Краткая информация о регионе
Новгородская область (далее — Новгородская область, Область, Регион) расположена в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), имеет границы с четырьмя регионами РФ. В Регионе проживает 0,5% населения РФ, а его ВРП составляет приблизительно 0,3% суммарного российского ВРП. По итогам 2017 года ВРП оценивается Областью на уровне примерно 254 млрд руб. По территории Региона проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом и странами Балтии.
На протяжении нескольких последних лет темпы роста промышленного производства Области опережали среднестрановые: основной вклад внесла обрабатывающая промышленность (почти 90% промышленного производства).
Рисунок 1. Динамика индекса промышленного производства Новгородской области с 2006 по 2016 год
Факторы рейтинговой оценки
Институциональный фактор
В 2015–2017 годах фактические данные исполнения собственных доходов бюджета незначительно отличались от запланированных показателей (последняя редакция закона о бюджете). В течение 2017 года были существенно пересмотрены поступления по налогу на прибыль и по налогам на товары и услуги.
Областное законодательство устанавливает дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие муниципальным образованиям дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Немногим более трети совокупных доходов муниципальных образований формируют налоговые доходы, подавляющую часть которых составляют доходы от НДФЛ.
Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований Региона значительна (59% от их собственных доходов на конец 2017 года). Основная доля долга муниципальных образований (70%) — кредиты банков. Более половины долга приходится на Великий Новгород (долговая нагрузка города достигает почти 100% собственных доходов его бюджета). Относительная стоимость долга всех муниципальных образований составляет ежегодно порядка 1,4% от их совокупных расходов.
Диверсифицированная экономика с развитой химической промышленностью и потенциалом роста транспортных услуг
Экономику Области можно назвать диверсифицированной. Максимальный вклад в ВРП (порядка 35%) вносят обрабатывающие производства. При этом химическое производство составляет не более 40% отгруженной продукции обрабатывающих производств. Второй из приведенных показателей не позволяет судить о доле химического производства в ВРП Региона, но указывает на другие значимые подотрасли, такие как пищевая промышленность, обработка древесины, создающие добавленную стоимость в обрабатывающей промышленности.
Рисунок 2. Структура ВРП Новгородской области1
Химическое производство Новгородской области зависит от ее крупнейшего предприятия — ПАО «Акрон». По объемам выручки (55 млрд руб. за 2017 год) ПАО «Акрон» примерно в три раза превосходит второе по данному показателю предприятие среди зарегистрированных в Регионе. На протяжении последних шести лет в среднем 18% поступлений по налогу на прибыль в региональный бюджет обеспечивают предприятия химической промышленности. Однако общий объем налоговых поступлений зависит от ПАО «Акрон» в значительно меньшей степени по причине низкой доли НДФЛ, поступающего от сектора.
Строительство — второй по значимости сектор, вносящий существенный вклад в ВРП Области. Росту сектора способствовало сооружение скоростной трассы М-11, начатое в 2014 году. Ожидается, что в 2018-м в связи с окончанием строительства вклад сектора в ВРП Новгородской области снизится.
Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки предприятия, зарегистрированные на территории Новгородской области
На протяжении последних пяти лет соотношение инвестиций и ВРП Региона держится на высоком уровне (порядка 30%). Высокая инвестиционная активность связана со строительством ранее упомянутой трассы М-11. По итогам 2017 года почти половина объема инвестиций пришлась на этот проект. Ожидается, что в 2018-м соотношение существенно снизится, до 19,8%. Трасса дополняет существующую железную и автомобильную дороги, соединяющие Москву и Санкт-Петербург, а также страны Восточной Европы. Запуск автомагистрали в эксплуатацию может в перспективе способствовать развитию логистических и транспортных услуг. Текущие крупнейшие инвестиционные проекты Области реализуются в химической отрасли, транспортной отрасли, АПК и деревообрабатывающей промышленности.
Среднедушевые денежные доходы в Регионе ниже среднероссийских на 16–18%. Заработные платы также меньше средних по РФ. При этом величина прожиточного минимума в Новгородской области незначительно превосходит российский показатель (на 3% по состоянию на 28.06.2018). Таким образом, сравнительно низкие заработные зарплаты не компенсируются уровнем цен и не являются фактором роста налоговых доходов бюджета.
Доля проживающего в Регионе населения трудоспособного возраста ощутимо ниже, чем в целом по РФ (приблизительно на 3%), однако показатель безработицы по методологии Международной организации труда стабильно ниже, чем в среднем по стране. Доля населения старше трудоспособного возраста, наоборот, выше среднероссийского показателя примерно на 4%. С 2000 года население Области сократилось на 15%. Если показатель безработицы будет находиться на невысоком уровне, данный фактор может спровоцировать дефицит кадров на рынке труда и привести к росту социальных расходов бюджета, поскольку доля населения старше трудоспособного возраста будет расти опережающими темпами.
Рисунок 3. Уровень развития экономики Новгородской области относительно среднестрановых показателей (100%)
Регион характеризуется сравнительно низким уровнем урбанизации (в городах проживает 71% населения) и невысокой плотностью автомобильных дорог.
Низкая гибкость бюджета вследствие существенной доли обязательных расходов
Самодостаточность доходной части бюджета Области находится на высоком уровне: в 2015–2018 годах доля собственных доходов составит в среднем 82% доходов без учета субвенций. В 2016-м поступления по налогу на прибыль увеличились на 23% по сравнению с предшествующим годом: одно из крупных предприятий Региона продало пакет ценных бумаг.
