Краткая информация о компании
ООО «Союздорстрой» (далее — ГК АВТОБАН, Компания) — крупнейшая в России компания в сфере дорожного строительства, имеющая долю рынка 7,1%. По объемам строительно-монтажных работ ГК АВТОБАН входит в тройку лидеров российского рынка в данном сегменте. В 2016 году Компания построила 147,7 км дорог, при этом мощности Компании позволяют ей при необходимости полностью обеспечить строительство ключевых проектов собственными силами — до 200 км дорог в год. Общая сумма подписанных контрактов (бэклога) превышает 140 млрд руб. Около 90% выручки ГК АВТОБАН приходится на государственные контракты, а также у Компании есть опыт работы в рамках ГЧП, в том числе по концессионным соглашениям. Ключевым бенефициаром ГК АВТОБАН является А.В. Андреев (100%-ная доля в Компании).
Факторы рейтинговой оценки
Отраслевой риск-профиль
Отраслевой риск-профиль характеризуется как высокий
АКРА оценивает базовый риск отрасли инфраструктурного строительства как очень высокий в связи со значительным числом банкротств в данном секторе за период с 2014 по 2016 год. В числе банкротов оказались такие крупные компании, как омский «Мостовик» (занимавшийся строительством моста во Владивостоке и олимпийских объектов), «Инжтрансстрой» (один из подрядчиков строительства олимпийских объектов и стадиона «Крестовский» в Санкт-Петербурге). Одной из причин такой ситуации эксперты называют существенные недоработки в сфере регулирования конкурсных процедур, а также в подготовке проектно-сметной документации. В результате Компании вынуждены занижать стоимость работ по госконтрактам, а проекты строительства недостаточно проработаны. Это влечет за собой серьезное удорожание проектов, не компенсируемое строителям со стороны государства.
В то же время АКРА отмечает, что дорожное строительство — наименее рискованный сегмент строительной отрасли. Это позволяет снизить уровень отраслевого риск-профиля на одну ступень. Методология АКРА рассматривает возведение автомобильных дорог как простой вид инфраструктурного строительства относительно других его направлений, что учитывается в факторе «бизнес-профиль».
Транспортная инфраструктура в РФ испытывает дефицит автодорог с капитальным типом покрытия. Основная часть бюджетных средств на развитие транспортной инфраструктуры (более 60%) расходуется именно на дорожное строительство — 455 млрд руб. по итогам 2016 года. В РФ приняты документы, формирующие стратегию развития транспортной инфраструктуры. В их числе: целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)», «Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года», региональные программы по развитию транспорта. Среди последних можно выделить «Программу развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 года», программы по развитию транспортной инфраструктуры Крыма, строительству Керченского моста, автомагистралей М-11 «Москва — Санкт-Петербург», М-4 «Дон», М-3 «Украина», М-7 «Волга», М-5 «Урал», М-1 «Беларусь». Объем финансирования рынка транспортного строительства, согласно данным компании EMBS Group, в 2016 году увеличился на 24% по сравнению с 2015 годом и составил 737 млрд руб. АКРА ожидает, что в период с 2017 по 2019 год объемы дорожного строительства продолжат расти как за счет новых проектов, так и в результате реконструкции действующих автодорог (в 2017 году только 80% дорог общего пользования федерального значения соответствовали нормативным требованиям).
Операционный риск-профиль
Рыночная позиция
Рыночная позиция Компании оценивается как сильная
Объем выполненных Компанией заказов существенно увеличился в период с 2013 по 2016 год: примерно на 17% ежегодно на фоне роста рынка дорожного строительства на 6% в год. Доля рынка ГК АВТОБАН выросла с 4,7% в 2013-м до 7,1% в 2016-м. В сфере дорожного строительства Компания является лидером, однако по общим показателям объема портфеля и бэклога уступает конкурентам (ПАО «Мостотрест» и АО «ВАД»).
В портфеле клиентов ГК АВТОБАН на ФДА Росавтодор приходится 26%, на ГК «Автодор» — 68%, а на территориальные бюджеты — 6%. Компания активно осваивает проекты ГЧП и концессионное направление, что позволяет ей рассчитывать на получение значимых контрактов в будущем.
Бизнес-профиль
Бизнес-профиль Компании оценивается как сильный
Компания занимается наименее сложным видом строительства (возведением дорожного полотна) и работает в данном сегменте более 50 лет. АКРА высоко оценивает этот факт, а также отмечает значительный опыт Компании в строительстве дорог в тяжелых климатических условиях, что дает ей возможность участвовать во всех потенциальных проектах по строительству дорог в РФ и за рубежом.
Бэклог Компании обеспечивает ее заказами более чем на три года работы, а доступ к концессионным объектам может обеспечить поступление существенных дополнительных объемов заказов в рамках ГЧП.
Деятельность ГК АВТОБАН в значительной степени зависит от подрядных организаций — так, в 2016 году на долю субподряда приходилось 46% от общего объема работ, выполненных Компанией. Однако привлечение субподряда, по мнению АКРА, является экономически обоснованным, поскольку ведется в тех регионах, где у Компании нет развернутой технологической базы.
