Кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) (далее — Республика Саха (Якутия), Республика, Регион) обусловлен зависимостью ее бюджетных показателей от низкодиверсифицированных источников доходов, необходимостью поддерживать значительный объем обязательных расходов и наличием косвенных обязательств, влияющих на параметры долговой нагрузки. Негативный прогноз обусловлен потенциальным снижением операционного баланса в 2019 году, которое может повлиять на бюджетные показатели и показатели долговой нагрузки Республики.
Республика Саха (Якутия), входящая в состав Дальневосточного федерального округа, является крупнейшим по площади регионом России. Республика занимает почти пятую часть РФ и располагается на территории, относимой к районам Крайнего Севера. Население Региона составляет 0,7% населения РФ, а валовый региональный продукт (ВРП) — порядка 1,2% совокупного ВРП РФ.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Зависимость налоговых и неналоговых доходов от крупнейших компаний Республики влияет на волатильность региональных бюджетных показателей1. Доля обязательных расходов бюджета Республики медленно растет и на конец 2018 года достигнет 76% общего объема расходов. Прогноз на 2019 год предусматривает увеличение данного показателя до 78%. Операционный баланс по итогам 2018 года составит 21% (против 16% годом ранее) на фоне низкой базы 2017 года, обусловленной неисполнением ожидаемого объема налоговых доходов. В 2019 году плановые поступления по налогу на прибыль снизятся по сравнению с ожидаемым исполнением в 2018 году на 13%. Это произойдет за счет планового сокращения объема продаж предприятий алмазодобывающей отрасли и снижения прогнозируемых поступлений в бюджет от предприятия — участника КГН, финансовые показатели которого зависят от переоценки депозитов в иностранной валюте. Также прогнозируется уменьшение объема поступлений в бюджет по дивидендным выплатам2 относительно ожидаемого на 2018 год уровня. С 2017 года дивиденды стали важнейшим фактором, поддерживающим операционный баланс Региона. Их объем сравнялся с поступлениями по налогу на добычу полезных ископаемых и превысил поступления по налогу на имущество. В результате указанного снижения части доходов операционный баланс по итогам 2019 года может вновь снизиться до 16% регулярных доходов. Снижение доли капитальных расходов в 2016–2018 годах, с одной стороны, негативно влияет на бюджетные показатели, с другой — свидетельствует о возможности снижения капитальных расходов при необходимости финансирования текущих расходов.
1 Бюджетные показатели проанализированы без учета трансферта, перечисляемого ПАО «РусГидро» в 2017–2020 годах по программе достижения на территориях ДФО базовых уровней тарифов.
2 Изменение дивидендной политики предприятия, на которое приходится основная доля доходов в виде дивидендов, в целом ведет к росту поступлений в бюджет по данной статье неналоговых доходов. Однако особенности графика дивидендных выплат могут привести к снижению поступлений в 2019 году на фоне высокой базы 2018 года. Данные основаны на проекте закона о бюджете Республики на 2019–2021 годы.
Сравнительно невысокая долговая нагрузка отягощена косвенными обязательствами. Республика не принимает участие в программе реструктуризации бюджетных кредитов. По оценке АКРА, рыночная часть долга (преимущественно облигации) составит по итогам 2018 года 65%, по итогам 2019 года — 78%. Абсолютный размер долга изменится незначительно. График погашения долга (без учета гарантий) на 01.10.2018 предусматривает рефинансирование половины обязательств в течение ближайших 16 месяцев, что ведет к падению коэффициента обслуживания долга с ожидаемых 2,5–2,7х на конец текущего года до 1,5х по итогам 2019 года. Однако текущая ситуация не оценивается Агентством как рост риска рефинансирования в силу сравнительно высокой ликвидности бюджета. Соотношение долга и операционного баланса на конец 2018 года составит, по мнению АКРА, порядка 1,4х. Однако планируемое снижение операционного баланса в 2019 году может привести к росту долговой нагрузки выше 2х уже в конце 2019 года. Чуть менее четверти долгового портфеля составляют гарантии, выданные по обязательствам предприятий госсектора в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера. Принимая во внимание социальную значимость и финансовое состояние предприятий госсектора, Агентство считает целесообразным учитывать задолженность некоторых из них в виде косвенных обязательств правительства. По оценке АКРА, на конец 2017 года общая задолженность таких предприятий могла составить до 20 млрд руб. (за вычетом выданных гарантий). Агентство отмечает, что по состоянию на последнюю доступную дату (01.10.2018) Республика значительно снизила объем просроченной кредиторской задолженности, не привлекая дополнительные заемные средства.
