АКРА подтвердило кредитный рейтинг государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее — Внешэкономбанк, ВЭБ) на уровне AAA(RU), прогноз «Стабильный», и подтвердило кредитные рейтинги выпусков облигаций ВЭБа (RU000A0JXU48, RU000A0JXU71, RU000A0ZYLH3, RU000A0ZYLJ9) на уровне AAA(RU).
Кредитный рейтинг ВЭБа находится на уровне финансовых обязательств Правительства Российской Федерации, что обусловлено очень высокой вероятностью оказания Внешэкономбанку экстраординарной поддержки Правительством по причине очень высокой системной значимости ВЭБа для российской экономики и определяющего влияния государства на его кредитоспособность. Собственная кредитоспособность Внешэкономбанка не является фактором, влияющим на его кредитный рейтинг.
Внешэкономбанк не является коммерческим банком, его деятельность регулируется специальным законом № 82-ФЗ «О банке развития», вступившим в силу 4 июня 2007 года. Согласно меморандуму о финансовой политике, Внешэкономбанк предоставляет кредиты, гарантии и поручительства по проектам, срок окупаемости которых превышает пять лет, а общая стоимость — 2 млрд руб.
АКРА ожидает, что в сценарии системного экономического стресса и (или) в случае существенного ухудшения собственной кредитоспособности Правительство РФ предоставит ВЭБу достаточный объем экстраординарной поддержки в форме капитала или ликвидности для удовлетворения требований кредиторов. Это основывается на следующих предпосылках.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Очень высокая системная значимость. Внешэкономбанк является институтом развития, выполняющим в соответствии с определенным законом мандатом уникальную функцию финансирования стратегически значимых инвестиционных проектов, которую в силу повышенного уровня риска и фактора регулирования не могут выполнять коммерческие банки. Масштаб операций ВЭБа является существенным в рамках российской экономики: по данным за 2017 год, активы составляют порядка 22% расходов бюджета. Мы полагаем, что в настоящее время отсутствует возможность передачи функций Внешэкономбанка другим государственным или частным организациям.
По мнению АКРА, сценарий дефолта ВЭБа сопряжен для государства с очень существенными потерями бюджетных средств: как с прямыми (538 млрд руб., размещенными во Внешэкономбанке по состоянию на 31.03.2018), так и с косвенными (через приостановление финансирования, а в отдельных случаях — приостановление реализации приоритетных инфраструктурных проектов федерального значения). Кроме того, по мнению АКРА, дефолт ВЭБа будет сопряжен с существенными репутационными потерями Правительства РФ вследствие снижения доверия инвесторов и кредиторов государственного сектора экономики в различных отраслях.
Очень сильное влияние государства на кредитоспособность. ВЭБ создан в 2007 году на основании и в порядке, установленном Федеральным законом № 82-ФЗ.
К другим факторам очень сильных связей ВЭБа с государством АКРА относит (1) законодательный иммунитет от установленной процедуры банкротства; (2) готовность государства оказать поддержку через законодательно определенные бюджетные механизмы — предоставить предусмотренную в бюджете на 2018–2020 годы ежегодную субсидию в размере 100 млрд руб.; (3) существенный объем финансовой поддержки, фактически оказанной за период с 2007 по первое полугодие 2018 года (приблизительно 980 млрд руб.), в том числе экстраординарной, предоставленной достаточно оперативно в период напряженной ситуации с ликвидностью Внешэкономбанка в 2016 году.
Уровень собственной кредитоспособности Внешэкономбанка зависит от государственного финансирования и эффективности реализации новой стратегии развития. Смена управленческой команды Внешэкономбанка и переосмысление государством роли ВЭБа привели к утверждению в декабре 2016 года новой стратегии развития (до 2021 года), предполагающей фокус на инвестиции в инфраструктурные проекты «догоняющего развития», промышленность высоких переделов, проекты в высокотехнологичной сфере, перевод ОПК на гражданскую продукцию, поддержку несырьевого экспорта. Насколько мы понимаем, ключевые задачи новой команды ВЭБа в среднесрочной перспективе таковы: (1) оптимизация организационной структуры и повышение операционной эффективности; (2) реструктуризация «старого» портфеля проблемных кредитов; (3) продажа дочерних обществ, не соответствующих стратегическому фокусу (прежде всего Связь-Банка, Глобэкса и Проминвестбанка на Украине).
