Кредитный рейтинг Оренбургской области (далее — Область, Регион) обусловлен безопасным уровнем долговой нагрузки относительно операционного баланса при умеренных показателях развития экономики по сравнению со средним показателем по стране и значительной зависимостью экономических и бюджетных показателей от доминирующей отрасли (добыча углеводородного сырья), а также высоким уровнем самодостаточности бюджета при значительной доле обязательных расходов.
Оренбургская область расположена в Приволжском федеральном округе (ПФО), на стыке двух континентов — Европы и Азии. Регион граничит с пятью областями РФ
и Казахстаном. В Области проживает 1,3% населения РФ, на долю Региона приходится 1,2% суммарного российского ВРП. Ежегодно Область обеспечивает порядка 3% российской добычи нефти и газа.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Сохранение высокого уровня самодостаточности бюджета при продолжающемся росте доли обязательных расходов и снижении доли капитальных расходов. Доля собственных доходов бюджета Области по итогам 2017 года — 83% доходов без учета субвенций. В 2018 году собственные доходы составят не менее 80%. Доля налога на прибыль в структуре налоговых поступлений продолжила снижаться, и по итогам 2018 года окажется на уровне 40% (47% в 2014-м). В то же время доля налога на имущество за этот период выросла и на конец текущего года будет равна 20% (15% в 2014-м). Обязательные расходы продолжили рост и на конец 2018-го составят 78% (73% в 2014-м). В результате операционный баланс останется на уровне 2017 года (порядка 20–22%). В 2018 году ожидается сокращение капитальных расходов до 12% (в среднем 14% в период с 2014 по 2017 год) по причине частичного отсутствия их финансового обеспечения со стороны федерального бюджета.
Относительно невысокая долговая нагрузка и мягкий график погашения долга минимизируют риски его рефинансирования. На конец 2017 года отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга (без учета внутригодового использования кредитных линий и кредитов, предоставленных Управлением Федерального казначейства) составило 2,54 (умеренный уровень риска). Ожидаемый уровень данного показателя по итогам 2018 года — 4,9. Плановый объем погашения долга в период с 2018 по 2019 год составит 4,9 млрд руб. (19% долга). В 2018-м расходы Региона на обслуживание долга составят 10% от операционного баланса, а в 2019 году не превысят 13%. Агентство прогнозирует, что с 2018 по 2020 год показатели долговой нагрузки останутся на стабильном уровне (не ухудшатся).
Ключевые допущения
- сохранение в 2019–2020 годах объема трансфертов на уровне 2015–2017 годов;
- исполнение Областью налоговых доходов в 2019–2020 годах на уровне не ниже текущего запланированного уровня;
- сохранение консервативной бюджетной политики.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост собственных доходов, сопровождающийся снижением доли обязательных расходов и повышением капитальных расходов;
- рост показателей развития экономики (в расчете на душу населения).
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост обязательных расходов бюджета Области без пропорционального повышения доходной части бюджета;
- снижение объема налоговых доходов в 2018–2020 годах более чем на 3% от запланированного уровня.
Рейтинги выпусков
Оренбургская область, 35001 (ISIN RU000A0JTZK1); срок погашения — 19.06.2019, объем эмиссии — 5 млрд руб. — A(RU).
Оренбургская область, 35002 (ISIN RU000A0JUPE3); срок погашения — 14.06.2021, объем эмиссии — 6 млрд руб. — A(RU).
Оренбургская область, 35003 (ISIN RU000A0JVM81); срок погашения — 03.07.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб. — A(RU).
Оренбургская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYKH5); срок погашения — 02.12.2027, объем эмиссии — 4 млрд руб. — A(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Оренбургской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Оренбургской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Оренбургской области и выпусков облигаций Оренбургской области (RU000A0JTZK1, RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Оренбургской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JTZK1, RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были опубликованы АКРА 31.01.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Оренбургской области и , кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JTZK1, RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (26.07.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Оренбургской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Оренбургской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Оренбургской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Оренбургской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.