Рисунок 4. Динамика налоговых и неналоговых поступлений в бюджет Новгородской области
С 2014 по 2016 год предоставляемые льготы по налогам не превышали 2% собственных доходов бюджета Области.
Поступления от региональных налогов, составившие в 2017-м 20% собственных доходов, стабильно растут: с 2013 по 2018 год среднегодовой прирост (исполнение плановых назначений) составил 13%.
Налоговые поступления в областной бюджет диверсифицированы и зависят от одной отрасли (подотрасли) не более чем на 15–16%. Химическое производство формирует в разные годы от 6 до 12% (за счет ПАО «Акрон»).
Таблица 2. Отраслевая структура налоговых доходов* Новгородской области в 2012–2017 годах
Доля обязательных расходов бюджета Области (с 2015 по 2018 год они составили 78%) говорит о низкой гибкости его расходной части. АКРА ожидает, что с 2019 по 2020 год упомянутый показатель может вырасти до 85–87% расходов бюджета.
Из-за высокого уровня обязательных расходов операционный баланс Региона в рассматриваемый период невелик (порядка 19% регулярных доходов), а доля капитальных расходов (10%) свидетельствует о невозможности сократить их в пользу текущих. В среднем более половины капитальных расходов осуществляется за счет областного бюджета. Если обязательные расходы, прогнозируемые на период с 2019 по 2020 год, будут расти, доля капитальных расходов сократится до 6%, а операционный баланс — до 11%.
Неравномерный график погашения долга при высоком соотношении долга и операционного баланса
В абсолютных величинах размер долга Области (представлен бюджетными и банковскими кредитами) с 2014 года меняется незначительно. В течение указанного периода структура долга изменилась в пользу бюджетных кредитов (две трети долга на конец 2017-го). В среднесрочной перспективе Регион не планирует менять стратегию управления государственным долгом и будет следовать логике, диктуемой соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов.
Рисунок 5. Оценка динамики долгового портфеля Новгородской области, млн руб.
Текущий график погашения долга (по состоянию на 01.06.2018) предполагает выплату Регионом в 2019 году одной трети долга (преимущественно банковских кредитов). Долг будет рефинансирован с привлечением другого среднесрочного банковского кредита.
Рисунок 6. График погашения долга Новгородской области по состоянию на 01.06.2018, млн руб.
По мнению АКРА, в течение 2018–2019 годов Область сможет исполнять соглашения с Минфином России о реструктуризации долга (соблюдение требуемого соотношения долга и собственных доходов).
Высокий уровень соотношения долга и операционного баланса Области в течение анализируемого периода свидетельствует о значительном уровне риска. Колебания соотношения от 2,5 до 3,7 в 2015–2018 годах связаны с неустойчивым операционным балансом. В 2016 году показатель улучшился, поскольку рост поступлений по налогу на прибыль привел к увеличению операционного баланса. На конец 2018-го соотношение прогнозируется на уровне 3,7, а в период с 2019 по 2020 год — по мере прогнозируемого снижения операционного баланса — может возрасти до 4 и более. В 2015 году процентные ставки находились на высоких уровнях, а банковские кредиты формировали половину долга Области. В результате на процентные расходы приходилась четверть операционного баланса. Рост операционного баланса и снижение доли банковских кредитов, а также последующее сокращение процентных ставок привели к тому, что в 2016 году соотношение процентных расходов и операционного баланса стабилизировалось на уровне 11%.
В 2016 и 2017 годах отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга (без учета внутригодового использования кредитных линий и кредитов, предоставленных Управлением Федерального казначейства (УФК)) находилось на очень низком уровне, меньше единицы. В 2018 году показатель существенно увеличится (Регион должен будет погасить задолженность по бюджетным кредитам в незначительном объеме), а в 2019-м снова упадет (потребуется выплатить долг в полном объеме). Волатильность данного показателя определяется текущей долговой политикой.
По данным Области, на 01.01.2018 и 01.04.2018 просроченная кредиторская задолженность несущественна.
Финансовый долг компаний, находящихся в собственности Региона, незначителен. Областное правительство не предоставляет гарантий; нет данных о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на ее уровень кредитоспособности.
АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств и случаев предоставления экстренной помощи вышестоящего бюджета с целью погашения займов.
Достаточный уровень ликвидности
Новгородская область не имеет права размещать депозиты.
Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. При этом остатки средств на счетах бюджета на начало месяца постоянно ниже расходов текущего месяца, в связи с чем Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов. Правительство Области по необходимости использует предоставляемый Управлением Федерального казначейства краткосрочный кредит.
Рисунок 7. Баланс ликвидности* Новгородской области, млрд руб.
Ключевые допущения
- динамика операционных расходов в прогнозном периоде будет оказывать давление на уровень операционного баланса;
- получение Областью в 2019–2020 годах трансфертов в объеме, приблизительно равном в среднем уровню трансфертов в 2015–2016 и в 2018 годах;
- низкая доля капитальных расходов в 2019–2020 годах (не более 6% расходов бюджета).
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- ограничение роста обязательных расходов в 2019–2020 годах;
- рост собственных капитальных расходов бюджета;
- улучшение графика погашения коммерческой части долга.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост обязательных расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом доходной части бюджета;
- использование краткосрочных (до года) кредитов для целей рефинансирования текущего объема коммерческого долга.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Новгородской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг Новгородской области был присвоен АКРА впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (25.07.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Новгородской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.