Мы полагаем, что с учетом сложности и комплексности «старого» портфеля проблемной задолженности, а также слабых темпов экономического роста в России ощутимая отдача от работы по реструктуризации данного портфеля возможна скорее в долгосрочной перспективе. Эффективность работы по «новым» принципам и направлениям будет прежде всего зависеть от качества выстраиваемого инвестиционного процесса и действенности внутренних и внешних механизмов снижения рисков. Финансовые показатели деятельности Внешэкономбанка на горизонте действия новой стратегии также будут зависеть от объемов финансирования «специальных» проектов и уровня компенсации потерь по ним со стороны государства.
Мы отмечаем стабилизацию финансовых показателей ВЭБа, хотя в целом его финансовый профиль остается слабым. Уровень проблемной задолженности (просроченной и индивидуально обесцененной) остается высоким (39,3% от совокупного кредитного портфеля и чистых инвестиций в лизинг по состоянию на конец 2017 года), однако этот риск в значительной степени компенсируется покрытием резервами, которое по итогам 2017 года составило 82%. После доформирования значительных резервов по проблемным кредитам и лизинговому портфелю, которое в основном завершится в 2018 году, мы ожидаем улучшения показателей финансового результата в среднесрочной перспективе. По итогам первого квартала 2018 года достаточность капитала ВЭБа находилась на уровне 13,1%; в среднесрочной перспективе показатели достаточности капитала будут поддерживаться (1) запланированными вложениями в капитал со стороны государства; (2) снижением либо незначительным ростом объема взвешенных по риску активов.
АКРА также отмечает постепенное улучшение долгового профиля ВЭБа: постепенно происходит замещение валютного долга рублевыми облигациями при выравнивании графика платежей. С учетом заложенного в бюджет финансирования, высокой вероятности дополнительной финансовой поддержки со стороны государства и собственных возможностей финансового института мы не ожидаем при отсутствии серьезных внешних шоков проблем с выполнением этих обязательств.
Ключевые допущения
- достаточность объемов государственной поддержки для расчетов с кредиторами в ближайшие годы;
- развитие в рамках принятой в конце 2016 года стратегии до 2021 года.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию может привести:
- существенное снижение уровня системной значимости ВЭБа для экономики РФ.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): отсутствует.
Корректировки: отсутствуют.
Поддержка: паритет с РФ.
Рейтинги выпусков
Внешэкономбанк, ПБО-001P-08 (ISIN RU000A0JXU48); срок погашения — 15.12.2022, объем эмиссии — 550 млн долл. — AAA(RU).
Внешэкономбанк, ПБО-001P-09 (ISIN RU000A0JXU71); срок погашения — 18.06.2021, объем эмиссии — 30 млрд руб. — AAA(RU).
Внешэкономбанк, ПБО-001P-10 (ISIN RU000A0ZYLH3); срок погашения — 18.06.2020, объем эмиссии — 15 млрд руб. — AAA(RU).
Внешэкономбанк, ПБО-001P-11 (ISIN RU000A0ZYLJ9); срок погашения — 15.12.2022, объем эмиссии — 30 млрд руб. — AAA(RU).
Обоснование. Перечисленные выше эмиссии являются старшим необеспеченным долгом Внешэкономбанка. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпуска АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам ВЭБа. Согласно методологии АКРА, кредитный рейтинг эмиссии приравнивается к кредитному рейтингу ВЭБа — AAA(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Внешэкономбанка и облигационных выпусков Внешэкономбанка (ISIN RU000A0JXU48, RU000A0JXU71, RU000A0ZYLH3, RU000A0ZYLJ9) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. Для определения отдельных факторов собственной кредитоспособности использовались элементы Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Внешэкономбанка был опубликован АКРА 12.07.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты рейтингового действия (10.07.2018).
Впервые кредитный рейтинг облигаций Внешэкономбанка был опубликован АКРА: 25.07.2017 — RU000A0JXU48, 25.07.2017 — RU000A0JXU71, 11.01.2018 — RU000A0ZYLH3, 11.01.2018 — RU000A0ZYLJ9. Очередной пересмотр кредитного рейтинга ожидается в течение одного года с даты рейтингового действия (10.07.2018).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Внешэкономбанком, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности Внешэкономбанка по МСФО и управленческой отчетности Внешэкономбанка. Кредитный рейтинг является запрошенным, Внешэкономбанк принимал участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Внешэкономбанка, не выявлены.
АКРА оказывало Внешэкономбанку дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.