Краткая информация о компании
ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее — МРСК Северо-Запада, Компания) — региональная электросетевая организация, осуществляющая деятельность на северо-западе России. Ключевыми акционерами МРСК Северо-Запада являются ПАО «Россети» (рейтинг АКРА AAA(RU), прогноз «Стабильный»), 55,4%, и Energyo Solutions Russia (Cyprus) Limited, 14,4%.
Факторы рейтинговой оценки
Отраслевой риск-профиль
Отраслевой риск-профиль характеризуется очень низким риском.
АКРА оценивает уровень риска компаний отрасли электроэнергетики, а именно электросетевых компаний, как очень низкий. Передача и распределение электроэнергии относится к естественномонопольным видам деятельности: конкуренция в данном секторе отсутствует, а цены на услуги сравнительно предсказуемы и не отличаются волатильностью, поскольку регулируются государством. Спрос на электроэнергию неэластичен, то есть практически не реагирует на изменение цены. Объем потребления электроэнергии (транспортом, в производстве, в быту) постоянно повышается: у потребителей электроэнергии, как правило, нет альтернативного выбора. АКРА прогнозирует рост электропотребления в России в 2018–2021 годах в среднем на 0,9% ежегодно.
Ключевые отраслевые риски российских сетевых компаний связаны с регуляторным режимом и его сбалансированностью по отношению к экономически обоснованным затратам организаций, в первую очередь к их инвестиционным программам. В среднесрочной перспективе АКРА ожидает сохранения в сетевом комплексе сдерживающей тарифной политики. При этом в условиях перехода российской экономики в режим низкой инфляции политика сдерживания тарифов будет в меньшей степени влиять на электросетевые компании. Например, заморозка сетевых тарифов в 2014 году в реальном выражении снизила доходы компаний сектора на 12%, а если бы аналогичные меры применялись в 2017-м, сокращение реальных доходов составило бы всего 3%. Но одновременно режим низкой инфляции — вызов для компаний, поскольку он характеризуется жесткостью номинальных величин, что не позволяет монополистам повышать операционную эффективность за счет запаздывающей индексации издержек. Еще один существенный фактор риска для организаций сектора электроэнергетики РФ — неплатежи со стороны потребителей. В условиях низкой инфляции обострится нерешенная проблема неплатежей, так как высокая инфляция быстрее обесценивала проблемные долги.
Операционный риск-профиль
Рыночная позиция и географическая диверсификация
Географическая диверсификация оценивается как средняя
МРСК Северо-Запада — естественная монополия, оказывающая услуги по передаче электроэнергии на северо-западе России. Компания снабжает электроэнергией семь субъектов Федерации (8% территории России): Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую, Новгородскую и Псковскую области, Республики Карелия и Коми. МРСК Северо-Запада предоставляет услуги 4% населения РФ и формирует 4% ВВП страны. В Северо-Западном регионе доходы на душу населения на 5% ниже среднероссийских. При этом во всех регионах, которые обслуживает Компания, указанный показатель с учетом поправки на индекс стоимости жизни в каждом из них ниже среднероссийского в среднем на 18%. Так, например, в Архангельской и Мурманской областях он ниже на 2%, в Псковской — на 26%.
Рыночная позиция оценивается как очень сильная.
Согласно данным за 2017 год, доля Компании в обеспечении региона электроэнергией составляет 88%. МРСК Северо-Запада — единственный акционер энергосбытовой компании ОАО «Псковэнергосбыт»: данная организация имеет статус гарантирующего поставщика на территории Псковской области и обслуживает 80% ее потребителей. В 2018 году МРСК Северо-Запада также были переданы функции гарантирующих поставщиков в Архангельской и Вологодской областях. Ранее эти области обслуживали ПАО «Архэнергосбыт» и ПАО «Вологдаэнергосбыт»: компании, впоследствии признанные банкротами, обеспечивали электроэнергией 49% и 29% потребителей Архангельской и Вологодской областей. До конца 2018 года Минэнерго России должно провести конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщика в упомянутых областях. Функции сбыта электроэнергии в Архангельской и Вологодской областях будут сняты с МРСК Северо-Запада и переданы инвесторам — победителям конкурсов.
Бизнес-профиль
Бизнес-профиль оценивается как средний.
В 2017 году 83% выручки МРСК Северо-Запада обеспечили услуги по передаче электроэнергии, 2% — технологическое присоединение к сетям, 14% — сбыт электроэнергии, 1% — прочие виды деятельности. Основная часть выручки Компании контролируется государством посредством регулирования тарифов.
Договор «последней мили» — инструмент перекрестного субсидирования в электроэнергетике, когда потребители, подключенные к магистральным электросетям ФСК ЕЭС, заключают договор не напрямую с ФСК ЕЭС, а с региональной электросетевой компанией и платят дополнительный тариф на передачу.
