Изменение прогноза по кредитному рейтингу Братска (далее — Братск, Город) обусловлено ожидающимся ростом его операционного баланса по итогам 2018 года и возможным сохранением тенденции в прогнозном периоде (2019–2021 годах), а также прогнозом АКРА в отношении снижения долговой нагрузки, обязательность которого регламентируется соглашением о реструктуризации бюджетных кредитов, выданных Городу Иркутской областью. Поддержку кредитному рейтингу оказывают устойчивый поток налоговых поступлений в бюджет от промышленного сектора Города, потенциал роста которого, однако, ограничен, и график погашения долга, не предполагающий единовременного рефинансирования более чем на треть его объема. Вместе с этим низкий уровень гибкости расходной части бюджета и низкий уровень капитальных расходов, финансируемых за счет собственных средств городского бюджета, ограничивают кредитный рейтинг Города.
Братск расположен в Иркутской области (Сибирский федеральный округ), в Городе проживает 231 тыс. человек. На территории Города расположены крупные промышленные объекты: Филиал АО «Группа «Илим» (выпуск целлюлозно-бумажной продукции), ОАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» (ПАО «РУСАЛ Братск»), ОАО «Братский завод ферросплавов» (ПАО «Мечел»), а также Братская ГЭС (ПАО «Иркутскэнерго»).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Сохранение умеренных показателей бюджетной дисциплины при структурном изменении бюджета. По оценке АКРА, планируемое снижение объема субсидий в 2018 году приведет к росту доли собственных (налоговых и неналоговых) доходов городского бюджета до 78% по сравнению со средним значением на уровне 56% по итогам 2015–2017 годов. Снижение субсидий, в свою очередь, ведет к уменьшению капитальных расходов на ЖКХ, которые осуществлялись преимущественно за счет безвозмездных перечислений. В 2018 году капитальные расходы прогнозируются на уровне 6% бюджетных расходов по сравнению со средним значением 36% в 2015–2017 годах. Капитальные расходы, осуществленные в 2015–2017 годах, финансировались за счет трансфертов, то есть не являлись резервом снижения расходов. Таким образом, рост доли обязательных расходов на фоне структурных изменений доходной части бюджета не означает снижения гибкости расходов). Однако ожидаемый рост собственных доходов при условии удержания Городом обязательных расходов на текущем уровне может привести к существенному увеличению операционного баланса относительно значений 2017 года.
Снижение риска рефинансирования за счет изменения графика погашения банковского долга, обязательства по снижению долговой нагрузки. Структура долга Братска изменилась благодаря привлечению нового кредита сроком на три года. Максимальный объем рефинансирования по состоянию на 01.11.2018 приходится на 2020 год (29% текущего долга). Проведенная в апреле 2018 года реструктуризация бюджетных кредитов обязывает Город снижать долговую нагрузку и привлекать банковский долг по ставке, которая может быть выше ключевой ставки ЦБ РФ не более чем на один процентный пункт. Несмотря на то что способность Города самостоятельно сокращать долговую нагрузку ограничена низкими темпами генерации собственных доходов, Братск может сокращать уровень долга относительно собственных доходов на два процентных пункта в течение двух лет, что предусмотрено соглашением о реструктуризации, при условии достижения запланированного уровня собственных доходов.
Достаточный уровень ликвидности и контроль над кассовыми расходами. Доступными ресурсами для покрытия кассовых разрывов в течение года являются краткосрочный банковский кредит и финансирование со стороны Управления Федерального казначейства. С учетом доступных ресурсов, а также принимая во внимание жесткий контроль над кассовыми расходами городского бюджета, АКРА оценивает уровень ликвидности Братска как достаточный.
Ключевые допущения
- устойчивое финансовое положение крупных предприятий Братска;
- высокий уровень занятости населения;
- сохранение текущей долговой политики.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- устойчивый рост собственных доходов бюджета Города с одновременным увеличением операционного баланса;
- снижение доли обязательных расходов бюджета, не связанное с ростом целевых трансфертов на капитальные расходы;
- рефинансирование банковских кредитов, предусматривающее удлинение сроков погашения более чем на три года.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- неисполнение собственных доходов бюджета Города или их падение;
- существенное снижение операционного баланса;
- значительный рост расходов на обслуживание долга относительно операционного баланса.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Братска был опубликован 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Братска ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (16.11.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Братском, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Братска принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Братска, не выявлены.
АКРА не оказывало администрации Братска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.