Кредитный рейтинг Республики Татарстан (далее — Республика Татарстан, Республика, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, высокой степенью контроля над расходной частью бюджета и высокой долей бюджета развития в структуре расходов, а также долгосрочной структурой прямого долга Республики (состоящего из бюджетных кредитов) и минимальным уровнем риска, связанным с его обслуживанием. Фактором, оказывающим сдерживающее влияние на кредитный рейтинг, по мнению АКРА, является возможность предоставления региональными властями адресной финансовой поддержки компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для экономики Республики или в значительной степени зависящим от ее бюджета.
Республика Татарстан расположена в Приволжском федеральном округе. В Регионе проживает 3,89 млн человек (2,7% населения РФ). ВРП Республики составляет примерно 2,8% совокупного ВРП регионов РФ. Экономика Региона основана на диверсифицированном промышленном производстве с высокой добавленной стоимостью. Это позволяет Республике Татарстан быть независимой от экономических циклов. На ее территории функционируют две особые экономические зоны (ОЭЗ) — «Алабуга» (ОЭЗ промышленно-производственного типа) и «Иннополис» (ОЭЗ технико-внедренческого типа).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Обязательства предприятий расширенного госсектора влияют на оценку долговой нагрузки Региона. АКРА учитывает возможность предоставления властями Республики адресной финансовой поддержки компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для экономики Республики или в значительной степени зависящим от ее бюджета.
Государственный долг Республики Татарстан (94,5 млрд руб. на 01.11.2018) состоит на 90% из бюджетных кредитов и на 10% — из гарантий (9,6 млрд руб., срок
действия — до 2034 года), предоставленных в 2005 году ПАО «КАМАЗ» по обязательствам перед федеральным бюджетом.
График погашения бюджетных кредитов является комфортным: практически весь объем долга Республики подлежит погашению в период с 2023 по 2036 год. Расходы на обслуживание долга Республики не превышают 0,1% операционного баланса бюджета.
Сбалансированный бюджет с высокой степенью самодостаточности доходной части и высокой степенью контроля над расходной частью. Согласно действующей редакции закона о бюджете (от 24.10.2018), по итогам 2018 года бюджет Республики должен быть исполнен с дефицитом на уровне 6,9% налоговых и неналоговых доходов (14,9 млрд руб.). Запланированные расходы регионального бюджета будут профинансированы за счет текущих доходов и остатков на счетах бюджета без привлечения долгового финансирования. АКРА отмечает, что в текущем году объем ликвидных средств, находящихся в распоряжении Республики, постепенно растет.
Ключевые допущения
- возможность (в случае необходимости) предоставления властями Республики адресной финансовой поддержки компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для ее экономики или в значительной степени зависящим от ее бюджета;
- снижение доли капитальных расходов в прогнозном периоде относительно уровня 2017–2018 годов;
- исполнение бюджета в 2018–2019 годах без привлечения коммерческого долгового финансирования.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию может привести:
- повышение уровня прозрачности и предсказуемости взаимоотношений Республики с компаниями (в том числе с финансовыми организациями), имеющими стратегическое значение для ее экономики или в значительной степени зависящими от ее бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- предоставление властями Республики экстраординарной поддержки компаниям и финансовым организациям государственного сектора экономики;
- нарушение Республикой правил реструктуризации бюджетных кредитов.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Татарстан был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Республики Татарстан был опубликован АКРА 17.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Татарстан ожидается в течение 182 дней с даты совершения рейтингового действия (13.11.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Правительством Республики Татарстан, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Республики Татарстан принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Татарстан, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Республики Татарстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.