Кредитный рейтинг Республики Татарстан (далее — Республика Татарстан, Регион, Республика) обусловлен уровнем развития региональной экономики, который существенно опережает среднестрановой показатель, высокой степенью контроля над расходной частью бюджета и высокой долей бюджета развития в структуре расходов, а также долгосрочной структурой прямого долга Республики (состоящего из бюджетных кредитов) и минимальным уровнем риска, связанным с его обслуживанием. Фактором, оказывающим сдерживающее влияние на кредитный рейтинг, по мнению АКРА, является возможность оказания региональными властями адресной финансовой поддержки компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для экономики Республики или в значительной степени зависящим от ее бюджета.
Республика Татарстан расположена в Приволжском федеральном округе (ПФО), граничит с восемью регионами РФ. В Регионе проживает 3,89 млн человек, из которых 43% (1,68 млн человек) — на территории Казанской агломерации. В Республике функционируют две особые экономические зоны (ОЭЗ) — «Алабуга» (ОЭЗ промышленно-производственного типа) и «Иннополис» (ОЭЗ технико-внедренческого типа).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Сбалансированный бюджет с высокой степенью самодостаточности доходной части и высокой степенью контроля над расходной частью. В 2017 году бюджет Региона был исполнен с профицитом на уровне 6,2% налоговых и неналоговых доходов (ННД), что составило 13,18 млрд руб. Согласно действующей редакции закона о бюджете, в 2018 году бюджет Республики будет исполнен с дефицитом на уровне 10,1% ННД (18,65 млрд руб.). Запланированные расходы регионального бюджета будут профинансированы за счет текущих доходов и остатков на счетах бюджета без привлечения долгового финансирования. АКРА ожидает, что в текущем году бюджет Республики будет исполнен с профицитом (либо с дефицитом не выше 2%).
Обязательства предприятий расширенного госсектора влияют на оценку долговой нагрузки Региона. АКРА учитывает возможность оказания властями Республики адресной финансовой поддержки компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для экономики Республики или в значительной степени зависящим от ее бюджета.
Государственный долг Республики Татарстан (94,26 млрд руб. на 01.05.2018) состоит на 90% из бюджетных кредитов и на 10% из гарантий (9,39 млрд руб., срок действия — до 2034 года), предоставленных в 2005 году ПАО «КАМАЗ» по обязательствам перед федеральным бюджетом.
График погашения бюджетных кредитов является комфортным: в период с 2018 по 2021 год подлежат погашению только 4% остатка долга по бюджетным кредитам, а погашение оставшихся 96% приходится на 2023–2036 годы. Расходы на обслуживание долга Республики не превышают 0,1% операционного баланса бюджета.
Ключевые допущения
- возможность (в случае необходимости) оказания властями Республики адресной финансовой поддержки компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для ее экономики или в значительной степени зависящим от ее бюджета;
- рост ННД в 2018 году как минимум на 3,5% относительно уровня 2017 года;
- поддержание в 2018–2019 годах объемов инвестиций в основной капитал Региона на уровне более 30% валового регионального продукта (ВРП);
- исполнение бюджета в 2018–2019 годах без привлечения коммерческого долгового финансирования;
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- исполнение бюджета в 2018 году с профицитом выше 5% ННД;
- повышение уровня прозрачности и предсказуемости взаимоотношений Республики с компаниями (в том числе с финансовыми организациями), имеющими стратегическое значение для ее экономики или в значительной степени зависящими от ее бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение операционного баланса;
- нарушение правил реструктуризации бюджетных кредитов.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Татарстан был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Республики Татарстан был опубликован АКРА 17.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Татарстан ожидается в течение 182 дней с даты совершения рейтингового действия (16.05.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Правительством Республики Татарстан, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Республики Татарстан принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Татарстан, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Республики Татарстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.