Повышение кредитного рейтинга ПАО Банк «ФК Открытие» (далее — Банк) до уровня А+(RU) и присвоение прогноза «Стабильный» (ранее рейтинг имел статус «Рейтинг на пересмотре — позитивный») отражают существенные позитивные изменения в кредитоспособности Банка, обусловленные высокой вероятностью оказания ему экстраординарной поддержки органами власти РФ по причине возросшей системной значимости Банка и его Группы и определяющего влияния государства на его кредитоспособность.
АКРА ожидает, что при реализации сценария системного экономического стресса и (или) в случае существенного ухудшения показателей собственной кредитоспособности Банка ЦБ РФ предоставит достаточный объем экстраординарной поддержки в форме капитала или ликвидности для удовлетворения требований кредиторов. Данное рейтинговое действие основывалось на применении Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Высокая системная значимость Банка (с учетом пенсионных и страховых активов, консолидируемых в рамках Группы ПАО Банк «ФК Открытие») выражается в потенциальных последствиях его дефолта, который может привести к кризису доверия как по отношению к российскому банковскому сектору в целом, так и к госбанкам РФ в частности, к возникновению системного банковского кризиса, а также создать существенные финансовые и репутационные риски для государства и риски социального характера. Оказанные на протяжении последних 12 месяцев беспрецедентные объемы поддержки (свыше 700 млрд руб. в форме кредитов ЦБ РФ и около 450 млрд руб. в виде капитала) также свидетельствуют о высокой системной значимости Банка.
Очень сильное влияние государства на кредитоспособность. Основным акционером Банка является Центральный банк РФ (доля в уставном капитале более 99,99%). В настоящее время акции Банка находятся в доверительном управлении ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» (УК ФКБС). Государство в лице ЦБ РФ имеет возможность не только осуществлять акционерный контроль за деятельностью Банка, но и определять стратегические направления его развития, а также контролировать его операционную деятельность (в состав наблюдательного совета Банка входят представители Центрального банка и Министерства финансов Российской Федерации).
К другим факторам очень сильных связей Банка с государством АКРА относит(1) готовность ЦБ РФ оказать Банку экстраординарную поддержку через механизмы представления ликвидности и капитала в рамках ФКБС; (2) недавние прецеденты оказания поддержки (в течение последнего года Банк был докапитализирован со стороны ЦБ РФ; также ему предоставлялись значительные средства с целью поддержки ликвидности и замещения оттоков клиентских средств).
Ключевым фактором, ограничивающим рейтинг Банка на уровне «паритет с РФ минус 4 ступени», является возможное изменение в долгосрочной перспективе (на горизонте 3–5 лет) уровня акционерного и операционного контроля над Банком со стороны ЦБ РФ вследствие вхождения в его капитал иных акционеров, что способно оказать влияние на оценку АКРА степени связей государства и Банка.
В настоящее время АКРА не осуществляет присвоение оценки собственной кредитоспособности (ОСК) Банка в связи с незавершенностью полномасштабной трансформации Банка и его Группы. Упомянутая трансформация предполагает присоединение к Банку в краткосрочном периоде ПАО «БИНБАНК», ПАО «РГС Банк», консолидацию пенсионных и страховых активов, находящихся в настоящее время в составе Группы, передачу значительной части активов Банка и Группы в банк непрофильных активов, а также утверждение новой стратегии развития Банка. В связи с этим определение бизнес-профиля Банка, осуществление стресс-тестирования достаточности капитала, прогностически достоверная оценка риск-профиля Банка в настоящее время не представляются возможными. АКРА возобновит присвоение ОСК в порядке регулярного мониторинга рейтинга Банка по мере получения необходимой информации.
Вместе с тем Агентство отмечает, что отдельные показатели собственной кредитоспособности свидетельствуют о существенном улучшении финансового положения Банка. В частности, после докапитализации Банка со стороны ЦБ РФ на 01.04.2018 нормативный показатель достаточности капитала Н1.2 составил 12,9%. На указанную дату Банк поддерживал сильные показатели ликвидности и адекватные показатели качества фондирования, причем его зависимость от фондирования со стороны ЦБ РФ значительно снизилась. Тем не менее, согласно консолидированной отчетности по МСФО, по итогам 2017 года Банк продолжал сохранять на своем балансе значительный объем проблемных кредитов: суммарный объем кредитов, просроченных на срок более 90 дней, составлял около 15% совокупного кредитного портфеля. При этом концентрация высокорискованных отраслей (к которым АКРА относит строительство и недвижимость) составляла около 200% по отношению к основному капиталу Банка по МСФО.
Ключевые допущения
- своевременное оказание Банку в случае необходимости экстраординарной поддержки со стороны ЦБ РФ;
- поддержание Банком устойчивых показателей достаточности капитала и ликвидности, соответствующих регуляторным требованиям и обеспечивающих реализацию стратегии его развития;
- завершение в течение следующих 6–12 месяцев процесса консолидации Группы Банка в рамках Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС), передача непрофильных и проблемных активов на баланс новой структуры, формируемой в рамках ФКБС;
- утверждение Банком в 2018 году новой стратегии развития.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- изменение оценки поддержки со стороны государства в сторону повышения вследствие улучшения оценки АКРА системной значимости Банка и/или позитивного влияния новой информации относительно будущего состава акционеров Банка;
- в среднесрочной перспективе — значительное улучшение качества активов, рост показателей достаточности капитала, качественное улучшение бизнес-профиля Банка, что в совокупности может обусловить высокую оценку собственной кредитоспособности и оказать влияние на структуру рейтинга при условии пересмотра Агентством текущего подхода к оценке поддержки со стороны государства.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение уровня системной значимости Банка для экономики РФ;
- потеря акционерного или операционного контроля над Банком со стороны государства.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): не присваивается.
Корректировки: поддержка со стороны государства, паритет с РФ минус 4 ступени.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг и прогноз по кредитному рейтингу были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. Для определения отдельных факторов собственной кредитоспособности использовались элементы Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг ПАО Банк «ФК Открытие» был опубликован АКРА 03.07.2017. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты рейтингового действия (28.05.2018).
Кредитный рейтинг и прогноз по кредитному рейтингу были присвоены на основании данных, предоставленных ПАО Банк «ФК Открытие», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности ПАО Банк «ФК Открытие» по МСФО и отчетности ПАО Банк «ФК Открытие», составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 24.11.2016 № 4212-У. Кредитный рейтинг является запрошенным, ПАО Банк «ФК Открытие» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ПАО Банк «ФК Открытие», не выявлены.
АКРА оказывало ПАО Банк «ФК Открытие» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.