Регуляторный риск. Тарифы электросетевых компаний в России регулируются на региональном уровне и подвержены высоким регуляторным рискам. На федеральном уровне устанавливается средний предельный уровень индексации, однако среди регионов уровень индексации может существенно отличаться. Подверженность Компании регуляторным рискам во многом связана с социально-экономическими особенностями обслуживаемой территории:
— невысокий уровень среднедушевых доходов:
- более высокая доля расходов на коммунальные услуги делает тарифные решения более чувствительными для общества и усложняет урегулирование проблемы перекрестного субсидирования;
— большое количество электроемких производств:
- доля промышленности в ВРП обслуживаемых регионов — 41% (среднероссийский показатель — 32%);
- для крупных промышленных предприятий, особенно сектора металлургии, цена на электроэнергию — важный фактор конкурентоспособности по издержкам, который может влиять на эффективность принимаемых регуляторных решений.
В 2018 году территория Республики Карелия была переведена в число регионов, в которых сохраняется полное тарифное регулирование цен на электроэнергию. В результате ликвидации с 2014 по 2017 год договоров «последней мили» цены на электроэнергию в Карелии повысились. Сохранение полного тарифного регулирования позволило компенсировать рост цен. Последствия принятия данного решения, которое не повлияло на МРСК Северо-Запада, но привело к выпадающим доходам в секторе генерации, могут служить примером реализации регуляторных рисков, связанных с особенностями социально-экономического развития таких регионов.
Regulatory Asset Base (регулируемая база инвестированного капитала) — метод долгосрочного регулирования тарифов, который должен учитывать возврат на капитал инвестиций и затраты компании.
В 2017 году для МРСК Северо-Запада завершился пятилетний период RAB-регулирования. На протяжении указанного периода тарифы Компании на передачу электроэнергии повышались ежегодно в среднем на 8,9% (при инфляции на уровне 7,8%). При этом темпы индексации электросетевых тарифов в среднем по России были ниже инфляции. Опережающий рост тарифов был связан с ликвидацией договоров «последней мили» и необходимостью дополнительной индексации тарифов для замещения выпадающих доходов Компании.
С 2018 года начался второй период пятилетнего регулирования с применением нового принципа тарифообразования — метода долгосрочной индексации. Однако в России современная практика применения данного метода, как правило, находит выражение в ежегодной индексации тарифов. В 2018 году индексация фактических тарифов в среднем составила 4,9%, а в 2019–2020 годах, по оценкам АКРА, будет на уровне 3,0%.
Сбытовой риск. Сбытовые риски Компании концентрируются в области получения платежей за услуги по передаче электроэнергии и оцениваются АКРА как умеренно высокие. Как и регуляторные риски, они во многом связаны с особенностями социально-экономического развития обслуживаемых территорий. Так, в 2013–2018 годах четыре энергосбытовые организации в четырех из семи обслуживаемых Компанией регионах были лишены статуса гарантирующих поставщиков за неплатежи. Это привело к формированию безнадежных долгов в объеме годового операционного денежного потока МРСК Северо-Запада. На конец 2017 года объем просроченной дебиторской задолженности составлял 17% годовой выручки Компании. Просроченная кредиторская задолженность сформирована преимущественно ПАО «Архэнергосбыт» и ПАО «Вологдаэнергосбыт». Резервы созданы под 76% просроченной задолженности. После реструктуризации задолженности указанных предприятий просроченная дебиторская задолженность МРСК Северо-Запада может снизиться до уровня менее 5% от годовой выручки.
Инвестиционная программа. Слабая инвестиционная активность в регионе определяет отсутствие у МРСК Северо-Запада крупных инвестиционных проектов. С 2014-го по 2017-й отношение объема инвестиций Компании к выручке составляло 11% (средний показатель для «Россетей» за аналогичный период достигал 24%), а превышение инвестиционных затрат над отчислениями на амортизацию — 25% (у «Россетей» — 69%). В 2018 году МРСК Северо-Запада в связи с новыми технологическими подключениями к сетям планирует увеличить инвестиции на 28%. В 2019–2021 годах инвестиции планируется сократить до 8% от выручки.
Качество основных фондов Компании оценивается как среднее для российского электросетевого комплекса. С 2015 по 2017 год показатели аварийности МРСК Северо-Запада соответствовали среднему для ДЗО (дочерних и зависимых обществ) ПАО «Россети» уровню. Такой показатель говорит об умеренно низком по сравнению с другими странами уровне аварийности. Уровень потерь в сетях МРСК Северо-Запада (6,1%) ниже, чем в среднем в электросетевом комплексе РФ. В 2017 году самые низкие показатели потерь зафиксированы у трех ДЗО ПАО «Россети», в том числе у МРСК Северо-Запада.
Корпоративное управление
Уровень корпоративного управления оценивается как высокий.
