Кредитный рейтинг Белгородской области (далее — Область, Регион) обусловлен стабильными бюджетными показателями, сбалансированной по срокам погашения и структуре долговой нагрузкой, федеральной поддержкой сельского хозяйства и высоким уровнем развития инфраструктуры.
На территории Области производится порядка 40% российского железорудного концентрата, а благоприятные климатические условия обеспечивают возможности для развития нецикличных отраслей — сельского хозяйства и пищевой промышленности, что оказывает положительное влияние на диверсификацию экономики Региона, зависимой от добывающей отрасли.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Прирост налоговых доходов в 2017 году был направлен на финансирование как обязательных, так и капитальных расходов. В 2017 году налоговые доходы Области выросли (преимущественно за счет металлургического сектора в связи ограничением списания убытков), что усилило зависимость бюджетных доходов от связанных секторов — добычи железной руды и металлургического производства. По оценке АКРА, в 2017 году до 36% налоговых доходов бюджета Региона были обеспечены указанными секторами (годом ранее этот показатель составлял 17%). Рост доходов сопровождался увеличением как обязательных, так и капитальных расходов (в основном в дорожном хозяйстве). Планируемый на 2018–2020 годы объем налоговых доходов позволит Области обеспечивать достаточно высокий уровень капитальных расходов и высокое соотношение операционного баланса и регулярных доходов, при этом постепенный рост обязательных расходов компенсируется возрастающей долей собственных доходов Области.
Сбалансированный по сроку и структуре долг не оказывает избыточного давления на показатели долговой нагрузки. Расчетные показатели долговой нагрузки соответствуют категории низкого уровня риска в силу относительно высокого размера операционного баланса и комфортного графика погашения долга. АКРА полагает, что Область будет исполнять свои обязательства, наложенные соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, в том числе за счет снижения объема выданных гарантий: на первое мая они составляют 17% долга, однако срок их действия будет истекать, а выдача новых гарантий предусмотрена в минимальном размере.
Высокий уровень ликвидности. Правительство Области не имеет права размещать депозиты в банках, однако располагает необходимым уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. В 2017 году и в течение истекшего периода 2018 года остатки средств на счетах бюджета на начало текущего месяца в основном превышали расходы месяца.
Ключевые допущения
Высокий уровень ликвидности. Правительство Области не имеет права размещать депозиты в банках, однако располагает необходимым уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. В 2017 году и в течение истекшего периода 2018 года остатки средств на счетах бюджета на начало текущего месяца в основном превышали расходы месяца.
- сохранение зависимости экономики Области от динамики ее ключевых секторов;
- сохранение существенного уровня федеральной поддержки сектора АПК Области;
- сохранение сбалансированной долговой политики с преимущественным привлечением долгосрочного долга и равномерным графиком погашения.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- стабилизация поступлений по налогу на прибыль в бюджет Области без учета влияния временного ограничения зачета убытков;
- улучшение показателей долговой нагрузки по мере роста операционного баланса и (или) сокращения объема выданных гарантий;
- рост доли продукции с высокой добавленной стоимостью в АПК.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение поддержки предприятий сельского хозяйства со стороны федерального бюджета, влекущее за собой рост расходов областного бюджета;
- изменение долговой политики и временной структуры долга;
- рост стоимости обслуживания долга.
Рейтинги выпусков
Белгородская область, 35011 (ISIN RU000A0JXTW1); срок погашения — 11.06.2024, объем эмиссии — 4 млрд руб. — А+(RU).
Обоснование. Облигационный выпуск Белгородской области, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Белгородской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Белгородской области и облигационного выпуска Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Белгородской области и государственных ценных бумаг Белгородской области были опубликованы АКРА 13.06.2017 и 19.06.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Белгородской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Белгородской области ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (06.06.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Белгородской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Белгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Белгородской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Белгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.