Прогноз подготовлен в соответствии с Общими принципами прогнозирования социально-экономических показателей АКРА.
- Ввод новых трубопроводных мощностей приведет к новому витку роста добычи сланцевой нефти в США, что окажет давление на нефтяные цены во второй половине 2019 года и в 2020 году. Прогноз АКРА предполагает снижение среднегодовой цены нефти марки Urals с 70,01 долл./барр. в 2018 году до 63,6 долл./барр. в 2019-м и 58,7 долл./барр. в 2020-м.
- Участие России в сделке об ограничении добычи нефти стало причиной замедления ввода в эксплуатацию новых месторождений. Пик добычи нефти в России придется на 2021–2022 годы, при этом, по оценке АКРА, пиковый объем добычи будет достигать 575 млн т в год.
- Увеличение объемов переработки нефти предполагает рост экспорта нефтепродуктов. Прирост экспорта российского моторного топлива в 2017–2023 годах составит 14,4 млн т при росте объема переработки на 15,5 млн т за указанный период. Увеличение добычи нефти в России и относительно низкие темпы роста объемов переработки будут способствовать росту экспорта сырой нефти до 266 млн т в 2022 году против 256 млн т в 2018 году.
- Санкции не привели к снижению инвестиций в российской нефтяной отрасли... Рост инвестиций вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) без учета «Газпрома» продолжится вплоть до 2020 года. Рост рублевых цен на нефть в 2018 году привел к существенному увеличению EBITDA российских нефтегазовых компаний, благодаря чему доля капитальных расходов в EBITDA ВИНК снизилась до вполне комфортного уровня в 54,6%. Отношение долга к EBITDA ВИНК снизилось с 2,3х в 2017 году до 1,3х в 2018-м, фактически вернувшись к уровню 2013 года.
- … но изменили структуру долга нефтегазовых компаний. Доля рублевого долга выросла с 13 до 41%, доля облигаций — с 40 до 66%.
Таблица 1. Прогноз показателей нефтяной отрасли России на 2019–2023 годы
Источник: АКРА
* Приведен базовый прогноз с учетом продления соглашения о заморозке добычи на вторую половину 2019 года при неизменных параметрах соглашения. Если соглашение не будет продлено, добыча в 2019 году составит 565,2 млн т, экспорт сырой нефти — 260,1 млн т.
Снижение среднегодовых цен нефти в 2019–2020 годах станет результатом роста добычи сланцевой нефти благодаря решению проблемы ее транспортировки
Продление соглашения ОПЕК+, предполагающее суммарное сокращение среднесуточной добычи нефти на 1,2 млн барр. в первом полугодии 2019 года, а также объявленное Канадой в начале декабря 2018 года снижение добычи на 325 тыс. барр. в сутки позволят сбалансировать рынок нефти ко второму кварталу 2019 года. Однако дальнейший рост добычи сланцевой нефти в США может потребовать продления договоренностей до конца текущего года.
Существенным фактором, сдерживавшим рост добычи сланцевой нефти в США в первой половине 2018 года, стала нехватка трубопроводных мощностей. Бурный рост объемов добычи во втором полугодии 2018 года стал возможен исключительно благодаря росту цен, достаточному для покрытия издержек, связанных с железнодорожной транспортировкой сланцевой нефти. Однако уже во второй половине 2019 года транспортное ограничение добычи будет снято за счет ввода четырех новых трубопроводов (Cactus II, Enterprise, EPIC и Grey Oak) общей пропускной способностью 2,67 млн барр. в сутки. К концу 2020 года будут введены еще три трубопровода (Exxon/PAA JV, Jupiter и Permian-Gulf Coast) совокупной мощностью 2 млн барр. в сутки. Ввод в эксплуатацию новых трубопроводных мощностей приведет к новому витку роста добычи в США, что окажет давление на нефтяные цены во второй половине 2019 года и в 2020 году. Прогноз АКРА предполагает снижение среднегодовой цены нефти марки Urals с 70,01 долл./барр. в 2018-м до 63,6 долл./барр. в 2019-м и 58,7 долл./барр. в 2020-м.
