Кредитный рейтинг DME Limited (далее — Компания, Аэропорт, Домодедово) обусловлен низкими отраслевыми рисками в совокупности с ведущими рыночными позициями, сильным бизнес-профилем и сильной ликвидностью, а также высокой рентабельностью. Изменение прогноза по кредитному рейтингу вызвано снижением уровня покрытия процентных платежей в результате переоценки валютного долга при сокращении пассажиропотока. Давление на рейтинг продолжают оказывать средняя долговая нагрузка и средний уровень корпоративного управления.
DME Limited — группа компаний, владеющих и оперирующих инфраструктурой аэропорта Домодедово. Аэропорт является вторым по размеру пассажиро-и грузопотока в России. Основной контролирующий бенефициар Компании — Дмитрий Каменщик.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Снижение уровня покрытия процентных платежей при сохранении среднего уровня долговой нагрузки. По оценкам АКРА, долг Домодедово на конец 2017 года составлял 50 млрд руб. и был сформирован за счет валютных кредитов и займов, а также задолженности по договорам концессии. В начале 2018 года Компания разместила выпуск еврооблигаций на сумму 300 млн долл. с целью рефинансирования другого выпуска еврооблигаций, который подлежит погашению в ноябре 2018-го. В связи с этим, а также в результате валютной переоценки долг Домодедово по состоянию на 30.06.2018 увеличился до 73 млрд руб. По оценкам Агентства, к концу 2018 года долг Компании после погашения выпуска еврооблигаций составит 59 млрд руб. Валютная выручка от обслуживания международных рейсов создает определенное естественное хеджирование валютных рисков. АКРА оценивает уровень долговой нагрузки как средний, поскольку отношение общего долга к средствам от операций (FFO, funds from operations) до чистых процентных платежей к концу 2018 года будет находиться в пределах 3,6х–3,8х. Покрытие процентных платежей снизилось, но находится на приемлемом уровне. По оценкам АКРА, в 2018 году отношение FFO до процентных платежей к процентным платежам составит 4,1х против 5,2x по итогам 2017-го. Это объясняется в том числе дополнительными процентными расходами по новому выпуску еврооблигаций, который был размещен существенно раньше даты погашения рефинансируемого выпуска. В период с 2019 по 2020 год мы ожидаем постепенного увеличения показателя до 5,1x.
Сильная позиция по ликвидности при слабом свободном денежном потоке. По состоянию на 30.06.2018 Домодедово обладало достаточным объемом ликвидности для успешного погашения выпуска еврооблигаций в ноябре 2018 года. Вместе с тем деятельность Компании продолжает характеризоваться слабым размером свободного денежного потока и высоким объемом капитальных затрат, что оказывает давление на ее ликвидность. Кроме того, объем объявленных Компанией дивидендов в 2018 году (6 млрд руб.) оказался выше ожидаемого Агентством уровня (4 млрд руб.). Фактические дивидендные выплаты в первом полугодии 2018-го составили 1,4 млрд руб. По оценкам АКРА, по итогам 2018 года рентабельность по FCF составит -24%, а отношение капитальных затрат к выручке — 0,38x. В период с 2019-го по 2020-й, после прохождения Компанией пика капитальных затрат, мы ожидаем увеличения свободного денежного потока, но допускаем его сохранение в негативной зоне. Дополнительную поддержку ликвидности Домодедово оказывает наличие открытых и одобренных кредитных линий в банках-кредиторах. Вместе с тем мы отмечаем, что долговая нагрузка Домодедово превысила финансовые ковенанты по некоторым обязательствам, что может привести к дополнительному ухудшению позиции по ликвидности. В результате по итогам текущего года коэффициент краткосрочной ликвидности прогнозируется АКРА на уровне 1,4x. У Домодедово отсутствуют крупные долговые обязательства, подлежащие погашению в период с 2019 по 2020 год, — негативное влияние может оказать только отрицательный денежный поток. С учетом данного фактора мы ожидаем, что в упомянутый период показатель будет колебаться в пределах 1,2x–1,3x.
Низкие отраслевые риски DME Limited при ведущих рыночных позициях. Инфраструктурные компании транспортной отрасли имеют высокие барьеры для входа новых игроков. Зачастую аэропорты являются субъектами естественной монополии, что предопределяет отсутствие прямой конкуренции между ними. В рамках Московского авиационного узла (МАУ), через который идет основной поток пассажиров и грузов на российском рынке авиаперевозок, действуют три аэропорта. Домодедово — второй по размеру аэропорт МАУ с незначительным отставанием от лидера. Вместе с тем Агентство отмечает, что с января по сентябрь 2018 года пассажиро- и грузопоток Домодедово сократился (-3,5% и -4,5% соответственно). Это идет вразрез с общей динамикой по МАУ (+8,6% и +4,3% соответственно).
