На момент анализа заключенные договоры в рамках возобновляемых кредитных линий в полтора раза превышали сумму среднемесячных расходов бюджета Региона.
Ключевые допущения
- исполнение заложенного объема налоговых доходов в 2018 году;
- следование ответственной бюджетной политике, направленной на реалистичное планирование собственных доходов;
- успешная реализация мер, направленных на сокращение оттока инвестиций в регионы, имеющие месторождения с меньшей степенью выработанности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост налоговой базы по налогу на прибыль в случае применения льготного коэффициента по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для выработанных месторождений;
- устойчивое достижение Областью соотношения операционного баланса и регулярных доходов на уровне не менее 20%;
- монетизация научного потенциала Области, сопровождающаяся ростом ее налоговых доходов и социально-экономических показателей;
- снижение уровня зависимости от источников внешней ликвидности.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- изменение профиля срочности долговой книги Области в пользу краткосрочных инструментов;
- снижение объема налоговых доходов в 2018–2020 годах более чем на 7% от запланированного уровня;
- неисполнение плана мероприятий по увеличению ННД в 2018 году, сопряженное с ухудшением собственной ликвидности Области.
Рейтинги выпусков
Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные ниже облигационные выпуски Томской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томской области.
Ключевые характеристики выпусков
1) Регистрационный номер / ISIN: RU34048TMS0 / RU000A0JUCZ6
Объем эмиссии / в обращении |
5 млрд руб. / 2,5 млрд руб. |
Дата выпуска / дата погашения |
02.04.2015 / 18.12.2018 |
2) Регистрационный номер / ISIN: RU34055TMS0 / RU000A0JW1K9
Объем эмиссии / в обращении |
7 млрд руб. / 7 млрд руб. |
Дата выпуска / дата погашения |
26.09.2016 / 19.06.2023 |
3) Регистрационный номер / ISIN: RU34062TMS0 / RU000A0ZYMJ7
Объем эмиссии / в обращении |
7 млрд руб. / 0,1 млн руб. |
Дата выпуска / дата погашения |
28.12.2017 / 19.12.2024 |
Рейтинговая история
Отсутствует.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Томской области и выпускам облигаций Томской области (RU000A0JUCZ6, RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Кредитный рейтинг Томской области и кредитные рейтинги выпускам государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JUCZ6, RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) были присвоены АКРА впервые.
Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томской области, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JUCZ6, RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (06.04.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Томской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Томской области принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Томской области, не выявлены.
АКРА не оказывало администрации Томской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.