Кредитный рейтинг Государственной корпорации «Ростех» (далее — Корпорация) обусловлен очень высокой степенью системной значимости Корпорации для государства и ее очень сильными связями с ним.
Корпорация объединяет более 700 предприятий, работающих в гражданских и военных отраслях, в том числе производителей высокотехнологичной продукции. Предприятия представлены в таких индустриях, как авиационная промышленность, производство боеприпасов и спецхимии, промышленность обычных вооружений, радиоэлектронная промышленность.
Принимая во внимание тот факт, что активы Корпорации формируются в первую очередь в интересах государства, мы считаем, что определение оценки собственной кредитоспособности (ОСК) нецелесообразно, и используем только Методологию взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Очень высокая степень системной значимости. Корпорация создана Российской Федерацией и осуществляет свою деятельность на основании 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции “Ростех”». Предприятия Корпорации являются исполнителями контрактов в рамках гособоронзаказа (вносят значительный вклад в общий объем ГОЗ), военно-технического сотрудничества и федеральных целевых программ (ФЦП). В процессе производства задействованы как предприятия Корпорации, так и сторонние организации. АО «Рособоронэкспорт», дочерняя компания Корпорации, — единственная в России государственная организация, осуществляющая функции посредника по экспорту и импорту всего спектра продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения. Доля Корпорации в структуре экспорта указанной продукции превышает 85%. Общий объем экспорта дочерней компании — более 13,4 млрд долл. Все это свидетельствует о ключевой роли Корпорации на стратегически важных для государства рынках.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что возникновение у предприятий Корпорации сложностей при осуществлении расчетов с поставщиками и подрядчиками может оказать ухудшающее влияние как на машиностроительную, так и на смежные с ней отрасли. Вместе с тем дефолт предприятий Корпорации или самой Корпорации, по мнению АКРА, не поставит под угрозу существование указанных отраслей.
В 2017 году предприятия Корпорации в общей сложности перечислили в бюджет 39 млрд руб. налога на прибыль и 49 млрд руб. прочих налогов. Корпорация производит продукцию по международным контрактам, невыполнение обязательств по которым может привести как к финансовым потерям государства, так и к реализации политических рисков, — еще один важный фактор, свидетельствующий о существенных рисках для бюджета.
По состоянию на конец 2017 года общая численность сотрудников предприятий Корпорации составляла 511 тыс. человек. При этом 21 предприятие имеет статус градообразующего. Корпорация уделяет значительное внимание социальным вопросам (программы поддержки молодых специалистов, помощь в приобретении и аренде жилья и пр.). Таким образом, деятельность Корпорации также направлена на поддержание социальной стабильности в отдельных регионах, а значит, имеет высокую значимость для государства.
Корпорация выполняет функции института развития в области оборонного и гражданского машиностроения. Решения о вхождении в состав Корпорации тех или иных предприятий принимаются в первую очередь с учетом интересов государства (с точки зрения консолидации активов в указанном сегменте и управления ими). Корпорация оказывает поддержку дочерним предприятиям, предоставляя им среди прочих мер финансовую помощь.
Очень сильная связь с государством. Стратегия Корпорации утверждается наблюдательным советом, в состав которого входят девять человек. Все они представляют интересы государства.
Для выполнения задач в сфере оборонной промышленности, своевременной модернизации и технического перевооружения производств, а также по программам поддержки российского машиностроения государство предоставляет Корпорации субсидии и целевые средства в рамках ФЦП. Оказываются и другие виды государственной поддержки: прямое субсидирование затрат, субсидирование процентных ставок по кредитам, государственные гарантии. Принимая во внимание полный операционный контроль со стороны государства, а также факты постоянной и экстраординарной государственной поддержки, АКРА оценивает степень связи Корпорации с государством как очень сильную.
Ключевые допущения
- сохранение акционерного и операционного контроля со стороны государства;
- достаточный объем вливаний в капитал Корпорации со стороны государства для выполнения Корпорацией всех финансовых обязательств.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- потеря операционного или акционерного контроля со стороны государства;
- изменение состава предприятий, находящихся под управлением Корпорации, и снижение в результате ее системной значимости для государства.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): отсутствует.
Корректировки: отсутствуют.
Поддержка: паритет с РФ.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Государственной корпорации «Ростех» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты рейтингового действия (29.08.2018).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Государственной корпорацией «Ростех», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Государственная корпорация «Ростех» принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Государственной корпорации «Ростех», не выявлены.
АКРА не оказывало Государственной корпорации «Ростех» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.