Влияние вируса на объем выбросов CO2 в Китае будет незначительным.
В связи с распространением вируса COVID–19 (ранее — 2019–nCoV) правительство Китая приняло ряд мер, направленных на ограничение перемещения людей в районах с наибольшим числом заболевших. Среди них — закрытие 17 городов, приостановка движения общественного транспорта, отмена внутренних и международных авиа– и железнодорожных рейсов, закрытие ряда аэропортов, автомобильных трасс и железнодорожных станций. Также было принято решение продлить новогодние каникулы в затронутых эпидемией регионах, что повлекло за собой приостановку работы отдельных предприятий либо замедление темпов производства на них.
Стоит отметить, что распространение вируса сказалось на потреблении топлива в Китае. Так, по оценкам Bloomberg Green, спрос на нефть в стране сократился на 20% от общего потребления по сравнению с доэпидемиологическим периодом. Рост спроса на сжиженный природный газ в Китае в 2020 году снизится вдвое из-за остановки производств, прогнозирует Wood Mackenzie.
С учетом вышеизложенного АКРА не исключает возможность сокращения объема выбросов CO2 в Китае в 2020 году, которое будет обеспечено в основном за счет транспортной отрасли1.
Рисунок 1. Структура выбросов CO2 в Китае по секторам за 2018 год (всего 9,4 млрд т)
Источник: МЭА
Дополнительный вклад в снижение выбросов может внести приостановка работы отдельных промышленных предприятий. В условиях карантина большая часть автопроизводителей были вынуждены временно остановить производство. Некоторые металлургические предприятия также приостановили производство или сократили его объемы.
1 По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), на транспортный сектор Китая приходится около 10% от совокупного объема выбросов углекислого газа в стране (https://www.iea.org/reports/tracking-transport-2019).
Тем не менее АКРА считает, что приостановка промышленного производства не столь существенно повлияет на годовой объем выбросов, как снижение транспортной активности. Агентство полагает, что производственные мощности и до эпидемии не были загружены максимально. Кроме того, есть возможность задействовать более старое оборудование, благодаря чему Китай может быстро восстановить производство товарной продукции сразу после локализации эпидемии.
АКРА ожидает, что активная фаза борьбы с вирусом может продлиться до конца апреля текущего года. Если Китаю удастся восстановить производство до уровня, необходимого для компенсации выпавших объемов, уже в апреле–мае, то совокупный объем выбросов в стране в 2020–м может остаться на уровне предыдущего года или снизиться на 1,1–1,5% в годовом выражении.
Подробнее в аналитическом комментарии АКРА «Коронавирус — проблема для китайской экономики» от 29 января 2020 года.
В случае более затяжной борьбы с вирусом и его дальнейшего распространения внутри Китая объем выбросов может снизиться на 3–5% по сравнению с предыдущим годом. Это произойдет в случае полной остановки производства на предприятиях автомобиле– и машиностроения, металлургии и химической промышленности, которые расположены в соседних с провинцией Хубэй районах.
Провинция Хубэй считается эпицентром вспышки вируса.
Китай является лидером по объему выбросов парниковых газов в мире. В рамках борьбы с выбросами в ряде китайских провинций были запущены пилотные площадки для купли-продажи квот на сверхнормативный выброс СО2 — так называемые углеродные биржи. Тем не менее, несмотря на меры, предпринимаемые китайским правительством по снижению выбросов, их объем с каждым годом растет (см. рис. 2). Так, за последние 12 лет выбросы в стране увеличились в 1,5 раза. В 2020 году планировалось завершить внедрение национальной системы торговли квотами на выбросы парниковых газов, однако АКРА полагает, что в связи с эпидемией ее запуск будет отложен, а мотивация участников рынка квот на пилотных проектах ослабнет из-за нанесенного им экономического ущерба.
Рисунок 2. Динамика выбросов CO2 в Китае по секторам
Источник: МЭА