Контролирующий акционер МРСК Северо-Запада — ПАО «Россети» (доля в акционерном капитале — 55,4%). Стратегия развития Компании определена в соответствии с долгосрочной программой развития ПАО «Россети», которая, в свою очередь, базируется на Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, разработанной на период до 2030 года.
Финансовое планирование осуществляется в рамках пятилетних бизнес-планов, которые ежегодно пересматриваются. Инвестиционная программа Компании подлежит согласованию с ПАО «Россети» и Минэнерго России.
Реализованная в Компании система риск-менеджмента минимизирует основные виды риска, а кредитная политика и регламент размещения денежных средств утверждаются ПАО «Россети». Данные политики унифицированы для всех дочерних и зависимых обществ, при этом реализованный ПАО «Россети» механизм единого казначейства позволяет максимально оперативно контролировать финансовую деятельность таких ДЗО. Свободные денежные средства Компания размещает в крупнейших государственных банках. Кредитная политика МРСК Северо-Запада определяет полномочия менеджмента по изменению долговой нагрузки в рамках установленных лимитов (не более 3,0х EBITDA, или 1,0х капитала), при этом привлечение публичного долга и долга в иностранной валюте допустимо только с одобрения совета директоров.
В качестве источников прогноза ряда показателей использовались следующие подготовленные АКРА материалы:
– прогноз развития экономики России на 2017–2021 годы «Шесть драйверов инвестиционного роста в России» от 4 апреля 2018 года;
– прогноз развития электроэнергетики России на 2018–2022 годы «10+10»: энергетика РФ в ожидании новой реформы для выхода из инвестиционной паузы» от 19 апреля 2018 года.
Финансовый риск-профиль
Основные предпосылки прогнозирования финансовых показателей и принципы их учета в рейтинговой модели
Для проведения рейтингового анализа АКРА построило финансовую модель МРСК Северо-Запада на горизонте 2018–2020 годов. В качестве основных предпосылок для модели использовались собственные ожидания Агентства с учетом предоставленных Компанией данных.
Прогноз выручки МРСК Северо-Запада от передачи электроэнергии был построен в соответствии с подготовленным АКРА прогнозом роста электропотребления в России (с 2018-го по 2020-й в среднем на 0,9% ежегодно). АКРА ожидает, что в 2018 году средние фактические сетевые тарифы вырастут на 4,9%, с 2019-го по 2020-й — на 3,0%. Выручка от техприсоединения прогнозировалась на основании данных Компании. При прогнозировании выручки от сбыта электроэнергии на 2018 год учитывались следующие факторы: передача МРСК Северо-Запада функций гарантирующего поставщика в Архангельской и Вологодской областях (с 1 января и с 1 марта 2018 года соответственно), прогнозируемая АКРА передача упомянутых функций внешнему инвестору до четвертого квартала 2018 года.
Прогноз себестоимости был построен с учетом инвестиционного плана Компании, оценки Агентством нормы амортизации и подготовленного АКРА прогноза инфляции и динамики цен на оптовом рынке электроэнергии.
В рамках рейтинговой модели финансовые показатели МРСК Северо-Запада усреднялись путем взвешивания. Наибольшие веса — по 30% — имели показатели 2017 и 2018 годов. Показателям 2016 и 2019 годов были присвоены веса, равные 15%. На показатели 2015 и 2020 годов пришлось по 5%. При расчете коэффициентов ликвидности учитывались только прогнозные показатели 2018–2020 годов в соотношении 60%–30%–10% соответственно.
Размер и рентабельность
Размер Компании оценивается как средний.
МРСК Северо-Запада занимает восьмое место по объемам передачи электроэнергии и выручки среди региональных электросетевых компаний России. По данным за 2017 год, Компания обеспечивает 5% выручки и объемов передачи «Россетей». АКРА ожидает, что в 2018 году выручка Компании вырастет на 36%, а в 2019-м снизится на 16%. Колебания показателей выручки в указанный период связаны с передачей МРСК Северо-Запада функций гарантирующего поставщика в Архангельской и Вологодской областях и ожидаемой в дальнейшем передачей упомянутых функций внешнему инвестору. АКРА прогнозирует ежегодный рост выручки МРСК Северо-Запада (без учета динамика выручки от сбыта электроэнергии в 2018–2020 годах) на 4,0%. Как и в предыдущие годы, индексация тарифов станет основным фактором роста выручки.
Рентабельность Компании оценивается как высокая.
В 2015–2017 годах рентабельность Компании по FFO до чистых процентных платежей и налогов находилась на высоком уровне, в среднем 18%. Данный показатель чуть выше рентабельности, которую в среднем демонстрируют региональные ДЗО ПАО «Россети» (17%). В период с 2017 по 2020 год он может снизиться с 18 до 12%, если сокращение выручки от технологического присоединения и политика сдерживания роста тарифов на электроэнергию не будут компенсированы ростом операционной эффективности.
