Применение того или иного бюджетного правила — мейнстрим экономической политики. Свыше 90 стран используют их. Новое российское правило для федерального бюджета, как и аналоги, применяемые другими экспортерами сырья, отвязывает расходы от волатильных сырьевых доходов. Некоторые государства (Колумбия, Чили) вносят в бюджетное правило дополнительные поправки для смягчения влияния колебаний несырьевых доходов.
Новая версия бюджетного правила дает более жесткое определение неустойчивых доходов: для российского бюджета это нефтегазовые доходы сверх получаемых при базовой цене на нефть (40 долл./барр.). Расходы не потребуют секвестра и будут иметь гладкую динамику при более широком диапазоне колебаний цен на нефть. Переход к правилу потребует снижения c 2016 по 2020 год федеральных расходов на 4,5–5% в реальном выражении. Это окажет нейтральное влияние на темпы экономического роста.
Новое бюджетное правило пережило бы рецессию 2014 года, но, вероятно, не рецессию 2009-го. Отсутствие явной возможности компенсировать расходами ненефтяную часть экономического цикла может привести к приостановке правила в случае рецессии по сценарию 2009 года или не сопровождаемой резкими скачками цен на нефть. Это чревато отсутствием стимулов для сворачивания мер поддержки и чрезмерно высокими расходами после кризиса.
Уровень ненефтегазового дефицита федерального бюджета может постепенно снизиться до 5–6% с 10% (средняя величина за 2009–2016 годы). Это произойдет при условии установления параметра реальной цены отсечения в диапазоне 40–45 долл./барр. (актуальный вариант — 40 долл./барр.) в новом бюджетном правиле и наблюдаемых реальных ценах выше 50 долл./барр.
Федеральный бюджет может недополучить 0,4% ВВП нефтегазовых доходов в отдельном году только за счет отклонения курса рубля от уровня, ожидаемого при данной цене на нефть. В 2017 году это будет скомпенсировано более дорогой, чем заложено в бюджете, нефтью. Ситуация иллюстрирует влияние механизма прогнозирования валютного курса на наблюдаемый и структурный дефициты. Для того чтобы новое правило могло применяться на протяжении многих лет, важно, чтобы ошибки, если они и будут возникать, были разнонаправленными и несистематическими.
Бюджетные правила позволяют достигать важных для общества целей
Бюджетное правило — долгосрочное количественное ограничение какого-либо из агрегатов бюджета (доходов, расходов, дефицита) либо ограничение баланса государства (в основном долга).
Контрциклическая экономическая политика призвана стимулировать внутренний спрос в периоды циклического спада и сдерживать его во времена экономического подъема.
Применение того или иного бюджетного правила — мейнстрим экономической политики. Свыше 90 стран 1 используют их. Бюджетные правила позволяют достигать важных для общества целей:
1. обеспечение баланса между краткосрочными и долгосрочными целями государства (ограничение влияния электорального цикла и отраслевого лобби на дефицит, долг и структуру расходов и т. д.);
2. обеспечение гладкости бюджетных расходов относительно потенциально волатильных доходов и, как результат, их ацикличности или контрцикличности (вклад в макроэкономическую стабильность);
3. поддержание кредитоспособности государства за счет ограничения величины долга или поддержания уровня бюджетных резервов (снижение вероятности долговых кризисов).
Развивающиеся страны и страны — экспортеры природных ресурсов решают преимущественно первые две задачи. В условиях относительно высокого уровня инфляции и довольно высоких темпов экономического роста третья задача для них, как правило, менее актуальна. Поэтому бюджетные правила в таких странах чаще направлены на ограничение дефицита бюджета, но величину долга формально не ограничивают. Относительная гладкость расходов достигается их привязкой к ацикличному по определению структурному дефициту (см. Рисунок 1).
Экспортеры сырья при этом в первую очередь стараются отвязать расходы от волатильных сырьевых доходов. Некоторые государства (Колумбия, Чили) вносят в бюджетное правило дополнительные поправки для смягчения влияния колебаний несырьевых доходов.
Успешность правила в достижении заявленных целей зависит как от продуманности его формулировки, так и от практики внедрения и применения 2. Эффективность, по-видимому, определяется такими свойствами, как:
а) устойчивость в различных макроэкономических условиях (или четко сформулированные случаи возможного отступления от правила, исключения);
б) охват большинства уровней бюджетной системы;
в) прозрачность и понятность формулировки, возможность независимой проверки применения, а также привязка к наблюдаемым, а не плохо прогнозируемым или скрытым показателям, невозможность манипулирования;
д) наличие формальной системы, стимулирующей приверженность правилу (санкции за невыполнение, личная или распределенная ответственность).
1 IMF Fiscal Rules Dataset 2016. 2 См., например, A. Schaechter, T. Kinda, N. Budina, A. Weber (2012), Fiscal Rules in Response to the Crisis—Toward the “Next-Generation” Rules. A New Dataset // IMF Working Paper No. 12/187.
Таблица 1. Примеры бюджетных правил в странах — экспортерах природных ресурсов
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies
только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста,
ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.