Кредитный рейтинг Краснодарского края (далее — Краснодарский край, Край, Регион) обусловлен отсутствием риска рефинансирования долга в долгосрочной перспективе и высоким уровнем собственной ликвидности. Сдерживающее влияние на рейтинг Региона оказывают высокая долговая нагрузка и ограниченная гибкость бюджетных расходов.
Краснодарский край входит в состав Южного федерального округа, в Крае проживает почти 4% населения РФ и создается порядка 3% совокупного валового регионального продукта (ВРП) регионов РФ. Краснодарский край — устойчивый лидер по показателям сельского хозяйства среди субъектов РФ, крупный российский курорт и важный транспортный узел.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Сбалансированная по срокам структура долга нивелирует негативное влияние высокой долговой нагрузки. Долг Края по отношению к его операционному балансу на конец текущего года ожидается АКРА на уровне порядка 3,4х, что оценивается Агентством как существенный уровень риска. Прогнозируемый дефицит будет покрыт за счет использования остатков средств на счетах; абсолютный размер долга может незначительно снизиться. Край не испытывает необходимости в кредите, предоставляемом Управлением Федерального казначейства (УФК), поэтому структура долга в разрезе инструментов в течение года достаточно стабильна. Рыночный долг, представленный облигациями и банковскими кредитами с комфортным графиком погашения, составит на конец текущего года порядка 46% совокупного долга. 40% долга будет приходиться на бюджетные кредиты, основная доля которых подлежит погашению после 2024-го. Оставшиеся 14% — гарантия, выданная Краем за предприятие госсектора. Вероятность ежегодных выплат по гарантии оценивается АКРА как высокая. Высокая долговая нагрузка компенсируется плавным графиком погашения, поэтому с 2019-го по 2020-й потребности в рефинансировании будут ежегодно составлять в среднем 14% текущего объема долга. В результате в период с 2018-го по 2020-й операционный баланс за вычетом процентных расходов будет в два раза превышать объем долга, погашаемого в каждом году. Расходы на обслуживание долга необременительны (в 2018 году составят 14% операционного баланса).
Бюджетные показатели ограничены высокой долей расходов, не поддающихся сокращению. Доля собственных доходов бюджета (без учета субвенций) является высокой: в 2015–2018 годах составит 86%. Доля обязательных расходов Края высока (77% в указанный период), что сдерживает рейтинг в части оценки бюджетной дисциплины и контроля. В течение последних пяти лет максимальную долю налоговых поступлений в бюджет Региона обеспечивают такие сектора, как «Торговля и ремонт» и «Транспорт и связь» (в частности, трубопроводный транспорт): в среднем 18 и 17% соответственно. Они же вносят наибольший вклад в ВРП Региона. В 2018 году налоговые поступления, по прогнозам АКРА, вырастут не более чем на 3–4% с высокой базы 2017-го, когда они увеличились на 13%. Основным катализатором роста станет повышение налога на имущество. Капитальные расходы Края в 2015–2018 годах невысоки (в среднем 12%).
Ключевые допущения
- сохранение в 2018 году объема поступлений по налогу на прибыль на уровне 2017-го;
- финансирование дефицита 2018 года за счет использования остатков средств на счетах и сохранение объема долга на прежнем уровне;
- сохранение в среднесрочной перспективе объема капитальных расходов на уровне не ниже 10%;
- получение Краем в 2019–2020 годах объема трансфертов на уровне, соответствующем объему трансфертов, полученных им в период с 2015-го по 2016-й;
- исполнение Краем соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- снижение относительной долговой нагрузки;
- завершение периода, в течение которого Край должен предоставлять гарантии предприятию госсектора;
- рост гибкости расходов бюджета;
- положительный экономический и налоговый эффект от увеличения доли производств с высокой добавленной стоимостью.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение собственных доходов Края на 5% и более от значений, прогнозируемых АКРА на 2018–2020 годы;
- снижение уровня самодостаточности бюджета Региона;
- рост соотношения долга и операционного баланса Края;
- снижение капитальных расходов краевого бюджета до критических уровней.
Рейтинги выпусков
Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные ниже облигационные выпуски Краснодарского края, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Краснодарского края.
Подтвержден
Краснодарский край, 34005 (ISIN RU000A0JVZE0), срок погашения — 27.11.2018, объем эмиссии — 4,8 млрд руб. — А(RU).
Краснодарский край, 35001 (ISIN RU000A0JXYS9), срок погашения — 09.08.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб. — А(RU).
Присвоен
Краснодарский край, 35002 (ISIN RU000A0ZZ8X4, регистрационный номер RU35002KND0), дата размещения — 05.06.2018, срок погашения — 03.06.2025, объем эмиссии — 10,0 млрд руб. — А(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Краснодарского края и выпусков облигаций Краснодарского края (RU000A0JVZE0, RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Краснодарского края и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JVZE0, RU000A0JXYS9) были опубликованы АКРА 18.10.2017. Кредитный рейтинг государственным ценным бумагам Краснодарского края (RU000A0ZZ8X4) был присвоен впервые.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Краснодарского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JVZE0, RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (15.10.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Краснодарским краем, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Краснодарского края принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Краснодарского края, не выявлены.
АКРА не оказывало администрации Краснодарского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.