Кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — ЯНАО, Округ, Регион) обусловлен высокими показателями развития региональной экономики, высокой степенью самодостаточности бюджета и высоким уровнем его ликвидности, а также минимальным уровнем риска долговой нагрузки.
ЯНАО расположен в Уральском федеральном округе и граничит с четырьмя регионами РФ. Округ относится к районам Крайнего Севера, а более половины его территории расположено за полярным кругом.
ЯНАО одновременно является равноправным субъектом РФ и входит в состав Тюменской области (AAA(RU), прогноз «Стабильный»). Границы Тюменской области установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14.08.1944, в соответствии с которым в ее состав входят национальные округа (ХМАО-Югра (AAA(RU), прогноз «Стабильный») и ЯНАО). Между органами государственной власти ЯНАО, Тюменской области и ХМАО-Югры действует договор (начало действия — 01.01.2005; срок действия — пять лет; при согласии сторон пролонгируется на очередные пять лет; текущая пролонгация действует до 31.12.2025; возможность заключения подобного договора предусмотрена Конституцией РФ (статья 66 часть 4)), регламентирующий, помимо прочего, реализацию областных программ социальной, инфраструктурной и инвестиционной направленностей, результатами которых может пользоваться все население Тюменской области (включая жителей ЯНАО и ХМАО-Югры).
В соответствии с договором, для финансирования вышеупомянутых программ в областной бюджет поступает 29,5% от поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ЯНАО и ХМАО-Югры.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Регион, в котором добывают 92,4% природного газа и 6,4% нефти в России. Отраслевая структура внутреннего регионального продукта (ВРП) достаточно стабильна, а вклад добычи природных ископаемых в данный показатель за период с 2005 по 2016 год в среднем превышал 53%. ЯНАО занимает второе место среди российских регионов по уровню ВРП на душу населения и среднедушевым денежным доходам. Уровень безработицы (по методологии МОТ) в Регионе существенно ниже среднероссийского показателя.
ЯНАО — один из основных регионов-доноров федерального бюджета. В 2015–2017 годах в среднем 83,7% налогов и сборов, собранных на территории Региона, направлялись в федеральный бюджет и только 16,3% поступало в консолидированный бюджет Округа. В 2017 году вклад ЯНАО в поступления по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в бюджетную систему РФ составил 18,8% (2-е место среди российских регионов). Предприятия Округа являются крупными плательщиками по НДС: 4,8% поступлений по НДС
в бюджетную систему страны по итогам 2017 года (5-е место среди регионов РФ).
Высокая степень самодостаточности бюджета и его достаточная сбалансированность. В период с 2015 по 2017 год доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) составляла в среднем 98,5% совокупных (без учета субвенций) доходов. В 2017 году бюджет был исполнен с профицитом в 9,9%, а накопленный за 2014–2017 годы профицит бюджета составил 16,88 млрд руб.
За последние восемь лет довольно сильно изменилась структура ННД по основным видам налоговых поступлений. В период с 2010 по 2012 год поступления по налогу на прибыль обеспечивали примерно 46,3% ННД, а по налогу на имущество — 31,1%.
В 2015–2017 годах пропорции изменились: поступления по налогу на прибыль обеспечивали 29,3% ННД, а по налогу на имущество — 42,7%. Поступления по налогу на имущество более устойчивы к изменениям конъюнктуры, а потому их рост способствует повышению устойчивости доходной части бюджета.
В период с 2015 по 2017 год доля расходов капитального характера (бюджет развития) ЯНАО в среднем составляла 21,2%, что соответствует, по методологии АКРА, достаточной степени сбалансированности бюджета. В 2011–2014 годах бюджет ЯНАО получал существенные безвозмездные поступления от предприятий, работающих на территории Округа (в 2013–2014 годах данный показатель превышал 17% совокупных доходов бюджета). Средства были направлены, в том числе, на развитие региональной инфраструктуры, а поскольку данные поступления использованы Округом в полной мере, то обязательств по возврату неиспользованных средств не возникает.
Долговая нагрузка соответствует минимальному уровню риска. Долговой портфель ЯНАО на 83,4% состоит из облигаций (20,999 млрд руб.) и на 16,6% — из выданных госгарантий (4,275 млрд руб.). Облигации подлежат погашению в период до 2024 года включительно.
Округ имеет возможность размещать временно свободные остатки средств бюджета на депозитных счетах (в настоящее время они размещены в Федеральном казначействе). На 01.01.2018 остатки средств превышали совокупный размер прямого долга Округа на ту же дату и были сопоставимы с расходами бюджета за двухмесячный период.
Ключевые допущения
- поддержание текущей степени сбалансированности бюджета;
- сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- увеличение расходов бюджета на социальную сферу без соответствующего повышения доходов;
- существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Рейтинги выпусков
Обоснование кредитного рейтинга. Указанные ниже облигационные выпуски ЯНАО, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу ЯНАО.
Ключевые характеристики выпусков
1) Регистрационный номер / ISIN: RU35002YML0 / RU000A0JX0Z8
Объем эмиссии / в обращении | 20 млрд руб. / 20 млрд руб. |
Дата выпуска / дата погашения | 07.12.2016 / 06.12.2023 |
2) Регистрационный номер / ISIN: RU35003YML0 / RU000A0ZYD55
Объем эмиссии / в обращении | 1 млрд руб. / 1 млрд руб. |
Дата выпуска / дата погашения | 22.12.2017 / 18.10.2022 |
3) Регистрационный номер / ISIN: RU35004YML0 / RU000A0ZYM47
Объем эмиссии / в обращении | 5,5 млрд руб. / 116 тыс. руб. |
Дата выпуска / дата погашения | 27.12.2017 / 25.12.2024 |
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги ЯНАО и выпусков облигаций ЯНАО (ISIN RU35002YML0, ISIN RU35003YML0, ISIN RU35004YML0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Кредитный рейтинг ЯНАО и кредитные рейтинги выпусков государственных ценных бумаг ЯНАО (ISIN RU35002YML0, ISIN RU35003YML0, ISIN RU35004YML0) были присвоены АКРА впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ЯНАО, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг ЯНАО (ISIN RU35002YML0, ISIN RU35003YML0, ISIN RU35004YML0) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (25.06.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством ЯНАО, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство ЯНАО принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ЯНАО, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству ЯНАО дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.