Сектор

Регионы и муниципалитеты

Тип

Исследование

  • Профицит бюджетов «отложили про запас». Большая часть профицита бюджетов регионов, полученного по итогам 2018 года и составившего 492 млрд руб., была направлена на формирование остатков на счетах. На снижение долга использована лишь одна пятая бюджетного профицита. Таким образом остатки средств, полученные в 2018-м, профинансируют дефициты бюджетов последующих лет.
  • Основной вклад в рост доходов вновь внес налог на прибыль.  Однако сейчас это обусловлено не изменениями в законодательстве, а ростом цен на сырье. Поступления по этому налогу увеличились на 576 млрд руб. Этот прирост наполовину обеспечил рост налоговых и неналоговых доходов (ННД) регионов и 38% роста совокупных доходов.
  • Прирост доходов региональных бюджетов, вызванный временными изменениями в законодательстве, имел место и в 2018 году. В прошлом году часть регионов не сохранили отмененную федеральную льготу по налогу на имущество и получили разовый прирост дохода по данному налогу.
  • Трансферты приросли дотациями. Две трети рекордного прироста трансфертов (+22% по итогам года) было обеспечено увеличением дотаций. В целом их рост соответствует политике Минфина России по перераспределению части налога на прибыль. При этом часть трансфертов регионы передали ниже — в структуре их расходов доля трансфертов общего характера тоже подросла.
  • Расходы региональных бюджетов росли медленнее доходов, а инвестиции и процентные расходы сократились. Прирост расходной части бюджета (1 трлн руб. за 2018 года) был большей частью сформирован в следующих разделах: образование, социальная политика, дорожное хозяйство, ЖКХ, трансферты общего характера. Капитальные вложения снизились на 4%, а процентные — на 18%.

Суммарный итог исполнения бюджета сложился в профицит

Впервые за анализируемый нами период (с 2007 года) суммарный итог исполнения бюджетов регионов сложился в совокупный профицит в 492 млрд руб. Для сравнения, результатом 2017 года был дефицит в 15,5 млрд руб., а 2016-го — дефицит в 2,4 млрд руб. В 2018 году сочетание макроэкономической конъюнктуры и государственных управленческих решений создали благоприятную среду для исполнения региональных бюджетов.

70 регионов завершили минувший год с профицитом, тогда как годом ранее их было лишь 45. При этом совокупный профицит регионов, закончивших год с положительным результатом, составил 551 млрд руб. — это в 3,6 раза больше, чем в 2017 году. Совокупный дефицит регионов оказался на уровне 59 млрд руб., что почти в три раза меньше показателя 2017-го.

В разрезе регионов ситуация такова: 27 из них смогли перейти с дефицитного исполнения бюджетов на профицитное, 11 снизили уровень дефицита и лишь у трех регионов по итогам года дефицит бюджета увеличился (Московская область, Хабаровский край и Сахалинская область). Республика Алтай и Амурская область по итогам 2018-го стали дефицитными, тогда как в предыдущем году имели бюджетный профицит.

Подробнее в исследовании АКРА «Корпоративный сектор обеспечивает профицит российских региональных бюджетов, а федеральный центр спасает закредитованные регионы» от 22 февраля 2018 года.

Таблица 1. По итогам 2018 года 27 субъектов РФ стали профицитными

Источник: Минфин России, расчеты АКРА

Профициты «отложили про запас»

Полученный по результатам 2018 года бюджетный профицит регионы частично потратили на снижение долга (109 млрд руб.), но большей частью — на формирование условных резервов (остатков на счетах). Эти средства могут быть потрачены регионами в последующие годы для финансирования дефицитов. Несмотря на то, что при достигнутом профиците можно было погасить большую часть долга, некоторые регионы по объективным причинам не стали этого делать, потому что длинный и дешевый долг гасить экономически нецелесообразно.

В результате в прошлом году 67 регионов смогли сформировать условный резерв общей суммой 349 млрд руб (без учета Москвы). Это значительно выше показателей 2017-го: 41 регион и 90 млрд руб. (без учета Москвы).

Благодаря высоким темпам роста налоговых доходов, о чем говорилось ранее, большинство регионов смогли обеспечить темп прироста ННД в 2018 году на уровне выше инфляции (4,3%). Это в свою очередь позволяет им рассчитывать на пролонгацию срока погашения реструктурированных бюджетных кредитов с семи до 12 лет при условии, что по итогам 2019 года темпы прироста ННД будут вновь опережать инфляцию. Только семь регионов не смогли обеспечить выполнение данного условия и не смогут пролонгировать погашение (если они участвуют в реструктуризации).

Прогнозируемое снижение рублевой цены на добываемые ресурсы и продукты их первичной переработки ограничит возможности регионов по дальнейшему росту налога на прибыль. Кроме того, с 2019 года движимое имущество организаций перестает облагаться налогом, а следовательно, поступления по налогу на имущество сократятся. Предусмотрена частичная компенсация выпадающих налоговых поступлений регионов — это дополнительные трансферты (которые, однако, не способствуют росту ННД), а также увеличение норматива акцизных отчсилений с продаж алкоголя. С учетом того, что доля акцизов в доходах регионов мала, рост отчислений не приведет к значимому увеличению ННД. В результате в 2019 году замедлятся темпы роста налоговых доходов, сохранится необходимость поддерживать социальные обязательства и возникнет дополнительная необходимость
в финансировании национальных проектов. В таких условиях регионы, сформировавшие значительный объем остатков на счетах, имеют перспективы сохранить достигнутые финансовые показатели на текущем уровне, а остальные могут вновь нарастить долговую нагрузку.