Долговая нагрузка и обслуживание долга
Долговая нагрузка Компании оценивается как низкая.
По состоянию на 01.07.2018 долговой портфель МРСК Северо-Запада составил 13 млрд руб. (1,5х FFO до чистых процентных платежей), общий долг с учетом пенсионных обязательств — 15 млрд руб. (1,6 FFO до чистых процентных платежей). Все обязательства представляют собой рублевые банковские кредиты с фиксированной процентной ставкой. Средний срок погашения долга — два года. 70% обязательств приходится на одного кредитора.
Покрытие процентных платежей Компании оценивается как высокое.
Рисунок 1. График погашения кредитного портфеля ПАО «МРСК Северо-Запада» (2018–2022), млрд руб.
По оценкам АКРА, в 2018–2020 годах общий долг Компании (с учетом пенсионных обязательств) будет находиться на уровне 15–17 млрд руб. (1,7–2,4х FFO до чистых процентных платежей).
Ликвидность и денежные потоки
Ликвидность Компании оценивается как сильная.
В течение последних четырех лет (с 2014 по 2017 год) Компания генерировала положительный денежный поток. Подобный результат демонстрировали только две публичные электросетевые компании России: ПАО «МРСК Северо-Запада» и ПАО «МРСК Волги». Это было связано с умеренными инвестициями — отношение инвестиций МРСК Северо-Запада к выручке составляло 11% (средний показатель для «Россетей» за аналогичный период — 24%). АКРА ожидает, что в период с 2018 по 2020 год свободный денежный поток Компании останется положительным.
АКРА оценивает ликвидность МРСК Северо-Запада как сильную. Компания имеет значительный объем невыбранных кредитных линий (общий объем — 20 млрд руб., или 150% от текущей кредитной задолженности), а также была представлена на облигационном рынке (на текущий момент облигационная задолженность погашена). По нашим оценкам, в 2018–2020 годах коэффициент краткосрочной ликвидности будет находиться на уровне 5,7x.
Аналитические корректировки
Аналитические корректировки не применялись.
Поддержка
Группа (+3 ступени к ОСК)
Электросетевой комплекс — ключевой элемент инфраструктуры энергоснабжения экономики и населения России и единственный сектор в электроэнергетике, где государство сохранило акционерный контроль и прямое регулирование после реформы РАО «ЕЭС России». Системная значимость электросетевой инфраструктуры для государства определяется как экономическими и социальными последствиями нарушений электроснабжения, так и потребностью в развитии дополнительной электросетевой инфраструктуры при реализации крупных государственных проектов.
МРСК Северо-Запада никогда не получала прямой финансовой помощи от материнской компании. Однако опыт предоставления «Россетями» экстраординарной поддержки другим своим дочерним и зависимым обществам (в 2015–2018 годах ДЗО ПАО «Россети» получили поддержку от материнской компании в форме докапитализации общим объемом 49 млрд руб.) свидетельствует о том, что в критической ситуации оказание Компании такой поддержки весьма вероятно.
Ключевые допущения
- сохранение в 2018–2020 годах среднего темпа индексации тарифов и средней инфляции на уровне 3,0% и 4,0% соответственно;
- реализация Компанией программы капитального развития в соответствии с заявленными сроками и объемами (8 млрд руб. без НДС в 2018 году и на уровне 4,5 млрд руб. ежегодно в период с 2019-го по 2020-й);
- выплата дивидендов в соответствии с принципом 50% от чистой прибыли по МСФО за вычетом финансирования инвестиций.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- снижение регуляторных и сбытовых рисков за счет внедрения долгосрочных и прозрачных принципов тарифного регулирования;
- снижение в 2018–2020 годах долговой нагрузки до 1,5х FFO до чистых процентных платежей;
- рост в 2019–2020 годах рентабельности бизнеса Компании до 20% FFO до выплаты процентов и налогов.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- потеря контроля над МРСК Север-Запада со стороны «Россетей» или снижение степени связи Компании с ключевым акционером;
- сохранение инвестиционных обязательств Компании в 2019–2020 годах на уровне 2018-го при одновременном ужесточении тарифного регулирования, включая систематические заморозки тарифов;
- существенное ухудшение доступа к внешним источникам ликвидности.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Рейтинговая история
06.08.2018 — AA+(RU), прогноз «Стабильный».
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, Методологии анализа взаимосвязи компаний внутри группы, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен ПАО «МРСК Северо-Запада» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты рейтингового действия (06.08.2018).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ПАО «МРСК Северо-Запада», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ПАО «МРСК Северо-Запада» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ПАО «МРСК Северо-Запада», не выявлены.
АКРА оказывало ПАО «МРСК Северо-Запада» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.