Кредитный рейтинг Москвы (далее — Город, Москва) обусловлен высоким уровнем развития экономики данного субъекта, существенным профицитом операционного баланса, высоким уровнем самодостаточности и структурной сбалансированности бюджета, значительной ликвидностью бюджета и незначительной долговой нагрузкой.

В Городе проживает порядка 12,5 млн человек (8,5% населения РФ). Москва занимает первое место в РФ по объему совокупного ВРП. Статус политического, финансового, промышленного, научного и культурного центра страны обуславливает высокий уровень развития экономики Города.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокий профицит операционного баланса позволяет Городу финансировать капитальные затраты и погашать имеющиеся долги, не прибегая к рефинансированию. Бюджет характеризуется высоким уровнем самодостаточности (доля налоговых и неналоговых доходов составляет 98,2% совокупных — без учета субвенций — доходов бюджета) и относительно низким размером обязательных (по методологии АКРА) расходов — 60% от совокупных расходов (данные в среднем за период с 2015 по 2017 год, а также оценка АКРА за 2018-й). АКРА ожидает, что в 2018 и 2019 годах операционный баланс и доля капитальных расходов Города будут поддерживаться на уровнях не ниже 28% от регулярных доходов и не ниже 26% от уровня совокупных расходов соответственно.

Сбалансированность денежных потоков по статьям доходов и расходов обуславливает высокий уровень ликвидности бюджета. Остатки средств на начало месяца (с учетом депозитов) сопоставимы с объемом расходов за четыре–шесть месяцев, что создает значительный запас ликвидности. Доходы от размещения временно свободных средств бюджета в первой половине 2018 года составили 2,6% налоговых и неналоговых доходов бюджета.

Уровень долговой нагрузки крайне незначителен и соответствует минимальному уровню риска. На 01.08.2018 долговой портфель Москвы состоит только из облигаций, часть которых (4,3 млрд руб.) подлежит погашению в текущем году, оставшиеся 30 млрд руб. — в 2022-м. По оценкам АКРА, в 2018–2019 годах Город не будет испытывать потребности в привлечении долгового капитала. Анализ финансового состояния и обязательств предприятий расширенного госсектора Москвы не выявил необходимости выделения бюджетных средств сверх объемов, предусмотренных действующими редакциями соответствующих госпрограмм.

Ключевые допущения

  • сохранение показателей экономического развития Города на уровнях, существенно превышающих среднестрановые значения;
  • сохранение контроля над темпами роста расходной части бюджета и поддержание профицита операционного баланса на уровне 28–30% от регулярных доходов;
  • сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенный рост долговой нагрузки;
  • значительное снижение профицита операционного баланса;
  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Рейтинги выпусков

Облигации сорок восьмого выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU32048MOS0 / ISIN RU000A0JNYN1, дата погашения — 11.06.2022, объем в обращении — 30 млрд руб. — ААА(RU);

Облигации шестьдесят шестого выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU27066MOS0 / ISIN RU000A0JQHM1, дата погашения — 23.11.2018, объем в обращении — 4,3 млрд руб. — ААА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Москвы, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Москвы.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Москвы и облигационных выпусков Москвы (ISIN RU000A0JNYN1, ISIN RU000A0JQHM1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Москвы и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A0JNYN1, ISIN RU000A0JQHM1) были опубликованы АКРА 30.08.2017 и 17.10.2017 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Москвы, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A0JNYN1, ISIN RU000A0JQHM1) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (27.08.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Москвой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Москвы принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Москвы, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Москвы дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.