Кредитный рейтинг Волгоградской области (далее — Волгоградская область, Область, Регион) обусловлен высокой степенью самодостаточности бюджета, а также соотношением расходов на обслуживание долга и операционного баланса, значение которого соответствует минимальному уровню риска. Давление на рейтинг оказывают низкая гибкость бюджета и показатели развития экономики (в расчете на душу населения), существенно уступающие среднероссийским.
Волгоградская область расположена в Южном федеральном округе, граничит c пятью регионами РФ и с Казахстаном. В Области проживает 2,5 млн человек, а в 2016 году ее валовой региональный продукт (ВРП) составил 743,3 млрд руб. (25-е место в РФ).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Диверсифицированная экономика со среднедушевыми доходами на уровне ниже среднероссийских. Основа экономики Региона — обрабатывающая промышленность (производство нефтепродуктов, готовых металлических изделий, пищевых продуктов), торговля (оптовая и розничная) и сельское хозяйство. Среднедушевые доходы соответствуют 70,2% (данные за 2017 год), а ВРП на душу населения — 64,3% (данные за 2016 год) от соответствующих среднероссийских значений. Уровень безработицы (по методологии МОТ) демонстрирует снижение: с 7,2% в 2015 году до 6,0% по итогам 2017-го.
Низкая гибкость бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в составе бюджета соответствуют высокой степени его самодостаточности. В то же время достаточно существенная доля обязательных (по методологии АКРА) расходов обуславливает его низкую гибкость. В 2017 году бюджет был исполнен с дефицитом на уровне 2,0% ННД (в 2015–2016 годы дефицит превышал 11% ННД). Бюджет развития (по методологии АКРА) в 2017 году увеличился до 17,5% расходов бюджета (в 2015–2016 годы составлял в среднем 10,0%). В 2017 году вырос объем просроченной кредиторской задолженности (со 166,9 млн руб. на 01.01.2017 до 741,8 млн руб. на 01.01.2018). За первый квартал 2018-го объем просроченной задолженности был уменьшен до 545,3 млн руб. В мае 2018 году в Закон «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» были внесены поправки, предусматривающие погашение в 2018 году кредиторской задолженности прошлых лет.
Комфортный график погашения долга. По состоянию на 01.05.2018 прямой долг Области состоял из облигаций (30,6% остатка долга), банковских и бюджетных кредитов (23,0% и 46,5% остатка долга соответственно). Более 84% остатка долга подлежит погашению после 2020 года (включительно). Соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса, а также отношение операционного баланса субъекта за вычетом процентных расходов к объему погашения долга в текущем году соответствуют минимальному уровню риска.
Ключевые допущения
- исполнение бюджета 2018 года с дефицитом не более 1% налоговых и неналоговых доходов;
- соблюдение в 2018–2019 годах правил реструктуризации бюджетных кредитов 2017 года.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост (относительно среднестрановых уровней) показателей развития региональной экономики (ВРП на душу населения, среднедушевые доходы);
- существенное снижение уровня долговой нагрузки.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение операционного баланса;
- существенный рост расходов на обслуживание долга относительно операционного баланса.
Рейтинги выпусков
Государственные облигации Волгоградской области 2013 года, 35003 (ISIN RU000A0JTXF6), срок погашения — 14.06.2018, объем эмиссии — 5 млрд руб. — BBB(RU);
Государственные облигации Волгоградской области 2013 года, 35004 (ISIN RU000A0JU6P9), срок погашения — 01.11.2018, объем эмиссии — 2 млрд руб. — BBB(RU);
Государственные облигации Волгоградской области 2014 года, 35005 (ISIN RU000A0JUP89), срок погашения — 13.07.2019, объем эмиссии — 5 млрд руб. — BBB(RU);
Государственные облигации Волгоградской области 2015 года, 35006 (ISIN RU000A0JVU65), срок погашения — 30.10.2020, объем эмиссии — 5 млрд руб. — BBB(RU);
Государственные облигации Волгоградской области 2017 года, 35007 (ISIN RU000A0JXSD3), срок погашения — 02.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб. — BBB(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Волгоградской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Волгоградской области.
Кредитные рейтинги Волгоградской области и облигационных выпусков Волгоградской области (ISIN RU000A0JTXF6, ISIN RU000A0JU6P9, ISIN RU000A0JUP89, ISIN RU000A0JVU65, ISIN RU000A0JXSD3) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Волгоградской области был опубликован АКРА 26.06.2017. Впервые кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Волгоградской области (ISIN RU000A0JTXF6, ISIN RU000A0JU6P9, ISIN RU000A0JUP89, ISIN RU000A0JVU65, ISIN RU000A0JXSD3) были опубликованы АКРА 27.06.2017.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Волгоградской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Волгоградской области (ISIN RU000A0JTXF6, ISIN RU000A0JU6P9, ISIN RU000A0JUP89, ISIN RU000A0JVU65, ISIN RU000A0JXSD3) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (07.06.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Администрацией Волгоградской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Администрация Волгоградской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Волгоградской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Администрации Волгоградской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.