АКРА присвоило «Азиатско-Тихоокеанскому Банку» (ПАО) кредитный рейтинг BB+(RU), прогноз «Развивающийся»

Кредитный рейтинг «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (ПАО) (далее — Банк, АТБ, кредитная организация) обусловлен умеренно низкой оценкой бизнес-профиля, адекватной оценкой достаточности капитала и удовлетворительной позицией по фондированию и ликвидности при критической оценке риск-профиля. Дополнительными факторами определения рейтинга АТБ являются умеренная степень системной значимости Банка для экономики ряда регионов восточной части РФ и сильное влияние государства на его кредитоспособность согласно методологии АКРА.

«Развивающийся» прогноз отражает мнение АКРА о высокой вероятности изменения кредитного рейтинга Банка на горизонте 12–18 месяцев в результате продажи АТБ стороннему инвестору, запланированной основным акционером — ЦБ РФ (Банком России).

АТБ — кредитная организация, занимающая 79-е место по размеру активов и 88-е место по размеру собственного капитала среди банков РФ. Банк развивается в формате универсальной кредитной организации, при этом основным направлением его деятельности является необеспеченное кредитование физических лиц. Ключевые регионы присутствия — Дальневосточный (ДФО) и Сибирский (СФО) федеральные округа. С 26 апреля текущего года Банк находится под управлением временной администрации, функции которой выполняет ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» (далее — УК ФКБС). Почти 100% акций АТБ принадлежат ЦБ РФ.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Достаточно высокая вероятность предоставления экстраординарной поддержки со стороны государства. АТБ является значимым игроком на рынке финансовых услуг ДФО и СФО: в ряде субъектов РФ, входящих в состав двух указанных округов, на долю Банка приходится свыше 3% от общего объема привлеченных в данных регионах средств физлиц. Кроме того, АТБ обслуживает ряд бюджетных организаций и компаний, находящихся в государственной собственности (зарплатные проекты и расчетно-кассовое обслуживание).

Одновременно Агентство оценивает степень системной значимости АТБ как среднюю, учитывая ограниченную роль, которую играет деятельность Банка для существования и развития отдельных отраслей экономики, поддержания уровня жизни населения и формирования бюджетных доходов. Вместе с тем степень влияния государства оценивается Агентством как сильная. Государство сохраняет полный акционерный и операционный контроль над Банком. Функции временной администрации реализует УК ФКБС. Ранее государство оказывало Банку поддержку, предоставляя капитал и ликвидность.

Мнение АКРА касательно поддержки АТБ со стороны государства выражается в добавлении двух ступеней к уровню оценки собственной кредитоспособности (ОСК) Банка (bb-).

Невысокая оценка бизнес-профиля (bb+) определяется ограниченными рыночными позициями Банка, а также низкой диверсификацией его операционного дохода, который формируют преимущественно процентные поступления от кредитов физлицам. Стратегия АТБ направлена на дальнейшее расширение бизнеса в ДФО и СФО в формате универсального банка.  Планы развития АТБ оцениваются АКРА как реалистичные и соответствующие макроэкономическим предпосылкам, однако Агентство считает, что смена мажоритарного акционера может привести к тому, что стратегия Банка будет скорректирована. Качество корпоративного управления соответствует масштабам деятельности АТБ и реализуемым им задачам.

АКРА оценивает позицию Банка по капиталу как адекватную. В результате докапитализации, проведенной в сентябре текущего года, норматив достаточности основного капитала АТБ (Н1.2) составил на 01.10.2018 9,036%. Вместе с тем с 2013 по 2017 год Банк сохранял умеренно высокую способность к генерации собственного капитала. Значение КУГК в период с 2013-го по 2017-й находилось в диапазоне 100–150 б. п. (по МСФО) без учета отчислений на резервы по кредитам, выданным предыдущим акционерам. Оценивая способность АТБ преодолевать рост кредитного риска в рамках стрессового сценария, АКРА принимает во внимание возможность предоставления основным акционером дополнительной поддержки в виде капитала. С учетом этого Агентство не считает фактором повышенного риска возможное досоздание резервов по отдельным проблемным кредитам при условии сохранения текущей структуры собственности и оценивает влияние результатов стресс-теста на оценку позиции Банка по капиталу как нейтральное. Показатели чистой процентной маржи (net interest margin, NIM) и отношения операционных расходов к операционным доходам (cost to income, CTI), рассчитанные за 2015–2017 годы, составили 7,8 и 54,1% соответственно.

