Кредиты УФК можно вернуть в следующем году, сэкономив в сумме порядка 1,65 млрд руб.
Государственная дума в конце прошлой недели приняла поправки в Бюджетный кодекс РФ, которые фактически означают, что в этом году нарушится многолетняя традиция и банковский долг субъектов на конец года не вырастет. Кредиты, предоставленные Управлением Федерального казначейства (УФК), будут рефинансированы бюджетными кредитами, вернуть которые необходимо до 1 июля 2021 года. Таким образом, срок погашения этих кредитов, по сути, продлен на семь месяцев.
Мы решили посчитать, кто из российских регионов сможет сэкономить благодаря этой мере и сколько.
По данным Минфина России, объем бюджетных кредитов на 01.11.2020 вырос на 191 млрд руб. (фактически это и есть сумма кредитов, полученных от УФК), тогда как банковские заимствования на ту же дату снизились на 172 млрд руб. Суммы сопоставимы — в течение года субъекты, как правило, берут кредиты УФК для экономии процентных расходов1.
25 ноября субъекты должны были бы вернуть кредиты УФК и привлечь их снова к концу января — в феврале, то есть примерно два месяца регионы пользовались бы банковскими кредитами.
Большинство субъектов имеют ограничение по ставке банковского заимствования (ключевая ставка ЦБ +1%), и процент по кредиту был бы сравнительно невелик — 5,25% годовых. За два месяца пользования субъекты заплатили бы банкам примерно 1,65 млрд руб.: чуть больше половины в декабре текущего года, оставшуюся часть — в январе следующего. С одной стороны, это не так немного (за девять месяцев текущего года субъекты потратили 58,4 млрд руб. на проценты по долгу). Но, с другой стороны, в условиях сильного роста расходов и снижения собственных доходов экономия любых видов расходов становится приоритетом.
Кроме того, исходя из данных Cbonds, с момента последнего снижения ключевой ставки 39% объявленных субъектами закупок кредитных средств не состоялось. Возможно, ставка кредитования непривлекательна для банков, и субъекты могли бы столкнуться с ситуацией, когда перекредитовать кредит УФК с использованием банковских кредитов было бы сложно. Если это действительно так, то поправки в бюджетное законодательство выглядят очень своевременными.
Регионы могут брать кредит УФК в размере не более 1/12 доходов за вычетом целевых трансфертов, то есть чем больше налоговые и неналоговые доходы и дотации, тем больше сумма кредита. Если же субъект размещает депозиты, то взять кредит УФК он уже не может, что логично — нельзя взять «дешевые» деньги в УФК и положить их под проценты в банк.
1 Некоторые регионы, не имея возобновляемых кредитных линий, так поступить не могут; некоторые же используют кредиты УФК для финансирования кассовых разрывов, а не для экономии процентов.
По нашей оценке, 41 субъект на 01.11.2020 взял кредит УФК, причем больше всего — Московская область (предполагаемая сумма — 33 млрд руб.), Свердловская область (15 млрд руб.), Ростовская область (10 млрд руб.) и Новосибирская область (9 млрд руб). В абсолютном выражении экономия процентных расходов этих субъектов будет максимальной.
Текст закона не отменяет возможности взять очередной транш бюджетных кредитов в январе 2021 года. Если субъекты в действительности смогут воспользоваться такой возможностью, то сэкономят дважды.
Таблица 1. Субъекты, которые предположительно воспользовались кредитом УФК на 01.11.2020, млрд руб.
* Из объема бюджетных кредитов.
Источник: Минфин России, расчеты АКРА