Кредитный рейтинг Тюменской области (далее — Тюменская область, Область, Регион) обусловлен высоким уровнем ликвидности бюджета и минимальным уровнем риска долговой нагрузки. Поддержку рейтингу оказывают высокая степень гибкости и сбалансированности бюджета, а также существенные финансовые резервы областного бюджета.
Тюменская область находится в Уральском федеральном округе. В состав Области входят Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО-Югра) и Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), которые сами по себе являются равноправными субъектами Российской Федерации. Между органами государственной власти Тюменской области и автономных округов действует договор (начало действия — 01.01.2005; срок действия — пять лет; при согласии сторон пролонгируется на очередные пять лет; текущая пролонгация действует до 31.12.2020; возможность заключения подобного договора предусмотрена Конституцией РФ (статья 66 часть 4)), регламентирующий, помимо прочего, реализацию областных программ социальной, инфраструктурной и инвестиционной направленностей, результатами которых может пользоваться все население Области (включая жителей ХМАО-Югры и ЯНАО). В соответствии с договором, для финансирования вышеупомянутых программ в бюджет Области поступает 29,5% от поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.
Численность населения Области без учета населения автономных округов составляет 1,5 млн человек (с учетом — 3,7 млн человек). Половина населения Области (без учета округов) проживает в Тюмени.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Основу экономики Области (без учета автономных округов) составляет промышленное производство, в структуре которого доминируют производство нефтепродуктов, добыча нефти, нефтегазовое машиностроение. Также значимую долю занимают транспорт и связь, строительство, агропромышленный комплекс (АПК). В Области реализуются крупные инвестиционные проекты в нефтегазохимии, нефтепереработке, нефтедобыче, фармацевтике и АПК. В 2016 году ВРП Области (без учета автономных округов) составил 927 млрд руб. (1,34% совокупного ВРП регионов РФ, 18-е место).
Сбалансированный бюджет с высокой степенью гибкости и самодостаточности. Существенные финансовые резервы областного бюджета обуславливают его высокую степень устойчивости к негативным внешним воздействиям.
В 2017 году бюджет Региона был исполнен с дефицитом на уровне 1,1% налоговых и неналоговых доходов (ННД), что составило 1,48 млрд руб. Дефицит был профинансирован за счет финансовых резервов бюджета.
Согласно действующей редакции закона о бюджете, в 2018 году бюджет Области будет исполнен с дефицитом на уровне 24,1% ННД (26,98 млрд руб.). Запланированные расходы регионального бюджета будут профинансированы за счет текущих доходов и остатков на счетах бюджета без привлечения долгового финансирования. По оценкам АКРА, бюджет в 2018 году может быть исполнен с профицитом на уровне 1,5–2,5% ННД. По итогам первого квартала 2018 года динамика налоговых поступлений в бюджет (налоговые и неналоговые доходы и профицит достигли 36,14 млрд и 13,36 млрд руб. соответственно) существенно превосходит показатели соответствующего квартала 2017-го (в упомянутый период аналогичные показатели составили 23,48 млрд и 7,4 млрд руб.).
Остаток на едином счете стабильно превышает накопленный объем долга. Показатели долговой нагрузки Тюменской области соответствуют минимальным уровням риска. Прямой долг Региона (без учета гарантий) состоит из бюджетных кредитов со сроками погашения с 2025 по 2034 год и составляет менее 0,6% от операционного баланса.
Ключевые допущения
- сохранение действия договора между органами власти Тюменской области и автономных округов минимум до 31.12.2020;
- сохранение текущих пропорций распределения поступлений по налогу на прибыль, собранных на территории ХМАО-Югры и ЯНАО, между бюджетами соответствующих автономных округов и Тюменской областью.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение операционного баланса;
- значительное изменение конфигурации межбюджетных отношений в РФ.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Тюменской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Тюменской области был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тюменской области ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (18.05.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Правительством Тюменской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Тюменской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тюменской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Тюменской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.