Рост налоговых доходов в течение последних двух лет способствовал увеличению временно свободных остатков средств бюджетов ряда российских регионов до объемов, которые целесообразно размещать на банковских депозитах. За десять месяцев 2019 года процентные доходы от размещения депозитов получили 23 субъекта РФ, что является абсолютным рекордом последних лет (рис. 1).
Рисунок 1. Количество регионов, размещающих средства на депозитах, значительно выросло в 2019 году
* Десять месяцев 2019 года.
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА
Временно свободные остатки средств формируются почти у половины субъектов Российской Федерации, однако не все они размещают их на депозитах. Так, по состоянию на 01.01.2019 у 41 региона на счетах сформировались остатки средств свыше 3 млрд руб., при этом только 11 регионов размещали их на депозитах. Это, во–первых, обусловлено тем, что субъекты, размещающие депозиты в течение года, могут закрывать их на конец года. Во–вторых, некоторые регионы не могут размещать депозиты, если доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних лет превышала 20% от объема собственных доходов их консолидированных бюджетов1.
В–третьих, регионы, привлекающие краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства (УФК), не имеют права размещать депозиты2 до погашения кредита УФК.
Однако дополнительный доход можно получить не только путем размещения депозитов. В 2019 году Санкт-Петербург стал первым субъектом РФ, который провел операции РЕПО.
1 В соответствии со ст. 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2 В соответствии со ст. 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Важным отличием операций РЕПО от размещения депозитов является то, что сделки РЕПО осуществляются под залог облигаций федерального займа (ОФЗ). Благодаря этому субъекты могут расширить количество кредитных организаций, участвующих в отборе заявок на заключение договоров РЕПО, что усиливает конкуренцию между ними, и таким образом улучшить условия размещения средств. Риск возможного снижения рыночной цены обеспечения регулируется допустимым уровнем переоценки3, устанавливаемым при проведении отбора заявок. Учитывая краткосрочный характер сделок РЕПО и высокое качество обеспечения, указанный риск ограничен.
3 При превышении указанного уровня кредитная организация будет обязана внести компенсационный взнос для выравнивания стоимости обеспечения и обязательств.
Срок используемых ставок MosPrime обусловлен срочностью операций РЕПО (6–13 дней) и депозитов (в среднем чуть более месяца) за анализируемый период
Проводить прямое сравнение доходности двух инструментов управления ликвидностью пока очень сложно в силу короткой истории сделок РЕПО. Тем не менее, исходя из разницы ставок MosPrime и ставок РЕПО, а также разницы ставок MosPrime и ставок по депозитам в каждую конкретную дату сделки, можно сделать предположение о том, что доходность обоих инструментов приблизительно сопоставима (рис. 2).
Рисунок 2. Спреды между ставками MosPrime и инструментами управления ликвидностью сопоставимы
Источник: MosPrime, Комитет финансов Санкт-Петербурга, расчеты АКРА
Принимая во внимание доходность нового инструмента, АКРА допускает возможность его использования другими регионами РФ, которые имеют временно свободные денежные средства, для более гибкого управления ликвидностью и увеличения неналоговых поступлений в бюджет.