Замедление ввода в эксплуатацию новых крупных месторождений отодвигает пик добычи нефти в РФ на 2021–2022 годы
Участие России в соглашении ОПЕК+ стало причиной замедления ввода в эксплуатацию новых месторождений. Так, ввод в эксплуатацию Русского месторождения «Роснефти» был перенесен с 2017 года на четвертый квартал 2018-го, а запланированный на 2018 год ввод месторождений Таас-Юрях, Куюмбинское и Тагульское произошел также лишь в четвертом квартале 2018 года. Перенос сроков ввода в эксплуатацию новых крупных месторождений отодвигает спрогнозированный ранее (см. прогноз АКРА «Новые рекорды российской нефтяной отрасли будут достигнуты вне зависимости от итогов переговоров о заморозке» от 17 мая 2017 года) пик добычи нефти в России на 2021–2022 годы, при этом, по оценке АКРА, пиковый объем добычи будет достигать 575 млн т в год.
Несмотря на продление соглашения ОПЕК+ на первую половину 2019 года, квота России на уровне 11,18 млн барр. в сутки (с учетом постепенного снижения среднесуточной добычи до установленного уровня в первые месяцы 2019 года) позволяет прогнозировать рост добычи нефти в РФ до 559,5 млн т в 2019 году против 555,8 млн т в 2018-м и 546,8 млн т в 2017-м. Базовый прогноз предполагает продление соглашения на существующих условиях до конца 2019 года. Если соглашение не будет продлено, добыча нефти в РФ в 2019 году прогнозируется на уровне 565,2 млн т.
Рисунок 1. Суммарная пиковая добыча введенных в эксплуатацию месторождений, млн т
Источник: АКРА
Таблица 2. График ввода новых крупных месторождений (пиковая добыча свыше 1 млн т/г)
Источник: АКРА
Продолжение модернизации российских НПЗ обеспечит рост экспорта нефтепродуктов
В случае реализации запланированных проектов по дальнейшей модернизации российских НПЗ мощности по производству ДТ увеличатся на 22 млн т в год, а мощности по производству нафты — на 10 млн т в год к 2022 году.
Дополнительный объем нафты может поглощаться внутренним рынком благодаря росту спроса на фоне увеличения объемов производства нефтехимической продукции, тогда как опережающий внутренний спрос рост объемов производства моторного топлива потребует увеличения его экспорта.
Рисунок 2. Прирост производства и экспорта моторного топлива
Источник: АКРА
Согласно оценке АКРА, прирост экспорта российского моторного топлива в 2017–2023 годах составит 14,4 млн т при росте объема переработки на 15,5 млн т за указанный период. Увеличение добычи нефти в России и относительно низкие темпы роста объемов переработки будут способствовать росту экспорта сырой нефти до 266 млн т в 2022 году против 256 млн т в 2018 году.
Капитальные расходы ВИНК достигнут пика в 2019–2020 годах
Несмотря на тормозящий эффект, который оказывает заморозка нефтедобычи на темпы роста инвестиций, капитальные расходы российских ВИНК в 2018 году существенно выросли. Согласно оценке АКРА, рост инвестиций ВИНК без учета «Газпрома» продолжится вплоть до 2020 года (объем инвестиций «Газпрома» достигнет пика на год раньше в связи с завершением инвестиций в крупные трубопроводные проекты).
Рост рублевых цен на нефть в 2018 году привел к существенному увеличению EBITDA российских нефтегазовых компаний, благодаря чему доля капитальных расходов в EBITDA ВИНК снизилась до вполне комфортного среднего уровня в 54,6%. Также произошло снижение относительной долговой нагрузки — отношение общего долга к EBITDA ВИНК сократилось с 2,3х в 2017 году до 1,3х в 2018-м. Таким образом, долговая нагрузка фактически вернулась к уровню 2013 года. АКРА ожидает дальнейшего снижения данного показателя вплоть до 0,77х в 2023 году.
Рисунок 3. Пик капитальных расходов ВИНК придется на 2019–2020 годы
Источник: АКРА
Введение антироссийских санкций не оказало ощутимого влияния на размер инвестиций, но привело к изменению структуры долга нефтегазовых компаний: доля рублевых заимствований выросла с 13 до 41%, доля облигаций — с 40 до 66%. Также изменилась география заимствований — произошло снижение доли американских и европейских банков при увеличении доли китайских контрагентов.
Рисунок 4. Рост EBITDA и снижение CAPEX приведут к дальнейшему снижению долговой нагрузки российских нефтегазовых компаний
Источник: АКРА