Число регионов-доноров сократилось незначительно, но большинство из них закончат 2020 год с дефицитом.
Несмотря на спад экономики, сокращение налоговых и неналоговых доходов бюджетов и рост трансфертов, число субъектов-доноров федерального бюджета, вопреки ожиданиям АКРА, уменьшилось за три квартала 2020 года лишь на три1 по сравнению с аналогичным периодом 2019–го. Под донорами в данном контексте мы понимаем не тех, кто не получает дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, а тех, кто отдает (налогами и сборами2) в федеральный бюджет больше, чем получает (безвозмездных поступлений всех видов).
К субъектам, лишившимся, по нашему мнению, статуса донора относятся Белгородская область, Республика Саха (Якутия) и Новосибирская область. Объем полученных за три квартала 2020 года безвозмездных поступлений в консолидированные бюджеты этих регионов превысил объем налогов, собираемых в федеральный бюджет с их территорий.
Всего же по итогам девяти месяцев 2020 года субъектами-донорами, по нашей оценке, стали 36 регионов.
В целом за последние три года список регионов-доноров кардинальным образом не менялся. Порядка 40 субъектов ежегодно (в отдельные годы —до 43 субъектов) отдавали со своих территорий больше налоговых сборов, чем получали обратно трансфертов из федерального бюджета. Пятерка лидеров с 2017 по 2019 год выглядит следующим образом: ХМАО (порядка 3 трлн руб. чистых поступлений3 в федеральный бюджет по итогам 2019 года), Москва (1,5 трлн руб.), ЯНАО (1,3 трлн руб.), Санкт-Петербург (0,7 трлн руб.) и Республика Татарстан (0,5 трлн руб.). В совокупности эти регионы обеспечили 7 трлн руб. (71% всех налоговых сборов) в федеральный бюджет с территорий субъектов в 2019 году.
По нашей оценке, налоговая отдача в федеральный бюджет с территорий субъектов сократилась за девять месяцев 2020 года на 15% (1,4 трлн руб.) по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Сильнее всего упали налоги и сборы за пользование природными ресурсами (-35%, или 1,7 трлн руб.), в основном НДПИ на топливно-энергетические полезные ископаемые. Поступления по НДС за указанный период снизились не так значительно — на 4%. Поступления по остальным налогам (налог на прибыль, акцизные платежи и прочие федеральные налоги и сборы), напротив, возросли.
В итоге максимальные снижения поступлений в федеральный бюджет произошли в крупнейших нефтегазодобывающих субъектах. Однако большинство из них и ранее не получали значительного объема трансфертов, поэтому статус донора этих субъектов является очень устойчивым. Например, чистые поступления с территории ХМАО сократились на 36% до 1,5 трлн руб. по итогам девяти месяцев 2020 года, но объем трансфертов, предоставленных этому субъекту, составил лишь 17 млрд руб. В ЯНАО снижение отчислений за указанный период составило 303 млрд руб. (-29%), а объем предоставленных трансфертов был равен порядка 10 млрд руб. Несмотря на снижение налоговых поступлений, данные нефтегазовые регионы, как и ряд других добывающих субъектов (Красноярский край, Самарская и Сахалинская области), завершили три квартала 2020 года с профицитом бюджета.
Другим регионам-донорам со значительным объемом добычи повезло меньше. Так, дефицит бюджета таких субъектов РФ, как Республика Башкортостан, Тюменская область, Пермский край, Иркутская область, Томская область, Республика Татарстан, по итогам девяти месяцев 2020 года варьировался от 7 до 16 млрд руб. Одновременно объем чистых отчислений с территории Татарстана в федеральный бюджет снизился настолько, что Московской области и Красноярскому краю удалось опередить республику по объему поступлений в казну. Впервые с 2016 года Республика Татарстан не смогла попасть в пятерку субъектов с наибольшим объемом отчислений. Тем не менее Татарстан перечислил в федеральный бюджет в шесть раз больше, чем получил из него. Республика является стабильным донором федерального бюджета.
Регионы-доноры с более диверсифицированной структурой налоговых поступлений даже в сложившихся непростых условиях показали незначительный рост чистых отчислений в федеральный бюджет за три квартала 2020 года. В Москве рост составил 42 млрд руб. (+4%) до 1,2 трлн руб., в Санкт-Петербурге — 125 млрд руб. (+24%) до 637 млрд руб., в Московской области — 5 млрд руб. (+2%) до 284 млрд руб. Однако все три субъекта закончили девять месяцев 2020 года с дефицитом.
Таким образом, за три квартала 2020 года 23 из 36 субъектов-доноров исполнили бюджет с дефицитом, а учитывая, что не все из них имеют резервы для его финансирования, у многих по итогам 2020 года может возрасти объем долга.
1 Использованы последние сопоставимые периоды — девять месяцев. Несмотря на то, что за 2020 год есть уже более свежая информация (за 10 месяцев), в 2019 году данные предоставлялись поквартально.
2 Денежные сборы по акцизам на подакцизные товары, регистрируемые Федеральной налоговой службой, не включают в себя часть акцизов, регистрируемых территориальным органом Федерального казначейства, в связи с чем определение точной суммы акцизных платежей, направленных в федеральный бюджет с территории субъекта, не представляется возможным.
3 Чистые поступления в федеральный бюджет — поступления, очищенные от предоставляемых из федерального центра трансфертов.
Таблица 1. Субъекты с наибольшими отчислениями* в федеральный бюджет по итогам девяти месяцев 2020 года (млн руб.)
Субъект РФ | Отчисления за | Отчисления за | Безвозмездные поступления | Безвозмездные поступления | Дефицит/профицит консолидированного бюджета субъекта РФ за девять месяцев 2020 года |
---|---|---|---|---|---|
Ханты-Мансийский АО — Югра | 1 480 850 | 2 315 571 | 16 873 | 15 734 | 17 023 |
Москва | 1 263 181 | 1 198 805 | 48 302 | 25 639 | -185 320 |
Ямало-Hенецкий АО | 736 032 | 1 032 774 | 9 562 | 3 269 | 5 754 |
Санкт-Петербург | 668 204 | 527 264 | 31 264 | 15 136 | -2 955 |
Московская область | 341 968 | 322 808 | 58 318 | 44 441 | -51 810 |
Красноярский край | 313 770 | 336 725 | 36 707 | 19 132 | 19 264 |
Республика Татарстан | 300 221 | 397 228 | 49 624 | 21 551 | -15 864 |
Самарская область | 214 918 | 273 784 | 29 539 | 11 964 | 8 025 |
Сахалинская область** | 190 685 | 210 821 | 7 572 | 10 381 | 19 059 |
Пермский край | 172 952 | 197 366 | 32 247 | 12 575 | -10 342 |
Республика Башкортостан | 167 481 | 184 493 | 61 725 | 31 149 | -15 816 |
Иркутская область | 164 698 | 214 970 | 40 609 | 23 715 | -9 059 |
Оренбургская область | 163 205 | 242 250 | 26 850 | 14 559 | -5 567 |
Ленинградская область | 136 283 | 139 496 | 13 131 | 6 195 | -1 918 |
Тюменская область | 111 059 | 146 299 | 10 157 | 5 481 | -12 947 |
* Весь объем налогов за пользование природными ресурсами в качестве допущения отнесен к поступлениям в федеральный бюджет.
** С учетом налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты АКРА