Благодаря Федеральному казначейству остатки на счетах бюджетов всех субъектов РФ стали приносить им процентный доход.
Согласно отчетности субъектов РФ на 01.05.2021, Федеральное казначейство (ФК) перечислило им почти 1,4 млрд руб. в виде нового типа дохода, который субъекты ранее не получали. Несмотря на то что сумма сравнительно невелика, она все же сопоставима, например, с доходами регионов от налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых (гравий, глины, пески) на указанную дату.
Новый тип дохода представляет собой процентные доходы от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете (ЕКС). Иными словами, благодаря ФК остатки средств, которые ранее просто копились на счетах, стали приносить доход даже тем субъектам, которые по Бюджетному кодексу РФ не имеют права размещать средства на депозитах1. Например, Алтайский край, на счетах которого в ФК на конец прошлого года находилось более 20 млрд руб., не мог управлять этой ликвидностью. Однако благодаря нововведению на 01.05.2021 Край получил доход от этих средств в размере свыше 90 млн руб., что составляет 15% неналоговых доходов Края.
1 П. 2 ст. 236 Бюджетного кодекса РФ.
Не все субъекты РФ могут размещать средства на депозитах. Это разрешено лишь тем субъектам, в бюджетах которых трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных лет не превышали 20% собственных доходов консолидированного бюджета субъекта.
В соответствии с законодательством2, средства от размещения подлежат зачислению в бюджеты субъектов в течение четырех дней по окончании отчетного квартала. Таким образом, указанный доход был перечислен по итогам первого квартала (несмотря на то что отражен в отчетности на 01.05.2021). Средства перечисляются пропорционально ежедневно рассчитываемым долям расчетных остатков субъектов на ЕКС.
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 № 1020.
Выяснить доходность этих операций по открытым данным невозможно, поскольку субъекты РФ ежедневно либо используют ликвидность, либо накапливают ее, а отчет об остатках публикуется лишь раз в год.
Таблица 1. Субъекты, получившие максимальный доход от размещения средств на ЕКС на 01.05.2021
Субъект РФ | Доход, млн руб. | % от неналоговых доходов |
---|---|---|
Ямало-Ненецкий автономный округ | 104 | 10% |
Алтайский край | 91 | 15% |
Московская область | 83 | 1% |
Республика Дагестан | 70 | 13% |
Тверская область | 56 | 6% |
Республика Татарстан | 54 | 3% |
Воронежская область | 47 | 6% |
Республика Крым | 42 | 3% |
Республика Башкортостан | 41 | 3% |
Краснодарский край | 41 | 2% |
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА
Получение дохода от операций по управлению остатками средств на ЕКС не исключает возможности получения дохода от размещения средств на депозитах, и в течение истекшего периода 2021 года ряд регионов получал оба типа доходов. Совокупные доходы субъектов от размещения средств на депозитах и от операций по управлению остатками средств на 01.05.2021 оказались значительно меньше доходов от размещения депозитов 12 месяцев назад (4 млрд руб. против 8,2 млрд руб.), а число субъектов, имеющих депозиты, сократилось за этот период. Снижение количества субъектов РФ, размещающих депозиты, объясняется тем, что некоторые субъекты, редко размещавшие небольшие объемы средств на депозитах, могли отказаться от администрирования этих операций в пользу пассивного дохода от операций по управлению остатками средств на ЕКС.
Таблица 2. Процентные доходы большинства субъектов РФ сократились (данные на 01.05.2021)
| Доходы от размещения средств на депозитах, млн руб. | Доходы от операций ФК, млн руб. | |
---|---|---|---|
| 01.05.2020 | 01.05.2021 | 01.05.2021 |
Вологодская область | 131 | 7 | 35 |
Москва | 17 878 | 8 508 | 37 |
Санкт-Петербург | 313 | 318 | 21 |
Калужская область | 90 | 0 | 23 |
Кемеровская область — Кузбасс | 658 | 101 | 7 |
Краснодарский край | 104 | 160 | 41 |
Красноярский край | 164 | 67 | 30 |
Ленинградская область | 486 | 141 | 9 |
Московская область | 499 | 96 | 83 |
Ненецкий автономный округ | 3 | 0 | 4 |
Оренбургская область | 97 | 44 | 3 |
Пермский край | 41 | 0 | 16 |
Приморский край | 37 | 15 | 31 |
Республика Башкортостан | 1 217 | 66 | 41 |
Рязанская область | 16 | 0 | 28 |
Самарская область | 190 | 138 | 5 |
Свердловская область | 11 | 62 | 12 |
Тюменская область | 1 461 | 534 | 23 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 1 103 | 617 | 10 |
Челябинская область | 327 | 0 | 4 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 1 229 | 316 | 104 |
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА
Причина снижения совокупных процентных доходов заключается в том, что за прошлый год субъекты потратили значительный объем ликвидности, и, таким образом, за этот период объем средств на депозитах сократился с 398 млрд руб. до 180 млрд руб. (без учета Москвы).
Рисунок 1. Средства бюджетов на депозитных счетах сократились, млн руб.*
Кроме Москвы, на 01.05.2021 доход от размещения средств на депозитах получили еще 15 субъектов, сумма их процентного дохода составила 2,7 млрд руб. Доходы от операций по управлению остатками средств получили все субъекты РФ, их совокупный доход составил 1,34 млрд руб. (без учета Москвы). То есть в целом по системе доход от операций Казначейства (за три месяца) составил половину доходов субъектов от депозитов (за четыре месяца).
79 субъектов РФ (помимо Москвы) запланировали на 2021 год дефицит бюджетов на общую сумму 881 млрд руб. По итогам текущего года сумма доходов от операций по управлению остатками средств увеличится и станет значимой, хотя и несопоставимой с плановым бюджетным дефицитом. Тем не менее, учитывая, что за прошлый год субъекты потратили значительный объем ликвидности, любой дополнительный доход будет очень своевременным.