Ситуация во многом будет определяться темпами и масштабом экономических и бюджетных преобразований Дональда Трампа
Влияние экономической политики США на мировую экономику и отдельные страны в наибольшей степени проявлялось в последние годы через процентную политику Федеральной резервной системы. Мягкая денежно-кредитная политика после кризиса 2007–2008 гг. привела к снижению доходностей казначейских облигаций США и ослаблению доллара, что благоприятствовало росту цен на нефть и развивающихся рынков. Ожидаемое же повышение процентных ставок ФРС делает активы развивающихся экономик менее привлекательными, а более сильный доллар будет давить на сырьевые котировки.
В случае реализации экономической программы Дональда Трампа можно ожидать более быстрого роста процентных ставок в США, до 2 процентных пунктов в течение двух лет. Вероятность того, что ставки в 2017 г. будут расти, очень высока, и, по всей видимости, число повышений составит не менее четырех.
«Эффект Трампа»
Число и величина повышений ставки ФРС в 2017 г. связаны с серьезными изменениями в экономической политике, вызванными избранием Трампа на президентский пост. Тот факт, что республиканская партия сохранила контроль не только в палате представителей (что было ожидаемо), но и в сенате, стал знаковым событием для страны.
С учетом того, что республиканцы завладели и президентским креслом, и большинством в обеих палатах конгресса (такого не наблюдалось с 1920-х гг.), растет вероятность, что повестка дня Трампа будет реализована. В связи с этим возникает вопрос: как отнесутся более консервативные члены партии к его призывам снизить налоги, повысить расходы на оборону и увеличить расходы на крупномасштабные инфраструктурные проекты? Принимая во внимание беспрецедентное по мощи умение Трампа использовать средства массовой информации, я полагаю, что он сможет преодолеть некоторое сопротивление со стороны однопартийцев и добиться принятия конгрессом большей части своей программы.
Рост инфляционного давления
Экономика США быстро приближается к предельным уровням загрузки и занятости. Инфляция, вызванная внутренними факторами, продолжит давать о себе знать. Безработица уже практически достигла естественного уровня. Наконец-то начал расти уровень заработной платы. Хотя желательно, чтобы она росла и далее, интересно вот что: как отреагируют цены на внутреннем рынке (в особенности в сфере услуг, достаточно невосприимчивой к конкуренции со стороны иностранных компаний) на состояние экономики, работающей на пределе (или практически на пределе) своих возможностей?
Сроки принятия новых законов
Многое будет зависеть от быстроты, с которой президентская программа Трампа будет зафиксирована в законодательном порядке. Оценивая ситуацию с сегодняшних выигрышных позиций, можно допустить, что основные изменения в финансовой политике получат законную силу в первые шесть месяцев правления нового президента. В этом случае опережающее повышение ставок на 0,25 п. п. наверняка понадобится уже с марта текущего года. Скорость их изменения будет зависеть от скорости внедрения новых политик в финансово-бюджетной сфере.
Снижение налогов
Если в течение первых шести месяцев президентского срока налоги будут снижены и для юридических, и для физических лиц, ставку могут поднять специально для балансирования налогового эффекта. В случае снижения налогового бремени для домохозяйств вскоре можно ждать роста ставки на 0,25%. А поскольку для полного проявления эффекта от снижения налогов для компаний обычно требуется время, дальнейшие повышения ставок ждут нас и с наступлением 2018 г.
Расходы на оборону
Со временем проявится эффект от увеличения расходов на оборону, что вызовет растущее давление на ставки ближе к концу 2017 г. и на всем протяжении 2018 г.
Инфраструктура
Крупные затраты на инфраструктуру могут оказать заметный эффект на процентные ставки в 2017 г. Расходы в данной сфере обычно не возрастают немедленно после принятия соответствующих законов. Поэтому, если предположить, что уже существует ряд проектов, готовых к запуску, расходы на инфраструктуру увидят отражение в экономических показателях III и IV кварталов 2017 г. Соответственно, во второй половине 2017 г. я ожидаю два повышения ставок, вызванных расходами на инфраструктуру.
2018 г.
В свете роста оборонных затрат, бизнес-инвестиций (благодаря снижению налогов) и расходов на инфраструктуру я полагаю, что ставки в 2018 г. могут вырасти по меньшей мере четырежды, причем как минимум один раз — на 0,5 п. п. вместо более привычных для рынка 0,25 п. п.
Итог
Избрание Трампа подразумевает, что экономика будет расти быстрее. Однако, поскольку она уже работает при максимальном (или почти) уровне занятости и загрузке мощностей, ускоренный экономический рост будет сопряжен с усилением инфляционного давления. В 2017 г. ставки, скорее всего, будут подняты четыре раза. Есть вероятность, что в 2018 г. они повысятся еще минимум на 1 п. п., хотя сейчас сложно сказать, когда именно это произойдет.