Кредитный рейтинг Курской области (далее — Курская область, Область, Регион) обусловлен низкой долговой нагрузкой и относительно высокими показателями бюджетной дисциплины. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывает средний уровень развития экономики Региона.

Курская область расположена в Центральном федеральном округе, граничит с Украиной и пятью регионами РФ. В Области проживает 0,8% населения РФ, ее ВРП составляет порядка 0,5% совокупного ВРП страны. Область входит в состав Центрально-Черноземного района. На ее территории частично располагается Курская магнитная аномалия.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Низкая долговая нагрузка, консервативная долговая политика и комфортный график погашения долга. Долг Области по состоянию на 01.08.2018 состоит из реструктурированных бюджетных кредитов (59%), облигаций (14%) и краткосрочного кредита, предоставленного Управлением Федерального казначейства (УФК) (27%). Кредит УФК при необходимости может быть заменен банковским кредитом (объем открытых на 01.08.2018 лимитов превышает сумму кредита УФК). Относительная долговая нагрузка на бюджет Области на конец 2018 года прогнозируется на уровне 77% операционного баланса (соответствует низкому уровню риска). По прогнозам АКРА, с 2019 по 2020 год данный показатель значительно не вырастет. Процентные выплаты и ежегодный объем рефинансируемого долга не являются обременительными.

Показатели бюджетной дисциплины поддерживаются достаточной долей собственных доходов и федеральной поддержкой сельского хозяйства. С 2015 по 2018 год собственные доходы бюджета Области составят в среднем 75% совокупных доходов (без учета субвенций). Однако сравнительно высокая доля капитальных расходов и, соответственно, приемлемая доля обязательных расходов (71% в среднем в упомянутый период) обеспечены в значительной мере федеральными субсидиями на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции. Данные субсидии не контролируются Областью самостоятельно и не являются резервом сокращения капитальных расходов в пользу расходов текущего характера. Таким образом, высокое соотношение операционного баланса и регулярных доходов в значительной степени обеспечено федеральными средствами.

Рейтинг Области сдерживается умеренными показателями развития ее экономики. При достаточном уровне диверсификации экономики и налоговых поступлений (на обрабатывающие производства приходится порядка 20% ВРП в год, на сельское хозяйство — около 18%, на добычу полезных ископаемых — 8–11%) показатели ВРП на душу населения и среднедушевые денежные доходы Региона невысоки (порядка 68% и 85% от средних показателей по РФ в период с 2014-го по 2017-й).

Ключевые допущения

  • следование консервативной долговой политике;
  • сохранение существенных объемов федеральной поддержки предприятий сельского хозяйства Области;
  • предоставление Региону в период с 2019 по 2020 год трансфертов, сопоставимых по объему с полученными им в 2016-м и с запланированными на 2018-й;
  • удержание обязательных расходов бюджета Области на уровне не выше 75%.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью и опережающие темпы роста ВРП;
  • рост числа производств с высоким уровнем заработных плат и дальнейшее повышение среднедушевых доходов населения и налоговых доходов бюджета;
  • повышение уровня собственной ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • изменение долговой политики в сторону существенного наращивания государственного долга;
  • значительное снижение поддержки предприятий сельского хозяйства со стороны федерального бюджета либо изменение пропорций выделения субсидий между федеральным и региональным бюджетами.

Рейтинги выпусков

Курская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYCD1); срок погашения —12.10.2025, объем эмиссии по номиналу — 4 млрд руб. (объем эмиссии в обращении — 1,3 млрд руб.) — А(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Курской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Курской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Курской области и облигационного выпуска Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Курской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были опубликованы АКРА 01.09.2017 и 10.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Курской области, а также кредитного рейтинга ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (29.08.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Курской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Администрация Курской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Курской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Администрации Курской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.