При этом следует отметить, что мощности ГК АВТОБАН позволяют в случае необходимости полностью обеспечить строительство ключевых проектов собственными силами — до 200 км дорог в год. В дальнейшем более активная работа в рамках концессионных соглашений потребует от Компании активного привлечения подрядчиков.
Развитие инжиниринговой составляющей бизнеса и функции генерального подрядчика с привлечением большего количества субподрядных организаций в дальнейшем также могут помочь Компании увеличить долю рынка и обеспечить доступ к крупным проектам ГЧП. В то же время АКРА отмечает наличие риска концентрации на крупном заказчике и больших проектах, на долю которых приходится 29% выручки и 55% бэклога соответственно.
Географическая диверсификация
Географическая диверсификация Компании оценивается как очень сильная
ГК АВТОБАН присутствует в 13 регионах и пяти федеральных округах. При этом деятельность ведется в регионах, характеризующихся высоким уровнем социально-экономического развития: Московская область (пусковой комплекс № 3 ЦКАД), Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Липецкая область, Краснодарский край. Компания задействована в реализации федеральных проектов, а также участвует в реконструкции трассы М-1 «Беларусь». В перспективе — выход ГК АВТОБАН на рынок российской столицы, где планируется крупное дорожное строительство на территории Новой Москвы.
Корпоративное управление
Уровень корпоративного управления Компании оценивается как средний
Стратегия ГК АВТОБАН носит консервативный характер и предусматривает реализацию в основном крупных высокорентабельных проектов (стоимостью не менее 20 млрд руб.). По темпам роста ГК АВТОБАН опережает рынок, активно осваивает перспективное концессионное направление и проекты ГЧП, а благодаря планируемому выходу на рынок Москвы снизит зависимость от ФДА Росавтодор и ГК «Автодор» и сможет получить доступ к проектам суммарной стоимостью более 1 трлн руб.
Уровень финансовых рисков ГК АВТОБАН определен в концепции финансового развития Компании и положении о дивидендных выплатах. Тем не менее все параметры финансового риск-менеджмента определяются ежегодно решениями совета директоров ДСК «АВТОБАН» (входит в ГК АВТОБАН) и ключевого бенефициара. Наблюдаемая подверженность Компании валютным и процентным рискам низкая: большая часть ее кредитного портфеля сформирована обязательствами с фиксированными ставками, а валютного долга у нее нет.
Компания включает в себя значительное количество юридических лиц, однако это связано с производственной необходимостью и спецификой деятельности. При этом внутригрупповых денежных потоков между ними не отмечено.
ГК АВТОБАН составляет ежегодную отчетность (не раскрывается публично), аудитором которой является международная компания; информация о производственных показателях Компании публикуется на ее сайте.
Финансовый риск-профиль
Основные предпосылки прогнозирования финансовых показателей и принципы их учета в рейтинговой модели
В качестве источника прогноза ряда показателей использовался подготовленный АКРА макроэкономический прогноз на 2017–2021 годы «Низкая инфляция в России заставит государство и бизнес искать новые формы гибкости» от 9 октября 2017 года
В рамках проведения рейтингового анализа АКРА построило финансовую модель денежных потоков ГК АВТОБАН на период с 2017 по 2019 год. В качестве основных предпосылок для модели использовались как данные Компании, так и ожидания АКРА по макроэкономическим показателям.
Доходная часть операционной модели строилась на базе ожиданий Компании по росту портфеля проектов на 8,5% в год. Данный прогнозный показатель опирается на два допущения: о ежегодной инфляции на уровне 4–4,5% (для ее компенсации Компания будет перекладывать издержки на потребителей) и о росте выручки на 3–4% в результате увеличения доли субподрядных работ на новых проектах. Исторически (в период с 2013 по 2016 год) выручка Компании ежегодно росла на 17%.
Дополнительные доходы от реализации концессионного соглашения при строительстве пускового комплекса № 3 ЦКАД прогнозируются на уровне затрат на реализацию концессии из младшего долга (доли инвестиционных обязательств ГК АВТОБАН как соинвестора проекта). В целом Компания рассчитывает на более высокие поступления от концессионной деятельности.
Затратная часть операционной модели формировалась на основе предположения о том, что в прогнозном периоде сохранится норма валовой рентабельности бизнеса Компании на уровне исторических показателей за 2013-2016 годы.
В рамках рейтинговой модели финансовые показатели Компании усреднялись путем взвешивания. Наибольшие веса — по 30% — имели показатели 2017 и 2018 годов, показателю 2019-го был присвоен вес в 20%, показатели за 2016 год взяты с весом 15%, а данные 2015-го — с весом 5%. При расчете коэффициентов ликвидности учитывались только прогнозные показатели 2017, 2018 и 2019 годов в соотношении 30%, 50% и 20% соответственно.
