Тренинг по кредитному анализу суверенного риска 24 октября

АКРА повысило кредитный рейтинг Кемеровской области до уровня A-(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций Области — до уровня A-(RU)

Повышение кредитного рейтинга Кемеровской области (далее — Кемеровская область, Область, Регион) обусловлено значительным улучшением профиля долговой нагрузки (в первом полугодии 2018 года объем коммерческого долга снизился в 3,2 раза — с 30,475 млрд руб. до 9,5 млрд руб.) и формированием существенного объема финансовых резервов, которые на 01.08.2018 в 1,95 раза превышают совокупный объем коммерческого долга.

Кемеровская область расположена в Сибирском федеральном округе, граничит с шестью субъектами РФ. Численность населения Области составляет 2,7 млн человек, из которых две трети проживают на территории Кемеровской и Новокузнецкой агломераций.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Областной бюджет исполняется с профицитом уже восемь кварталов подряд. По итогам первого полугодия 2018 года профицит бюджета Кемеровской области составил 15,1 млрд руб., или 23,9% налоговых и неналоговых доходов (ННД) за указанный период. Это превышает профицит бюджета за аналогичный период прошлого года, равный 11,26 млрд руб., или 20,7% ННД.

Профицит регионального бюджета в первом полугодии текущего года обусловлен сохранением благоприятной ценовой конъюнктуры на рынке угля и умеренными темпами роста бюджетных расходов. Поступления по налогу на прибыль (формируют 49,7% ННД) увеличились на 24,2% по сравнению с первым полугодием 2017 года, по налогу на имущество (9,8% ННД) — на 32,3%, по НДПИ на уголь (4,7% ННД) — на 13,9%. В то же время расходы областного бюджета увеличились лишь на 11,4%.

Бюджет Области характеризуется высокой долей обязательных (по методологии АКРА) расходов, а доля капитальных расходов (бюджет развития) по итогам 2018 года не превысит 9% совокупных расходов бюджета.

По оценкам АКРА, профицит областного бюджета по итогам 2018 года может превысить 10% ННД. Агентство ожидает, что в среднесрочной перспективе доходы бюджета, обусловленные благоприятной конъюнктурой на рынке угля, будут направлены на развитие инфраструктуры Региона (в том числе социальной), что приведет к существенному увеличению областного бюджета развития.

Значительное снижение объема коммерческого долга и расходов на обслуживание долга. По состоянию на 01.08.2018 государственный долг Области был представлен: 1) облигациями (27,1% всех долговых обязательств, или 9,5 млрд руб.), большая часть которых (95%) подлежит погашению не ранее сентября 2021 года; 2) бюджетными кредитами (50,9% всех долговых обязательств, или 17,819 млрд руб.) с погашением в 2018–2034 годах; 3) иными долговыми обязательствами (22,0% всех долговых обязательств, или 7,698 млрд руб.; процентная ставка — 1%) с погашением до 01.01.2035.

Профицит бюджета был направлен на погашение коммерческого долга: объем банковских кредитов в структуре долга Области снизился с 20,975 млрд руб. на 01.01.2018 до нуля по состоянию на 01.05.2018. В целом коммерческий долг Региона за указанный период снизился в 3,2 раза.

По состоянию на 01.08.2018 в структуре государственного долга Кемеровской области отсутствовали долговые инструменты, досрочное погашение которых за счет областного бюджета было бы целесообразно в текущих экономических условиях.

По оценкам АКРА, благодаря существенному сокращению коммерческого долга областной бюджет в 2018 году сэкономит более 1,3 млрд руб. на его обслуживании.

По состоянию на 01.08.2018 объем финансовых резервов областного бюджета в 1,95 раза превышал совокупный коммерческий долг Региона. Доходы от размещения средств бюджета на депозитах по итогам первого полугодия 2018 года позволили компенсировать почти 36,5% расходов на обслуживание долга за указанный период.

Показатели развития экономики Области (в расчете на душу населения) продолжают отставать от среднестрановых уровней. Основа экономики Кемеровской области — добыча полезных ископаемых, которая по итогам 2016 года обеспечила 29,7% валового регионального продукта (ВРП). Значимую долю в ВРП Области занимают отрасли обрабатывающей промышленности — металлургия, химическая промышленность и нефтепереработка. Среднедушевые доходы населения и ВРП на душу населения Кемеровской области отстают от среднестрановых показателей в среднем на 29 и 30% соответственно.

Ключевые допущения

  • сохранение благоприятной ценовой конъюнктуры на мировом рынке угля;
  • поддержание собственной ликвидности областного бюджета на высоком уровне;
  • исполнение бюджета в 2018 году с профицитом либо с дефицитом не более 0,5% ННД.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение областного бюджета в 2018 году с профицитом более 10% ННД;
  • увеличение расходов капитального характера (бюджета развития) в составе бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное снижение налоговой базы по налогу на прибыль в секторе добычи полезных ископаемых;
  • значительный рост обязательных расходов в составе бюджета без соответствующего увеличения ННД Области.

Рейтинги выпусков

Кемеровская область, 35001 (ISIN RU000A0JUAZ0), срок погашения — 28.11.2018, объем эмиссии — 1 млрд руб., — A-(RU);

Кемеровская область, 35002 (ISIN RU000A0ZYB40), срок погашения — 26.09.2024, объем эмиссии — 9 млрд руб., — A-(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Кемеровской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Кемеровской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Кемеровской области и облигационных выпусков Кемеровской области (ISIN RU000A0JUAZ0, ISIN RU000A0ZYB40) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Кемеровской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Кемеровской области (ISIN RU000A0JUAZ0, ISIN RU000A0ZYB40) были опубликованы АКРА 29.08.2017, 02.10.2017 и 02.10.2017 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Кемеровской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Кемеровской области (ISIN RU000A0JUAZ0, ISIN RU000A0ZYB40) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (24.08.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Кемеровской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Кемеровской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Кемеровской области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Кемеровской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.