Кредитный рейтинг Новгородской области (далее — Новгородская область, Область, Регион) обусловлен сравнительно высокой долговой нагрузкой при неравномерном графике погашения долга и низкой гибкостью бюджетных расходов, а также умеренными показателями развития региональной экономики.
Новгородская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет границы с четырьмя регионами РФ. В Регионе проживает 0,5% населения РФ, а его ВРП составляет 0,3% суммарного российского ВРП. По территории Области проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом и странами Балтии.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Диверсифицированная экономика с развитой химической промышленностью и потенциалом роста транспортных услуг. Крупнейшим предприятием Области является ПАО «Акрон» (производство удобрений), на долю которого приходится порядка 40% отгруженной продукции обрабатывающих производств, расположенных на территории Области. Доля налоговых поступлений от предприятия невысока — от 6 до 12% налоговых доходов Региона в разные годы. Другие крупные отрасли экономики Области — строительство, доля которого снизится по мере окончания строительства трассы М11, и транспорт и связь, перспективы развития которой, наоборот, с введением трассы в эксплуатацию растут. Показатели развития экономики (ВРП на душу населения, среднедушевые денежные доходы) составляют примерно 85% среднестрановых значений. Уровень безработицы в Регионе ниже среднероссийских показателей. На фоне сокращения и старения населения Области в перспективе это может привести к дефициту кадров и возможному росту социальных расходов.
Низкая гибкость бюджета вследствие существенной доли обязательных расходов. Доходы бюджета Области состоят преимущественно из собственных доходов (82% в среднем за период с 2015 по 2018 год без учета субвенций). За счет высокой доли обязательных расходов (78% в среднем за указанный период) операционный баланс Области составляет в среднем 19%, а доля капитальных расходов — 10%, что свидетельствует о невозможности сократить капитальные расходы в пользу текущих. Кратковременному росту показателя операционного баланса в 2016 году способствовало двукратное увеличение поступлений по налогу на прибыль в химической промышленности в результате осуществления разовой сделки. АКРА ожидает, что в 2020 году по мере постепенного роста доли обязательных расходов операционный баланс снизится до 11%, а доля капитальных расходов — до 6%.
Неравномерный график погашения долга при высоком соотношении долга и операционного баланса. Долговая нагрузка на бюджет Области в течение 2015–2017 годов изменялась за счет волатильности операционного баланса (в течение последних трех лет абсолютный размер долга практически не менялся). Соотношение долга и операционного баланса в настоящее время составляет 3,7. К концу года в связи с сокращением операционного баланса рост указанного показателя прогнозируется до 4,4. Даже при низком операционном балансе стоимость обслуживания долга невелика за счет высокой доли бюджетных кредитов в структуре долга (две трети). В связи с проведенной реструктуризацией бюджетных кредитов отношение операционного баланса после вычета процентных расходов к объему погашения долга в 2018 году прогнозируется на очень высоком уровне (более 8). Однако в 2019-м году отношение составит 0,6 в связи с тем, что текущий график погашения долга предполагает рефинансирование всего объема коммерческого долга в указанный год.
Достаточная ликвидность бюджета. Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. При этом остатки средств на счетах бюджета на начало месяца постоянно ниже расходов текущего месяца, в связи с чем Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов. Правительство Области по необходимости использует предоставляемый Управлением Федерального казначейства краткосрочный кредит.
Ключевые допущения
- динамика операционных расходов в прогнозном периоде будет оказывать давление на уровень операционного баланса;
- получение Областью в 2019–2020 годах трансфертов в объеме, приблизительно равном в среднем уровню трансфертов в 2015–2016 и 2018 годах;
- низкая доля капитальных расходов в 2019–2020 годах (не более 6% расходов бюджета).
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- ограничение роста обязательных расходов в 2019–2020 годах;
- рост собственных капитальных расходов бюджета;
- улучшение графика погашения коммерческой части долга.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост обязательных расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом доходной части бюджета;
- использование краткосрочных (до года) кредитов для целей рефинансирования текущего объема коммерческого долга.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Новгородской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг Новгородской области был присвоен АКРА впервые.
Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (25.07.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Новгородской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.