Пересмотр прогноза по кредитному рейтингу Пермского края (далее — Пермский край, Край, Регион) обусловлен ростом операционного баланса регионального бюджета. Поддержку рейтингу Края оказывают высокая степень самодостаточности доходной части бюджета и минимальный уровень риска, сопряженного с долговой нагрузкой. Давление на рейтинг оказывают показатели развития экономики (в расчете на душу населения), не превосходящие среднероссийские показатели либо уступающие им.
Пермский край находится в Приволжском федеральном округе. Численность населения составляет 2,62 млн человек.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Промышленно развитая региональная экономика, основу которой составляют добыча и переработка нефти, химическая промышленность и производство оборудования различных типов. Крупнейшим налогоплательщиком Региона является ПАО «ЛУКОЙЛ» (с учетом дочерних компаний), которому принадлежат активы в добыче и переработке нефти, а также в реализации нефтепродуктов.
Гибкая бюджетная политика. В 2017 году впервые за последние семь лет бюджет Пермского края был исполнен с профицитом (примерно 0,7% налоговых и неналоговых доходов, ННД), что произошло благодаря опережающему росту доходов. Так, доходы краевого бюджета выросли на 11,6 млрд руб. относительно уровня 2016 года, а расходы увеличились на 9,86 млрд руб. за аналогичный период. Основной фактор роста доходов — прирост поступлений по налогу на прибыль (+6,25 млрд руб.). Более половины прироста поступлений по налогу на прибыль пришлось на сектор электроэнергетики (+2,3 млрд руб.) и химическое производство (+1,2 млрд руб.).
Объем обязательных расходов, по методологии АКРА, в 2014–2017 годах сохранялся примерно на одном уровне. В результате рост доходов бюджета Региона позволил увеличить бюджет развития с 12,3% бюджетных расходов в 2016 году до 18,6% в 2017 году. Операционный баланс по итогам 2017 года, в свою очередь, увеличился до 20,6%, в то время как в 2015–2016 годах составлял в среднем менее 12%.
Сбалансированная долговая политика. По состоянию на 01.05.2018 государственный долг Региона (8,878 млрд руб.) представлен бюджетными кредитами (8,859 млрд руб.) и незначительным объемом государственных гарантий. Благодаря реструктуризации 2017 года 94% бюджетных кредитов Края подлежат погашению в 2017–2024 годы. Оставшиеся 6% подлежат погашению в течение 2023–2034 годов. В конце 2018 года Регион должен погасить примерно 4,7% долга по бюджетным кредитам.
На 01.01.2018 в долговом портфеле Пермского края присутствовали банковские кредиты на сумму 9,0 млрд руб. со сроком погашения в январе 2018 года. Край привлекал данные кредиты в конце 2017 года с целью поддержания необходимого уровня ликвидности бюджета в период новогодних каникул. По состоянию на 01.02.2018 указанный банковский долг был погашен.
В 2017 году расходы по обслуживанию долга составили менее 1% операционного баланса бюджета. АКРА ожидает, что в 2018 году расходы на обслуживание долга также останутся на незначительном уровне (менее 0,7% операционного баланса).
Ключевые допущения
- сохранение сбалансированной долговой политики и политики управления ликвидностью бюджета;
- исполнение бюджета в 2018–2019 годах с дефицитом не более 2% ННД либо с профицитом;
- положительные темпы роста валового регионального продукта (ВРП) в период с 2017 по 2019 год.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- опережающий среднестрановые темпы рост доходов населения и реального ВРП;
- поддержание в 2018–2019 годах бюджета развития (расходов капитального характера) в составе бюджета на уровне более 18%.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение операционного баланса;
- существенный рост долговой нагрузки и расходов на обслуживание долга.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Пермскому краю был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Пермского края был опубликован АКРА 04.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Пермского края ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (29.05.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Правительством Пермского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Пермского края принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Пермского края, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Пермского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.