Кредитный рейтинг Белгородской области (далее — Область, Регион) обусловлен стабильными бюджетными показателями, сбалансированной по срокам погашения и структуре долговой нагрузкой, федеральной поддержкой сельского хозяйства и высоким уровнем развития инфраструктуры.

На территории Области производится порядка 40% российского железорудного концентрата, а благоприятные климатические условия обеспечивают возможности для развития нецикличных отраслей — сельского хозяйства и пищевой промышленности, что оказывает положительное влияние на диверсификацию экономики Региона, зависимой от добывающей отрасли.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Прирост налоговых доходов в 2017 году был направлен на финансирование как обязательных, так и капитальных расходов. В 2017 году налоговые доходы Области выросли (преимущественно за счет металлургического сектора в связи ограничением списания убытков), что усилило зависимость бюджетных доходов от связанных секторов — добычи железной руды и металлургического производства. По оценке АКРА, в 2017 году до 36% налоговых доходов бюджета Региона были обеспечены указанными секторами (годом ранее этот показатель составлял 17%). Рост доходов сопровождался увеличением как обязательных, так и капитальных расходов (в основном в дорожном хозяйстве). Планируемый на 2018–2020 годы объем налоговых доходов позволит Области обеспечивать достаточно высокий уровень капитальных расходов и высокое соотношение операционного баланса и регулярных доходов, при этом постепенный рост обязательных расходов компенсируется возрастающей долей собственных доходов Области.

Сбалансированный по сроку и структуре долг не оказывает избыточного давления на показатели долговой нагрузки. Расчетные показатели долговой нагрузки соответствуют категории низкого уровня риска в силу относительно высокого размера операционного баланса и комфортного графика погашения долга. АКРА полагает, что Область будет исполнять свои обязательства, наложенные соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, в том числе за счет снижения объема выданных гарантий: на первое мая они составляют 17% долга, однако срок их действия будет истекать, а выдача новых гарантий предусмотрена в минимальном размере.

Высокий уровень ликвидности. Правительство Области не имеет права размещать депозиты в банках, однако располагает необходимым уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. В 2017 году и в течение истекшего периода 2018 года остатки средств на счетах бюджета на начало текущего месяца в основном превышали расходы месяца.

Ключевые допущения

Высокий уровень ликвидности. Правительство Области не имеет права размещать депозиты в банках, однако располагает необходимым уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. В 2017 году и в течение истекшего периода 2018 года остатки средств на счетах бюджета на начало текущего месяца в основном превышали расходы месяца.

  • сохранение зависимости экономики Области от динамики ее ключевых секторов;
  • сохранение существенного уровня федеральной поддержки сектора АПК Области;
  • сохранение сбалансированной долговой политики с преимущественным привлечением долгосрочного долга и равномерным графиком погашения.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • стабилизация поступлений по налогу на прибыль в бюджет Области без учета влияния временного ограничения зачета убытков;
  • улучшение показателей долговой нагрузки по мере роста операционного баланса и (или) сокращения объема выданных гарантий;
  • рост доли продукции с высокой добавленной стоимостью в АПК.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное снижение поддержки предприятий сельского хозяйства со стороны федерального бюджета, влекущее за собой рост расходов областного бюджета;
  • изменение долговой политики и временной структуры долга;
  • рост стоимости обслуживания долга.

Рейтинги выпусков

Белгородская область, 35011 (ISIN RU000A0JXTW1); срок погашения — 11.06.2024, объем эмиссии — 4 млрд руб. — А+(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Белгородской области, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Белгородской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Белгородской области и облигационного выпуска Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Белгородской области и государственных ценных бумаг Белгородской области были опубликованы АКРА 13.06.2017 и 19.06.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Белгородской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Белгородской области ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (06.06.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Белгородской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Белгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Белгородской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Белгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Жаннур Ашигали
Директор — руководитель проекта по взаимодействию со странами Средней Азии, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 02

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.