Подробнее в исследованиях АКРА «Кому торговая война, а кому прибыль одна: черные металлы сопротивляются падению цен, сохраняя кредитоспособность отрасли» от 17 декабря 2018 года и «Соглашение ОПЕК+ стало причиной замедления темпов ввода новых месторождений в России» от 15 января 2019 года.

Доходы вновь выросли благодаря налогу на прибыль

Налог на прибыль обеспечил половину прироста ННД (576 млрд руб из 1,1 трлн руб.) и 38% совокупного роста доходов (+1,5 трлн руб. по итогам прошлого года). Значимый вклад в рост совокупных доходов также внесли: НДФЛ (обеспечил 21% прироста показателя), дотации (18%) и налог на имущество (9%).

Рисунок 1. Прирост по налогу на прибыль обеспечил более трети роста доходов бюджетов регионов

Источник: Минфин России, расчеты АКРА

Если годом ранее налог на прибыль вырос в основном за счет временных изменений в законодательстве, то в 2018-м одной из главных причин роста стали высокие рублевые цены на сырье.

Рисунок 2. Причина роста налога на прибыль — рост рублевых цен
на сырьевом и товарном рынках

Источник: Минфин России, расчеты АКРА

Увеличение поступлений по налогу на прибыль более чем на треть были зафиксированы в 12 субъектах, у которых значительная доля в структуре экономики приходится на добывающие и смежные отрасли.

Таблица 2. Темпы изменения поступлений по налогу на прибыль

Источник: Минфин России, расчеты АКРА

Регионы без выраженной зависимости экономики и налоговых поступлений от нефтедобычи, металлургического сектора или угольной промышленности показали меньшие темпы прироста налога на прибыль. Исключением стала лишь Сахалинская область, где причиной снижения поступлений по данному налогу были изменения в законодательстве.

Налог на имущество вырос ненадолго

С начала 2018 года была отменена федеральная льгота по налогу на движимое имущество организаций, и лишь 24 субъекта из 85 ее сохранили. Остальные установили ставку налога в размере 1,1%

Прирост доходов региональных бюджетов, вызванный временными изменениями в законодательстве, имел место и в 2018 году. 12% прироста ННД по итогам прошлого года обеспечил налог на имущество.

Временное изменение налогообложения движимого имущества в некоторых регионах способствовало увеличению совокупных налоговых поступлений по налогу на имущество организаций. По итогам 2018 года совокупный прирост по налогу на имущество организаций составил 15%.

В регионах, сохранивших льготу по налогу на движимое имущество организаций, средний рост поступлений по нему составил 11%, а там, где льгота была отменена, — 16%. Однако с 2019 года движимое имущество организаций перестает облагаться налогом, поэтому темп роста поступлений по указанному налогу снизится.

Рисунок 3. Льготы по налогу на движимое имущество в разрезе регионов

Источник: справочная система «Консультант Плюс» 

Еще треть прироста ННД (или 21% от прироста совокупных доходов) обеспечил НДФЛ, поступления от которого в годовом сопоставлении выросли на 13% в связи с увеличением номинальных заработных плат в 2018-м на 10,8% (данные Росстата).

Трансферты приросли дотациями

Рекордные темпы роста были зафиксированы в 2018 году по трансфертам, предоставленным регионам (+22%), при этом на две трети этот прирост был обеспечен наращиванием дотаций. Отметим, что дотации по своей экономической сути не являются целевыми поступлениями.

Половина их прироста пришлась на увеличение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов (136 млрд руб.), а еще 22% (60 млрд руб.) — на компенсацию расходов по оплате труда. Дотация на стимулирование налогового потенциала дополнительно принесла в бюджеты регионов 31 млрд руб. (11% совокупного увеличения объема дотаций).

В целом наращивание дотаций соответствует политике Минфина России по перераспределению части налога на прибыль: предполагалось, что часть временно изъятого налога будет перенаправлена в региональные бюджеты в виде дотаций.

Снизились инвестиции и процентные расходы

Расходы региональных бюджетов росли медленнее доходов, а инвестиции сократились. Прирост совокупных бюджетных расходов составил 11%, в то время как доходы бюджетов выросли на 16%. По итогам 2018-го прирост расходной части бюджета составил 1 трлн руб., а сформирован он был в основном за счет увеличения расходов на образование, социальную политику, дорожное хозяйство и ЖКХ, а также за счет роста трансфертов общего характера.

Рисунок 4. Увеличение расходов бюджетов субъектов РФ за 2018 год

Источник: Минфин России, расчеты АКРА

Негативным сигналом является то, что в 2018 году регионы незначительно (на 36 млрд руб.) сократили расходы на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности. Хотя сумма расходов по данной статье не может полностью отражать объем капитальных расходов регионов, она все же содержит их большую часть. Сокращение указанных выше расходов происходит на фоне завершения некоторых федеральных программ (например, закончился этап программы переселения из аварийного жилья1, завершился цикл капитальных вложений, связанный с проведением ЧМ-2018), тем не менее данная тенденция говорит о росте доли текущих расходов бюджетов.

Впервые с 2013 года расходы на обслуживание долга снизились до отметки менее 100 млрд руб. и составили по итогам 2018 года 90 млрд руб. Одним из факторов, способствовавших снижению процентных расходов, стали обязательства, принятые регионами в рамках соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов и обязывавшие их привлекать банковские кредиты по ставкам не выше, чем ключевая ставка плюс 1%.

1 В 2019 году программа может быть продолжена.
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.