Краткая информация о регионе

Омская область (далее — Омская область, Область, Регион) расположена в Сибирском федеральном округе (СФО), граничит c тремя регионами РФ и Республикой Казахстан. В Регионе проживает 1,96 млн человек (60% — на территории Омской агломерации).

Факторы рейтинговой оценки

Экономика Омской области базируется на предприятиях нефтепереработки и нефтехимии, пищевой промышленности и машиностроения.

По данным за 2016 год, на долю обрабатывающей промышленности приходится около 37,3% валового регионального продукта (ВРП) Области, при этом примерно 68,3% объема отгруженной продукции обрабатывающих производств выпускается нефтеперерабатывающей отраслью. Второй крупнейшей отраслью в структуре обрабатывающих производств является пищевая промышленность, на которую приходится около 12,6% объема отгруженной продукции.

Рисунок 1. Отраслевая структура ВРП Омской области, 2016 

Источник: Росстат, Омская область, расчеты АКРА

На территории Области расположены нефтехимический кластер и кластер, объединяющий машиностроительные и радиоэлектронные предприятия. На оба кластера суммарно приходится около 15,4% объема отгруженных товаров обрабатывающей промышленности Региона.

На долю крупнейшего налогоплательщика в 2016 году пришлось около 12% налоговых доходов областного бюджета. Благодаря акцизам на пиво, которые зачисляются в региональный бюджет (в среднем порядка 6 млрд руб. в год), крупнейшим налогоплательщиком Области является производитель пива и напитков АО «САН ИнБев». Омский филиал — единственная действующая производственная площадка АО «САН ИнБев» не только на территории СФО, но и в целом за Уралом, поэтому, по мнению АКРА, риск закрытия этого филиала в среднесрочной перспективе является несущественным.

Рисунок 2. Крупнейшие налогоплательщики Омской области по удельному весу налогов (с учетом акцизов на алкоголь), зачисленных в областной бюджет по итогам 2016 года

Источник: Омская область, расчеты АКРА

Накопленный за 15 лет (2001–2015 годы) рост региональной экономики существенно превышает рост суммарного ВРП российских регионов за аналогичный период (2,25 раза против 1,85 раза). За 2009–2015 годы экономика Области выросла на 11,7%, что также выше роста суммарного ВРП российских регионов за указанный период (7,7%).

Продукция, произведенная на территории Омской области, поступает в основном на региональный и федеральный рынки. Доля экспорта в ВРП Области составляет около 6,2%.

В 2012–2016 годах инвестиционная активность в Регионе постепенно снижалась: объем инвестиций в основной капитал сократился с 22,1% ВРП в 2012-м до 14,9% в 2016-м. В среднесрочной перспективе (к 2020 году) АКРА ожидает увеличение инвестиций в Регионе до 17% ВРП. Рост инвестиционной активности будет связан с реализацией крупных проектов в нефтеперерабатывающем секторе (модернизация АО «Газпромнефть — ОНПЗ», строительство комплекса по производству катализаторов), в пищевой промышленности (модернизация производственного комплекса АО «Омский бекон», строительство территориально-отраслевого кластера «Биокомплекс» для глубокой переработки сельскохозяйственной продукции), в электроэнергетике и в секторе переработки отходов.

По оценке АКРА, в 2014–2018 годах показатели среднедушевых доходов и ВРП на душу населения составляли в среднем 82 и 69% от среднестрановых значений.

В отраслевой структуре занятости населения наибольшие доли занимают обрабатывающие производства (15,9% среднесписочной численности работников в 2017 году), образование (12,5%) и здравоохранение (11,2%).

По методологии Международной организации труда средний за 2014–2017 годы уровень безработицы в Омской области превышал среднестрановой уровень — 6,9% против 5,4%. АКРА ожидает, что этот показатель постепенно снизится до 6,5% к 2019 году.

Численность населения Области на протяжении последних восьми лет находится в диапазоне 1,97–1,98 млн человек. С 2011 года в Регионе наблюдается положительный естественный прирост населения (рождаемость превышает смертность). Миграционный отток/прирост в 2009–2016 годах колебался от -5,9 тыс. человек в 2016 году до +0,7 тыс. человек в 2014 году. В отдельные годы миграционный отток компенсировался естественным приростом. 

Достаточная степень самодостаточности доходной части бюджета и низкая степень контроля над его расходной частью.

Бюджет Области характеризуется достаточной степенью самодостаточности (по методологии АКРА): на налоговые и неналоговые доходы (ННД) приходится около 79,8% доходов бюджета без учета субвенций (среднее за 2014–2017 годы).

Рисунок 3. Степень бюджетной дисциплины и контроля*

Источник: Минфин России, ФНС России, Омская область, расчеты АКРА
* — по методологии АКРА максимальная оценка по каждому фактору — 30%.