Ключевые допущения
- успешное рефинансирование первого выпуска еврооблигаций в 2018 году;
- колебание рентабельности по FFO до процентных платежей и налогов в пределах 35–45%;
- сохранение тренда на либерализацию тарифной политики государства для аэропортовой инфраструктуры;
- расходы на выплату дивидендов в пределах 4 млрд руб.;
- ежегодный рост пассажиропотока на 2–4%;
- сохранение существенных расходов на финансирование капитальных затрат (в пределах 30–35% от выручки).
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Негативный» прогноз предполагает возможное понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- падение отношения общего долга к FFO до чистых процентных платежей ниже 2,0x либо рост отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам выше 10x;
- рост рентабельности по FCF после выплат дивидендов выше 2%;
- существенное снижение размера программы капитальных затрат (ниже 15% от выручки);
- существенное улучшение практик корпоративного управления в части развития института совета директоров и нормативной базы, регламентирующей его деятельность.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- продолжение практики ежегодных дивидендных выплат в размере выше 5 млрд руб. при отрицательном FCF;
- снижение пассажиропотока на внутренних и международных направлениях в период с 2019 по 2020 год относительно уровня 2018-го более чем на 5–10%;
- рост отношения общего долга к FFO до чистых процентных платежей выше 4,0х либо падение отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам ниже 5,0x;
- уход крупного клиента, способный привести к ухудшению финансового результата Компании;
- падение рентабельности по FFO до чистых процентных платежей и налогов ниже 30%;
- существенное ухудшение доступа к внешним источникам ликвидности;
- изменение тарифной политики государства для аэропортовой инфраструктуры.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): a+.
Корректировки: отсутствуют.
Рейтинги выпусков
Облигации ООО «Домодедово Фьюэл Фасилитис» биржевые процентные документарные на предъявителя (ISIN RU000A0ZYM21), срок погашения — 20.12.2022, объем эмиссии — 10 млрд руб. — A+(RU).
Обоснование. Эмиссия является старшим необеспеченным долгом ООО «Домодедово Фьюэл Фасилитис» (далее — Эмитент) — дочерней операционной компании DME Limited. Основанием для присвоения рейтинга служат публичные безотзывные оферты со стороны холдинговой структуры DME Limited и основных операционных компаний холдинга, формирующих основной денежный поток Группы. Перечень оферентов идентичен перечню компаний, выступающих поручителями по выпущенным Группой еврооблигациям, что, по мнению АКРА, свидетельствует об отсутствии структурной субординации выпусков. В связи с этим, а также в связи с отсутствием контрактной субординации АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Компании. Вместе с тем АКРА отмечает отсутствие поручительства балансодержателя имущества Домодедово — компании Hacienda Limited (Кипр) — как по рейтингуемому выпуску облигаций, так и по уже выпущенным еврооблигациям. В связи с этим АКРА использовало детальный подход для оценки уровня возмещения потерь. В соответствии с методологией АКРА, уровень возмещения по необеспеченному долгу Домодедово относится ко II категории, поэтому кредитный рейтинг эмиссии приравнивается к кредитному рейтингу DME Limited — A+(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги DME Limited и облигационного выпуска ООО «Домодедово Фьюэл Фасилитис» (ISIN RU000A0ZYM21), дочерней операционной компании DME Limited, были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги DME Limited и облигационного выпуска ООО «Домодедово Фьюэл Фасилитис» (ISIN RU000A0ZYM21) были опубликованы АКРА 29.11.2017 и 26.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу DME Limited и кредитного рейтинга облигационного выпуска ООО «Домодедово Фьюэл Фасилитис» (ISIN RU000A0ZYM21) ожидается в течение одного года с даты рейтингового действия (22.11.2018).
Раскрытие отступлений от утвержденных методологий: фактор «рентабельность» оценивался с отступлением от диапазона оценки, указанного в методологии, в результате сравнения с группой сопоставимых компаний.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных DME Limited, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, DME Limited принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности DME Limited, не выявлены.
АКРА не оказывало DME Limited дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.