Тренинг по СФ, 15–16 июня

Меры поддержки региональных бюджетов

Государственный долг субъектов Российской Федерации

2020 год станет одним из самых сложных для региональных бюджетов. На фоне пандемии и низкой стоимости нефти государство анонсировало ряд послаблений для бизнеса, которые, однако, негативно отразятся на доходной части региональных бюджетов. Федеральные власти разрабатывают меры по смягчению ограничений долговой нагрузки бюджетов и созданию новых инструментов для привлечения заемных средств, а также выделяют дополнительные средства для поддержки региональных властей.

15 апреля 2020 года Президент Российской Федерации предложил направить дополнительную финансовую помощь регионам на сумму 200 млрд руб. для обеспечения устойчивости и сбалансированности региональных бюджетов, отметив, что у регионов должна быть возможность гибко использовать эти средства. Принципы распределения указанных средств, а также условия и сроки их предоставления пока не были озвучены.

В то же время, по данным СМИ, Минфин России рассматривает возможность отменить выдачу регионам грантов на сумму 50 млрд руб., полагавшихся за достижение целевых показателей эффективности органов исполнительной власти.

Отметим, что потребность регионов в дополнительной финансовой помощи будет высокой. Лишь четверти субъектов РФ удалось сформировать значительные остатки средств на счетах, которые позволят им обеспечить бесперебойное финансирование расходов при снижении доходов на протяжении нескольких месяцев. Остальные регионы в текущих условиях могут столкнуться с кассовыми разрывами, которые иначе как за счет федеральной помощи не профинансировать.

Несмотря на потенциальную недостаточность помощи по сравнению с возможной величиной недополученных региональными бюджетами по итогам 2020 года доходов, эффект от этой помощи может быть ощутимым, если она будет предоставлена оперативно.

Государственной Думой в третьем чтении был принят законопроект1, согласно которому в 2020 году региональным властям будет разрешено предоставлять бюджетные кредиты другим субъектам РФ на срок не более трех лет, при этом цель межбюджетного кредита и стоимость пользования будут определяться участниками сделки. По мнению АКРА, в кризисный год данная мера не будет пользоваться большой популярностью. Возможность предоставлять кредиты будут иметь только регионы, имеющие значительные остатки на счетах, и только в тех случаях, если по закону о бюджете на текущий год и на прогнозный период 2021–2022 годов этот регион не планирует потратить остатки на счетах на финансирование собственного дефицита. Также возникает вопрос о стоимости предоставляемого кредита. Регионам-кредиторам придется найти баланс между доходностью депозита и доходностью операции по предоставлению такого кредита, а регионам-заемщикам будет необходимо искать наиболее дешевые источники финансирования.


1 Законопроект № 941158-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"».

Подробнее читайте в исследовании АКРА «Рынок региональных облигаций: причины стагнации».

В принятых поправках также предусматривается возможность для субъектов и муниципалитетов, не имеющих кредитных рейтингов АКРА или «Эксперт РА»2, размещать облигации. Однако если у эмитента не будет рейтинга определенного уровня, доходность его облигаций при размещении не должна превышать ключевую ставку ЦБ РФ + 1%. Отсутствие рейтинга может восприниматься инвесторами негативно, и в результате регионы с относительно низкой кредитоспособностью не смогут обеспечить необходимый спрос на свои облигации и, возможно, столкнутся с дефицитом ликвидности. Напоминаем, что существует множество нормативных актов, регулирующих применение рейтингов инвесторами. Низкая ставка не сможет компенсировать инвесторам возможных ограничений по вложению в облигации. Ограничение стоимости заимствований уже имело место в 2017 году. Тогда при проведении реструктуризации бюджетных кредитов одним из условий было привлечение банковских кредитов по ставке не выше чем ключевая ставка ЦБ РФ +1%. Эта мера была введена для сокращения стоимости обслуживания долга, однако привела к резкому скачку несостоявшихся аукционов по покупке кредитных средств у банков.

Минфин России анонсировал изменение условий проведенной в 2017 году реструктуризации бюджетных кредитов для субъектов РФ.

Во-первых, изменяется график погашения реструктурированных кредитов. В 2020 году регионы полностью освобождаются от уплаты задолженности по госкредитам. За период с 2021 по 2024 год погашение задолженности предусматривается в размере 5% суммы задолженности ежегодно, в 2025–2029 годах оставшаяся часть погашается ежегодно равными долями. Удлинение графика погашения позволит направить высвободившиеся средства на меры по минимизации ухудшения экономической ситуации в регионах.

Во-вторых, предусматривается освобождение от ответственности за превышение предельных значений по объемам дефицита, государственного долга и доли коммерческого долга в совокупных заимствованиях. Уточняется, что превышение допустимо на сумму средств, направленных на борьбу с коронавирусом и с ухудшением экономической ситуации, а также на сумму недополученных собственных доходов бюджета.

По мнению АКРА, четкие критерии по отнесению расходов к антикризисным мерам пока не определены, что дает региональным властям определенную свободу при увеличении объемов дефицита и долга. Однако регионам следует очень взвешенно подходить к нарушению установленных ранее нормативов, поскольку в течение последних трех лет Минфин России акцентировал внимание на необходимости снижения уровня госдолга регионов. После стабилизации ситуации субъектам РФ, вероятно, придется снова следовать политике снижения долговых обязательств, что может вызвать ряд проблем при значительном увеличении долговых обязательств в этом году.


Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 января 2014 года N 40 «О требованиях к минимальному уровню кредитных рейтингов субъектов РФ и муниципальных образований», необходимый минимальный уровень кредитного рейтинга заемщика — BBB-(RU) (АКРА) или ruBBB- («Эксперт РА»).

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.