Экономика Региона определяется динамикой добывающей промышленности и природно-климатическими условиями. На территории Республики расположены крупнейшие в России месторождения алмазов (добывается 90% российских алмазов, что составляет порядка четверти мировой добычи), а также месторождения золота и топливно-энергетических полезных ископаемых. Добывающая промышленность формирует до половины ВРП Региона. В структуре добычи полезных ископаемых наибольший удельный вес имеет добыча алмазов и нефти. Суровые климатические условия накладывают ограничения на развитие социально-экономического потенциала Республики и диверсификацию ее экономики.
Ключевые допущения
- отсутствие резких колебаний в динамике безвозмездных поступлений от вышестоящего бюджета в плановом периоде;
- сохранение в прогнозном периоде сбалансированной долговой политики с привлечением долгосрочного долга и мягким графиком погашения.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Негативный» прогноз предполагает возможное понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- проведение контрциклической политики бюджетных расходов;
- отсутствие просроченной кредиторской задолженности или устойчивая тенденция ее снижения;
- рост налоговых поступлений в результате запуска крупных инвестиционных проектов.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- неисполнение заложенных на момент проведения рейтингового анализа налоговых доходов бюджета;
- нарастание просроченной кредиторской задолженности;
- изменение долговой политики и временной структуры долга;
- ухудшение финансового состояния предприятий госсектора и необходимость их сверхплановой поддержки.
Рейтинги выпусков
Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные ниже облигационные выпуски Республики Саха (Якутия), по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Саха (Якутия).
Ключевые характеристики выпусков
Республика Саха (Якутия), 35006 (ISIN RU000A0JUQH4), срок погашения — 02.07.2021, объем эмиссии — 2,5 млрд руб. — А(RU).
Республика Саха (Якутия), 35007 (ISIN RU000A0JVEH8), срок погашения — 14.05.2020, объем эмиссии — 5,5 млрд руб. — А(RU).
Республика Саха (Якутия), 35008 (ISIN RU000A0JWGT6), срок погашения — 18.05.2021, объем эмиссии — 5,5 млрд руб. — А(RU).
Республика Саха (Якутия), 35009 (ISIN RU000A0JXR43), срок погашения — 16.05.2024, объем эмиссии — 5,0 млрд руб. — А(RU).
Республика Саха (Якутия), 35010 (ISIN RU000A0ZZ7E6), срок погашения — 15.05.2025, объем эмиссии — 5,5 млрд руб. — А(RU).
Республика Саха (Якутия), 35011 (ISIN RU000A0ZZNJ2), срок погашения — 24.09.2025, объем эмиссии — 6,0 млрд руб. — А(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Республики Саха (Якутия) и выпусков облигаций Республики Саха (Якутия) (ISIN RU000A0JUQH4, ISIN RU000A0JVEH8, ISIN RU000A0JWGT6, ISIN RU000A0JXR43, ISIN RU000A0ZZ7E6, ISIN RU000A0ZZNJ2) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Республики Саха (Якутия) (ISIN RU000A0JUQH4, ISIN RU000A0JVEH8, ISIN RU000A0JWGT6, ISIN RU000A0JXR43) были опубликованы АКРА 08.11.2017, государственных ценных бумаг Республики Саха (Якутия) (ISIN RU000A0ZZ7E6) — 31.05.2018, государственных ценных бумаг Республики Саха (Якутия) (ISIN RU000A0ZZNJ2) — 26.09.2018.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Саха (Якутия) и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Республики Саха (Якутия) (ISIN RU000A0JUQH4, ISIN RU000A0JVEH8, ISIN RU000A0JWGT6, ISIN RU000A0JXR43, ISIN RU000A0ZZ7E6, ISIN RU000A0ZZNJ2) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (01.11.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Республикой Саха (Якутия), информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Республики Саха (Якутия) принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Саха (Якутия), не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Республики Саха (Якутия) дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.