Размер и рентабельность
Размер Компании оценивается как средний
По итогам 2016 года выручка ГК АВТОБАН достигла 33,9 млрд руб., а FFO до чистых процентных платежей и налогов составил 3,6 млрд руб. (к 2019 году, по прогнозам Компании, его величина превысит 5,0 млрд руб., а выручка в 2019 году ожидается на уровне 52,3 млрд руб.). Общая сумма бэклога ГК АВТОБАН равна 147 млрд руб., что соответствует высокой оценке по данному фактору.
Рентабельность Компании оценивается как средняя
Рентабельность Компании по FFO до процентных платежей и налогов в течение прогнозного периода сохранится на уровне 2016 года и составит 11%, что соответствует среднему уровню рентабельности для компаний, занимающихся строительством инфраструктуры.
Долговая нагрузка и обслуживание долга
Долговая нагрузка Компании оценивается как средняя
Долг Компании в рамках концессионных соглашений рассматривается АКРА как обособленный от ГК АВТОБАН, поскольку доля ГК АВТОБАН в ООО «АСК», по информации Компании, снизится с 75% в 2017-м до менее 50% в 2018-м. Кроме того, указанный долг (согласно закону «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ) подлежит полному возмещению кредиторам в случае изменения условий концессии, при этом концессионеру возвращаются также расходы по кредитам.
Уровень покрытия процентных платежей Компании оценивается как средний
В то же время младший долг, привлеченный ГК АВТОБАН для участия в качестве инвестора концессионного проекта, оценивается как обязательства самой Компании. По оценкам АКРА, в 2017 году долг Компании составит 12,6 млрд руб., однако к 2019 году его уровень опустится до 7,2 млрд руб. Долговая нагрузка (общий долг / FFO до чистых процентных платежей) ГК АВТОБАН в 2017 году составит 2,8х, а к 2019 году снизится до 1,5х. Отношение долг / капитал снизится с 1,4х в 2017 году до 0,5х к 2019-му. График погашения долга достаточно комфортный, поскольку крупные погашения приходятся на период с 2019 года. Уровень покрытия долга оценивается АКРА как средний — он вырастет с 2,7х в 2017-м до 5,2х в 2019-м.
Ликвидность и денежные потоки
Ликвидность Компании оценивается как сильная
Долг ГК АВТОБАН, как ожидается, увеличится по итогам 2017 года в основном за счет привлечения младшего долга в рамках концессионного соглашения по строительству пускового комплекса № 3 ЦКАД. С 2018 года Компания будет сокращать объем своих долговых обязательств, при этом основные погашения по выпущенными облигациям (на 6 млрд руб.) приходятся на 2019 год.
Погашение младшего долга, привлеченного ГК АВТОБАН для участия в концессионном проекте по строительству пускового комплекса № 3 ЦКАД, планируется после 2020 года.
АКРА ожидает, что коэффициент краткосрочной ликвидности Компании составит 1,9 в 2017–2019 годах, а также отмечает наличие невыбранных лимитов по кредитным линиям ГК АВТОБАН на уровне свыше 4 млрд руб. С учетом этих факторов, а также наличия у Компании возможности привлекать финансирование на российском рынке, качественная оценка ликвидности находится на высоком уровне.
Денежный поток Компании оценивается как слабый
Свободный денежный поток Компании АКРА оценивает как слабый, поскольку делает консервативное допущение, что в прогнозном периоде дивидендные выплаты Компании останутся на уровне 2013–2016 годов и составят 20% чистой прибыли. При этом доля капитальных затрат в выручке Компании относительно низкая, что позитивно сказывается на оценке по фактору «денежные потоки».
Рисунок 1. Прогноз ликвидности Компании
Аналитические корректировки
Аналитические корректировки не осуществлялись.
Поддержка
Группа
Компания не является частью идентифицируемой группы по методологии АКРА.
Государство
Компания не является организацией с влиянием государства по методологии АКРА.
Ключевые допущения
- рост ежегодной выручки от реализации проектов на 8,5%;
- расходы Компании на выплату дивидендов в пределах 20% чистой прибыли;
- реализация инвестиционной программы на сумму в пределах 1,5 млрд руб. в год и отсутствие необходимости привлечения долга.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост усредненной рентабельности по FFO до процентных платежей и налогов выше 12% при одновременном увеличении FFO до чистых процентных платежей и налогов выше 5 млрд руб.;
- рост усредненной рентабельности по FCF выше 2,5%;
- рост усредненного показателя обслуживания долга (FFO до чистых процентных платежей / процентные платежи) выше 8х.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- падение усредненной рентабельности по FFO до процентных платежей и налогов ниже 3%;
- рост усредненной долговой нагрузки (общий долг / FFO до чистых процентных платежей) выше 3,5х при одновременном падении усредненного показателя обслуживания долга (FFO до чистых процентных платежей / процентные платежи) ниже 2,5х;
- существенное ухудшение доступа к внешним источникам ликвидности.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Рейтинговая история
29.12.2017 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен ООО «Союздорстрой» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты рейтингового действия (28.12.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ООО «Союздорстрой», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ООО «Союздорстрой» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ООО «Союздорстрой», не выявлены.
АКРА оказывало ООО «Союздорстрой» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.