Кредитный рейтинг Московской области (далее — Московская область, Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и сбалансированной долговой нагрузкой при умеренных рисках предприятий расширенного госсектора. В краткосрочном периоде высокий плановый рост капитальных расходов и дефицита бюджета не приведет к снижению кредитоспособности Области благодаря существенному улучшению профиля погашения долга (отсутствие краткосрочного рыночного долга, средний срок погашения — три года).
Московская область — крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику РФ (3,7 трлн руб. в 2017 году, или порядка 5% суммарного российского валового регионального продукта, ВРП). Регион занимает второе место по численности населения (5% общего населения страны).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Высокая диверсификация экономики и выгодное географическое положение. Несмотря на исторически высокую концентрацию предприятий машиностроительного сектора, доминирующей в Регионе отраслью производства является пищевая промышленность (порядка 25% промышленного производства), не относящаяся к процикличным отраслям. Налоговые поступления в бюджет Области не зависят от одного крупного налогоплательщика (или группы крупных налогоплательщиков): максимальная доля одного налогоплательщика в налоговых доходах бюджета исторически составляет менее 4%. Близость к Москве гарантирует стабильный рынок сбыта продукции, производимой в Московской области, и спрос на трудовые ресурсы, что обеспечивает низкий уровень безработицы (59% от среднестранового уровня в 2014–2017 годах) и относительно высокий уровень среднедушевых денежных доходов (на 29% выше, чем в среднем по стране в течение анализируемого периода).
Масштабная программа капитальных вложений. Бюджет Московской области характеризуется стабильно высокой долей собственных поступлений (выше 90% доходов бюджета без учета субвенций). Порядка 75–80% совокупных расходов составляют обязательные расходы, в связи с чем операционный баланс равнялся более 20% регулярных доходов в среднем за 2015–2017 годы. Средняя доля капитальных расходов составляла 17% в 2014–2017 годах, и по итогам 2018–2019 годов запланированный масштабный рост капитальных вложений мог бы привести к ее росту более чем до 20%. В базовом сценарии мы ожидаем исполнения данных расходов на уровне не более 80%. Прирост капитальных расходов произойдет по разделам «Дорожное хозяйство», «ЖКХ», «Образование и здравоохранение» и наряду с ростом обязательных расходов приведет к значительному увеличению дефицита бюджета (до 20–21% доходов в 2018 году). Финансирование дефицита будет на 50% осуществляться из средств собственного финансового резерва, еще 50% потребует наращивания коммерческого долга.
Средний уровень долговой нагрузки в сочетании со сбалансированной структурой долга. По оценкам АКРА, в 2018–2019 годах при условии исполнения текущей программы капитальных вложений совокупный долг Области может превысить 300% операционного баланса (соответствует существенному уровню риска). С точки зрения долговой нагрузки это компенсируется улучшением структуры долга. На дату анализа и в прогнозе на конец 2018 года краткосрочный долг Региона составляет 6% его совокупного долга и примерно в 10 раз покрывается ожидаемым операционным балансом за вычетом процентных расходов, что соответствует минимальному риску рефинансирования.
Умеренный объем обязательств предприятий государственного сектора. Финансовая и коммерческая задолженность принадлежащих Области предприятий, которая может быть погашена из регионального бюджета, оценивается АКРА на конец 2017 года в 4,6 млрд руб. (3,5% прямого долга Региона на конец упомянутого года).
Избыточная ликвидность бюджета. Московская область регулярно размещает средства на депозитах, не имея при этом просроченной кредиторской задолженности. Собственный объем ликвидности снизится в случае исполнения в 2018–2019 годах программы капитальных вложений, но останется на уровне, не предусматривающем дополнительных процентных расходов.
Ключевые допущения
- возможность частичного погашения задолженности предприятий госсектора за счет средств бюджета Области;
- исполнение в 2018–2019 годах программы капитальных вложений в размере 75–80%;
- финансирование 50% прироста капитальных расходов долгосрочными заимствованиями.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- улучшение финансового состояния компаний государственного сектора;
- существенное превышение темпов роста экономики над среднероссийским уровнем.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост уровня обязательных расходов;
- длительное сохранение дефицита бюджета на уровне выше 5% доходов;
- существенное сокращение средней срочности рыночного долга.
Рейтинги выпусков
Московская область, 35010 (ISIN RU000A0JX0B9), срок погашения — 21.11.2023, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА(RU).
Московская область, 34011 (ISIN RU000A0ZYML3), срок погашения — 22.12.2022, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Московской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга. Кредитные рейтинги данных долговых инструментов соответствуют кредитному рейтингу Московской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Московской области и облигационных выпусков Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, ISIN RU000A0ZYML3) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Московской области и государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, ISIN RU000A0ZYML3) были опубликованы АКРА 12.12.2016, 12.12.2016 и 21.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, ISIN RU000A0ZYML3) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (06.06.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Московской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Московской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Московской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Московской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения и подтверждения кредитного рейтинга выявлены не были.