В 2017 году дефицит бюджета Области уменьшился до 1,3% ННД, тогда как в 2011–2016 годах составлял в среднем 9,4% (а в 2013 году достиг 19% ННД).

В структуре ННД преобладают поступления по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), налогу на прибыль и акцизам на алкогольные напитки включая пиво: в среднем 30,0, 24,5 и 17,9% ННД соответственно (2014–2017 годы).

Поступления по НДФЛ в 2014–2017 годах демонстрируют рост на среднем на 5,1% в год. Поступления по налогу на прибыль показали самое существенное изменение, снизившись в 2015 году на 35,8% с уровня 2014 года. Такое снижение было обусловлено списанием убытков финансовых организаций и наблюдалось в большинстве регионов РФ.

Доходная часть бюджета характеризуется высокой степенью зависимости от поступлений по акцизам на пиво и другие алкогольные напитки. Акцизы на пиво приносят в областной бюджет около 6 млрд руб. в год, а акцизы на алкогольные напитки крепостью свыше 9% (кроме пива) — более 3,3 млрд руб. в год. Алкогольная продукция, произведенная на территории Омской области, поставляется в другие регионы РФ, поэтому зависимость объема продаж и поступлений по акцизам от потребления в каком-либо отдельно взятом регионе РФ минимальна.

Рисунок 4. Доходы (по видам) и расходы бюджета Омской области, млрд руб.

Источник: Минфин России, Омская область, расчеты АКРА

Бюджет Области характеризуется низкой степенью контроля над расходной частью, что обусловлено высокой долей обязательных (по методологии АКРА) расходов в составе бюджета — в среднем 78% за период с 2014 по 2017 год.

Расходы социального характера (на образование, здравоохранение и социальную политику) в 2014–2017 годах составляли в среднем 65,9% расходов областного бюджета. Высокая доля данных расходов в составе бюджета обусловлена необходимостью выполнять майские указы Президента РФ в части повышения зарплат работникам бюджетной сферы. Изменение в 2015 году методики расчета регионального показателя средней зарплаты, который используется при оценке выполнения майских указов, оказало поддержку бюджету Области: средний доход от трудовой деятельности по итогам 2017 года (26 152 руб.) примерно на 12% ниже средней номинальной начисленной зарплаты в Регионе (29 750 руб.).

В 2018 году областной бюджет получит дотацию в размере 8,556 млрд руб. (около 15,5% утвержденных расходов социального характера) для частичной компенсации дополнительных расходов на повышение оплаты труда бюджетников и иные цели. Дотация снизит давление на бюджет, оказываемое необходимостью выполнять майские указы в части повышения зарплат работников бюджетной сферы.

Омская область — реципиент системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Объем полученных территориальным фондом ОМС субвенций из федерального фонда ОМС (19,4 млрд руб. в 2017 году) примерно на 14% превышает сумму взносов (17,0 млрд руб.) на ОМС работающего (7,99 млрд руб.) и неработающего (9,0 млрд руб.) населения Области. Повышение зарплат работникам, задействованным в системе ОМС, положительно влияет на доходную часть бюджета Омской области благодаря дополнительному приросту НДФЛ. Выполнение в начале 2018 года майских указов в части зарплат медицинских работников позволяет частично компенсировать рост расходов областного бюджета, обусловленный увеличением затрат на ОМС неработающего населения.

АКРА оценивает степень сбалансированности бюджета как низкую: уровень операционного баланса в процентном отношении к регулярным доходам в 2014–2017 годах составлял в среднем 11,8%. Уровень бюджета развития в процентном отношении к расходам составлял порядка 11% расходов бюджета, что соответствовало оценке «ниже среднего». Указанные выше показатели обусловлены сокращением (или переносом на другие периоды) расходов с целью недопущения существенного дефицита бюджета. По оценкам АКРА, в 2018–2019 годах бюджет Области может быть исполнен с дефицитом не выше 1% ННД.

С целью создания в Регионе благоприятного инвестиционного климата Омская область предоставляет налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество. Основными получателями льгот являются предприятия нефтехимической отрасли и пищевой промышленности. Объем недополученных доходов по итогам 2016 года составил примерно 670 млн руб. (1,2% ННД за указанный год). Основной объем налоговых льгот будет предоставляться до конца 2021 года.

График погашения долга существенно улучшается благодаря реструктуризации бюджетных кредитов.

По итогам 2017 года объем государственного долга увеличился всего на 1,48% (до 44,98 млрд руб.), при этом доля коммерческого долга (государственные облигации и банковские кредиты) снизилась с 62,9% до 61,7%.

Рисунок 5. Динамика и структура государственного долга Омской области, млрд руб.

Источник: Минфин России, Омская область, расчеты АКРА

По состоянию на 01.01.2018 примерно 4,7% долга областного бюджета подлежало погашению в 2018 году, а 49,2% — в 2019 году.

