Сектор

Регионы и муниципалитеты

Тип

Аналитический комментарий

Число регионов-доноров сократилось незначительно, но большинство из них закончат 2020 год с дефицитом.

Несмотря на спад экономики, сокращение налоговых и неналоговых доходов бюджетов и рост трансфертов, число субъектов-доноров федерального бюджета, вопреки ожиданиям АКРА, уменьшилось за три квартала 2020 года лишь на три1 по сравнению с аналогичным периодом 2019–го. Под донорами в данном контексте мы понимаем не тех, кто не получает дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, а тех, кто отдает (налогами и сборами2) в федеральный бюджет больше, чем получает (безвозмездных поступлений всех видов).

К субъектам, лишившимся, по нашему мнению, статуса донора относятся Белгородская область, Республика Саха (Якутия) и Новосибирская область. Объем полученных за три квартала 2020 года безвозмездных поступлений в консолидированные бюджеты этих регионов превысил объем налогов, собираемых в федеральный бюджет с их территорий.

Всего же по итогам девяти месяцев 2020 года субъектами-донорами, по нашей оценке, стали 36 регионов.

В целом за последние три года список регионов-доноров кардинальным образом не менялся. Порядка 40 субъектов ежегодно (в отдельные годы —до 43 субъектов) отдавали со своих территорий больше налоговых сборов, чем получали обратно трансфертов из федерального бюджета. Пятерка лидеров с 2017 по 2019 год выглядит следующим образом: ХМАО (порядка 3 трлн руб. чистых поступлений3 в федеральный бюджет по итогам 2019 года), Москва (1,5 трлн руб.), ЯНАО (1,3 трлн руб.), Санкт-Петербург (0,7 трлн руб.) и Республика Татарстан (0,5 трлн руб.). В совокупности эти регионы обеспечили 7 трлн руб. (71% всех налоговых сборов) в федеральный бюджет с территорий субъектов в 2019 году.

По нашей оценке, налоговая отдача в федеральный бюджет с территорий субъектов сократилась за девять месяцев 2020 года на 15% (1,4 трлн руб.) по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Сильнее всего упали налоги и сборы за пользование природными ресурсами (-35%, или 1,7 трлн руб.), в основном НДПИ на топливно-энергетические полезные ископаемые. Поступления по НДС за указанный период снизились не так значительно — на 4%. Поступления по остальным налогам (налог на прибыль, акцизные платежи и прочие федеральные налоги и сборы), напротив, возросли.

В итоге максимальные снижения поступлений в федеральный бюджет произошли в крупнейших нефтегазодобывающих субъектах. Однако большинство из них и ранее не получали значительного объема трансфертов, поэтому статус донора этих субъектов является очень устойчивым. Например, чистые поступления с территории ХМАО сократились на 36% до 1,5 трлн руб. по итогам девяти месяцев 2020 года, но объем трансфертов, предоставленных этому субъекту, составил лишь 17 млрд руб. В ЯНАО снижение отчислений за указанный период составило 303 млрд руб. (-29%), а объем предоставленных трансфертов был равен порядка 10 млрд руб. Несмотря на снижение налоговых поступлений, данные нефтегазовые регионы, как и ряд других добывающих субъектов (Красноярский край, Самарская и Сахалинская области), завершили три квартала 2020 года с профицитом бюджета.

Другим регионам-донорам со значительным объемом добычи повезло меньше. Так, дефицит бюджета таких субъектов РФ, как Республика Башкортостан, Тюменская область, Пермский край, Иркутская область, Томская область, Республика Татарстан, по итогам девяти месяцев 2020 года варьировался от 7 до 16 млрд руб. Одновременно объем чистых отчислений с территории Татарстана в федеральный бюджет снизился настолько, что Московской области и Красноярскому краю удалось опередить республику по объему поступлений в казну. Впервые с 2016 года Республика Татарстан не смогла попасть в пятерку субъектов с наибольшим объемом отчислений. Тем не менее Татарстан перечислил в федеральный бюджет в шесть раз больше, чем получил из него. Республика является стабильным донором федерального бюджета.

Регионы-доноры с более диверсифицированной структурой налоговых поступлений даже в сложившихся непростых условиях показали незначительный рост чистых отчислений в федеральный бюджет за три квартала 2020 года. В Москве рост составил 42 млрд руб. (+4%) до 1,2 трлн руб., в Санкт-Петербурге — 125 млрд руб. (+24%) до 637 млрд руб., в Московской области — 5 млрд руб. (+2%) до 284 млрд руб. Однако все три субъекта закончили девять месяцев 2020 года с дефицитом.

Таким образом, за три квартала 2020 года 23 из 36 субъектов-доноров исполнили бюджет с дефицитом, а учитывая, что не все из них имеют резервы для его финансирования, у многих по итогам 2020 года может возрасти объем долга.


1 Использованы последние сопоставимые периоды — девять месяцев. Несмотря на то, что за 2020 год есть уже более свежая информация (за 10 месяцев), в 2019 году данные предоставлялись поквартально.
2 Денежные сборы по акцизам на подакцизные товары, регистрируемые Федеральной налоговой службой, не включают в себя часть акцизов, регистрируемых территориальным органом Федерального казначейства, в связи с чем определение точной суммы акцизных платежей, направленных в федеральный бюджет с территории субъекта, не представляется возможным.
3 Чистые поступления в федеральный бюджет — поступления, очищенные от предоставляемых из федерального центра трансфертов.

Таблица 1. Субъекты с наибольшими отчислениями* в федеральный бюджет по итогам девяти месяцев 2020 года (млн руб.)

Субъект РФ

Отчисления за
девять месяцев 2020 года

Отчисления за
девять месяцев 2019 года

Безвозмездные поступления
в бюджет субъекта РФ за девять месяцев 2020 года

Безвозмездные поступления
в бюджет субъекта РФ за девять месяцев 2019 года

Дефицит/профицит консолидированного бюджета субъекта РФ за девять месяцев 2020 года

Ханты-Мансийский АО — Югра

1 480 850

2 315 571

16 873

15 734

17 023

Москва

1 263 181

1 198 805

48 302

25 639

-185 320

Ямало-Hенецкий АО

736 032

1 032 774

9 562

3 269

5 754

Санкт-Петербург

668 204

527 264

31 264

15 136

-2 955

Московская область

341 968

322 808

58 318

44 441

-51 810

Красноярский край

313 770

336 725

36 707

19 132

19 264

Республика Татарстан

300 221

397 228

49 624

21 551

-15 864

Самарская область

214 918

273 784

29 539

11 964

8 025

Сахалинская область**

190 685

210 821

7 572

10 381

19 059

Пермский край

172 952

197 366

32 247

12 575

-10 342

Республика Башкортостан

167 481

184 493

61 725

31 149

-15 816

Иркутская область

164 698

214 970

40 609

23 715

-9 059

Оренбургская область

163 205

242 250

26 850

14 559

-5 567

Ленинградская область

136 283

139 496

13 131

6 195

-1 918

Тюменская область

111 059

146 299

10 157

5 481

-12 947

* Весь объем налогов за пользование природными ресурсами в качестве допущения отнесен к поступлениям в федеральный бюджет.
** С учетом налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты АКРА

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.