АКРА оценивает риск-профиль Банка как критический, принимая во внимание низкую обеспеченность кредитного портфеля и высокую долю в нем проблемных и потенциально проблемных кредитов (18,9% портфеля). К данным ссудным требованиям АКРА относит кредиты юридическим лицам NPL90+ (3,3% портфеля), кредиты физическим лицам NPL90-365 (6,1% портфеля), а также кредиты, отнесенные Агентством к проблемным. Преимущественно розничный характер кредитных операций определяет низкую обеспеченность портфеля (около 60% задолженности составляют необеспеченные кредиты).

Удовлетворительная позиция Банка по фондированию и ликвидности. Значение показателя дефицита краткосрочной ликвидности (ПДКЛ) в базовом и стрессовом сценариях составляет 7,7 млрд руб. и -4,1% обязательств соответственно, что говорит о высоком уровне обеспеченности обязательств кредитной организации на горизонте до 90 дней. Одновременно АКРА отмечает дисбаланс активов и пассивов АТБ по срокам погашения, что определяет низкое значение показателя дефицита долгосрочной ликвидности (ПДДЛ). Ресурсную базу кредитной организации в основном формируют средства физических лиц (69,4% на 30.06.2018), что, с одной стороны, является фактором повышенного риска, согласно методологии АКРА, с другой — ведет к снижению зависимости от крупнейших кредиторов (вкладчиков). По состоянию на 30.06.2018 доля средств крупнейшей группы кредиторов (вкладчиков) составляла 4,4%, десяти групп крупнейших кредиторов — 12,2%. 

Ключевые допущения

  • сохранение акционерного и операционного контроля со стороны государства над деятельностью Банка до момента его продажи;
  • предоставление в случае необходимости Банком России дополнительного капитала и ликвидности.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Развивающийся» прогноз отражает мнение АКРА о высокой вероятности изменения кредитного рейтинга Банка на горизонте 12–18 месяцев в результате его продажи стороннему инвестору, запланированной основным акционером — ЦБ РФ.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное снижение доли проблемных кредитов в портфеле ссудной задолженности;
  • восстановление баланса активов и пассивов Банка по срокам погашения.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • продажа Банка структуре с низкой оценкой кредитоспособности;
  • снижение нормативов достаточности собственного капитала;
  • ухудшение позиции по ликвидности и/или фондированию.

Компоненты рейтинга

ОСК: bb-.

Корректировки: поддержка государства + 2 ступени к ОСК.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации, Методология анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен «Азиатско-Тихоокеанскому Банку» (ПАО) впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты рейтингового действия (19.11.2018).

Раскрытие отступлений от утвержденных методологий. Нейтральная оценка способности Банка выдерживать рост стоимости кредитного риска (в рамках стресс-теста АКРА) отражает мнение Агентства о возможной докапитализации АТБ со стороны ЦБ РФ в случае возникновения риска нарушения нормативов достаточности капитала.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных «Азиатско-Тихоокеанским Банком» (ПАО), информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (ПАО) по МСФО и отчетности «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (ПАО), составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 24.11.2016 № 4212-У. Кредитный рейтинг является запрошенным, «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО) принимал участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (ПАО), не выявлены.

АКРА не оказывало «Азиатско-Тихоокеанскому Банку» (ПАО) дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.