В первом квартале 2018 года Область почти в два раза (с 20,77 млрд руб. до 10,33 млрд руб.) снизила объем долга по банковским кредитам (в том числе за счет использования кредита УФК). Благодаря этому Регион смог уменьшить плановый объем погашения коммерческого долга, приходящийся на 2019 год (до 24,8% объема долга по состоянию на 01.04.2018), а также снизить расходы бюджета на обслуживание долга.

Рисунок 6. График погашения государственного долга Омской области по состоянию на 01.04.2018, млрд руб.

Источник: Минфин России, Омская область, расчеты АКРА

Расходы на обслуживание долга в 2017 году снизились почти на 22,7% относительно уровня 2016 года. В результате соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса соответствует низкому уровню риска (по методологии АКРА).

Рисунок 7. Показатели долговой нагрузки*

Источник: Минфин России, ФНС России, Омская область, расчеты АКРА
* — по методологии АКРА максимальная оценка по каждому фактору — 20%.

Рисков, связанных с долгами предприятий расширенного госсектора, не выявлено.

При управлении ликвидностью Область использует механизм пассивных счетов.

Остатки свободных бюджетных средств направляются на сокращение задолженности по банковским кредитам, что позволяет Области экономить на расходах по обслуживанию долга порядка 200–300 млн руб. в год. Благодаря этому остатки средств на счетах бюджета на начало отдельно взятых месяцев могут составлять порядка 10 млн руб. При необходимости Область использует ранее открытые возобновляемые кредитные линии и остатки на счетах бюджетных учреждений. Поддержку ликвидности регионального бюджета оказывает ежемесячная субвенция из федерального фонда ОМС в территориальный фонд ОМС. Область также использует кредит УФК для внутригодового сокращения банковского долга.

Институциональный фактор.

На точность бюджетного планирования Омской области оказывают влияние внутригодовые распределения субсидий федеральным центром. В 2015 году фактические поступления ННД были меньше плановых на 14%, что обусловлено отрицательными поступлениями по налогу на прибыль финансовых организаций. В 2016 году фактические поступления ННД на 10,4% превысили первоначально утвержденные. В 2017 году фактические поступления ННД превысили утвержденные на 01.02.2017 значения на 7,7%.

Механизм консолидированной группы налогоплательщиков положительно влияет на областной бюджет. При принятии годового бюджета региональные власти консультируются с крупнейшими налогоплательщиками относительно их производственных планов на следующий год.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета Области в 2018 году с дефицитом не более 3% ННД;
  • соблюдение в 2018–2019 годах правил реструктуризации бюджетных кредитов, утвержденных в 2017-м;
  • замещение в конце 2018 года кредитов УФК коммерческим долгом по ставкам, которые не приведут к существенному росту расходов на обслуживание долга.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост в 2018–2019 годах ННД темпами выше 4,5% ежегодно;
  • снижение в 2018 году дефицита бюджета до уровня менее 1% ННД;
  • рост (относительно среднестрановых уровней) показателей развития региональной экономики (ВРП на душу населения, среднедушевые доходы).

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение темпов роста ВРП в результате негативного влияния рыночной конъюнктуры на ключевые отрасли региональной экономики;
  • исполнение бюджета с дефицитом более 5%;
  • нарушение правил реструктуризации бюджетных кредитов.

Рейтинги выпусков

Государственные облигации Омской области 2015 года (гос. рег. номер выпуска RU34002OMS0, ISIN RU000A0JUX89), срок погашения 15.10.2019, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BBB(RU);

Государственные облигации Омской области 2016 года (гос. рег. номер выпуска RU35003OMS0, ISIN RU000A0JWX87), срок погашения 01.11.2021, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BBB(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационные выпуски Омской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Омской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Омской области и облигационных выпусков Омской области были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Омской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Омской области (ISIN RU000A0JUX89, ISIN RU000A0JWX87) были опубликованы АКРА 31.10.2017, 09.11.2017 и 09.11.2017 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу  Омской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг  Омской области (ISIN RU000A0JUX89, ISIN RU000A0JWX87) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (26.04.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Правительством Омской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Омской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных
в официально опубликованной финансовой отчетности Омской области,
не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Омской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные бюджетные показатели, млн руб.

Источник: Минфин России, Омская область, расчеты АКРА

Таблица 2. Расчет бюджетных коэффициентов

Источник: Минфин России, Омская область, расчеты АКРА

Таблица 3. Сводные показатели долговой нагрузки, млн руб.

Источник: Минфин России, Омская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Расчет долговых коэффициентов

Источник: Минфин России, Омская область, расчеты АКРА
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор - руководитель Группы региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных рейтингов и макроэкономического анализа
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.