Подробнее в обзоре АКРА «Распространение коронавируса и падение нефтяных цен ухудшают экономическую обстановку и кредитоспособность российских эмитентов» от 17 марта 2020 года.
20 марта 2020 года Банк России утвердил ряд мер, направленных на поддержку населения, финансового сектора и экономики в целом в условиях пандемии COVID–19. Коронавирус и падение цен на нефть усугубили состояние российской экономики и негативно отразились на финансовой устойчивости банков. По мнению АКРА, предложенные регулятором меры будут способствовать снижению воздействия происходящих негативных событий на капитал кредитных организаций и поддержат их кредитную активность в период ухудшения экономического климата в стране. Стоит отметить, что значимость мер во многом зависит от специфики бизнеса кредитных организаций и масштаба происходящих в экономике изменений.
Комплекс принятых регуляторных мер учитывает все основные факторы риска банков и включает в себя в том числе:
- Изменение подхода к отражению в бухгалтерском учете стоимости ценных бумаг, которое будет действовать до 01.01.2021. В частности, предоставляется право отражать долевые и долговые ценные бумаги, приобретенные до 01.03.2020, по справедливой стоимости на 01.03.2020, а долговые ценные бумаги, приобретенные в период с 01.03.2020 по 30.09.2020, — по справедливой стоимости на дату приобретения. Данная мера позволяет банкам не признавать убытки от переоценки вложений, что нивелирует негативное влияние волатильности на финансовых рынках на достаточность капитала.
- Смягчение Банком России до 01.04.2021 условий предоставления безотзывных кредитных линий (БКЛ) в рамках соблюдения норматива краткосрочной ликвидности Н26 (Н27). Плата за право пользования БКЛ снижается с 0,5 до 0,15%, а также пересматривается порядок расчета максимального лимита БКЛ в сторону повышения возможностей системно значимых кредитных организаций (СЗКО) управлять ликвидностью в условиях повышенной волатильности. С учетом наблюдаемого в банковском секторе значительного профицита ликвидности данная мера носит преимущественно предупредительный характер, поскольку снижает потенциальные риски ухудшения ликвидной позиции банков.
- Включение операций в шести иностранных валютах (доллар США, евро, фунт стерлингов Соединенного Королевства, швейцарский франк, японская иена, китайский юань) в расчет обязательных нормативов (кроме расчета размеров (лимитов) открытой валютной позиции) по официальному курсу, установленному Банком России для соответствующих валют на 01.03.2020. Данная мера действует с 01.03.2020 по 30.09.2020 и позволит банкам избежать нарушения нормативов. При этом проводимая Банком России в течение последних лет политика девалютизации балансов банков в текущей ситуации предостерегла банки от рисков ухудшения качества активов и, как следствие, снижения достаточности капитала и ликвидной позиции.
- Предоставление возможности не ухудшать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщика — субъекта малого и среднего предпринимательства (МСП) по реструктурированным ссудам и возможности не ухудшать оценку финансового положения заемщика — субъекта МСП для целей формирования резервов под потери. Срок действия данной меры — до 30.09.2020. Указанная мера особенно актуальна для банков, специализирующихся на кредитовании МСП, учитывая, что сегмент МСП может значительно пострадать от ухудшения экономических условий и нарушить дисциплину обслуживания банковских кредитов. Кроме того, Банк России дополнительно выделяет 500 млрд руб. с целью рефинансирования задолженности субъектов МСП перед специализированными банками, что также является значительной поддержкой для банковского сектора.
- Предоставление банкам возможности не признавать кредиты заемщикам — физическим лицам реструктурированными в целях формирования резервов и не применять макропруденциальные надбавки в отношении таких кредитов, а также не увеличивать резервы по кредитам заемщикам — физическим лицам в случае ухудшения их финансового положения и/или качества обслуживания долга (при условии официального подтверждения о наличии коронавирусной инфекции) до 30.09.2020. Отметим, что данная мера не окажет существенного влияния на достаточность капитала и/или качество активов ввиду незначительной доли таких заемщиков в кредитных портфелях банков, однако в случае ухудшения ситуации с распространением вируса ее значимость может возрасти.
- Снижение надбавок к коэффициентам риска по ипотечным кредитам и кредитам на финансирование по договору долевого участия в строительстве, предоставленным с 01.04.2020, что позволит банкам продолжить выдачу кредитов с меньшим давлением на достаточность капитала.
- Отсрочка внедрения ряда регуляторных изменений, касающихся применения норм о порядке резервирования сделок M&A, и вступления в силу норматива концентрации крупных кредитных рисков (Н30) до 30.09.2020 и 01.01.2022 соответственно.
- Перенос рассмотрения вопроса о дифференцированных надбавках за системную значимость к нормативам достаточности капитала СЗКО на 2021 год, а также срока предоставления информации об организации внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК) и их результатах по состоянию на 01.01.2020 на индивидуальной и консолидированной основе на 30.09.2020.
Подробнее в обзоре АКРА «Новые требования к системно значимым кредитным организациям будут способствовать повышению стабильности финансовой системы и усилению кредитоспособности крупнейших банков» от 11 февраля 2020 года.
По мнению АКРА, реализация Банком России таких мер позволит российскому банковскому сектору мягче пройти текущую фазу экономического цикла. Однако в настоящее время длительность неблагоприятного периода оценить затруднительно, в силу чего АКРА не исключает возможного продления сроков действия регуляторных мер до стабилизации экономической ситуации в России и в мире. Кроме того, вероятное развитие кризисных явлений может потребовать от Банка России еще большей поддержки банковского сектора.