Sector

Other Non-Banking Financial Institutions

Type

Analytical commentary

State Corporation VEB.RF: higher potential for raising funds

On August 16, 2021, the Bank of Russia published a press release in which it announced the approval of amendments to Bank of Russia Instruction No. 199-I “On Banks’ Required Ratios and Capital Adequacy Buffers for Banks with a Universal License”. The amendments concern regulatory requirements for assessing banks’ risk in relation to State Development Corporation “VEB.RF” (hereinafter, VEB.RF, ACRA rating AAA(RU), outlook Stable).

According to the amendments, when calculating prudential ratios, the weighting of all ruble-nominated and funded credit claims against VEB.RF involves a risk ratio of 20%.

Given the fact that previously, according to VEB.RF, this risk ratio amounted to 100%1, part of the capital of banks that have invested in bonds or provided financing to VEB.RF, will be released.

According to VEB.RF, it has 23 outstanding ruble-denominated long-term bond issues to a total of RUB 405.6 bln, investments in which the aforementioned regulatory amendments will apply. However, VEB.RF states that more than half of the holders of these securities are Russian banks. Taking into account the significant reduction of risk ratios for the ruble debt instruments of VEB.RF, and, as a result, the freeing-up of banks’ capital, demand for these instruments may increase as banks will be able to purchase RUB bonds of VEB.RF worth about RUB 800 bln2. At the same time, the cost of VEB.RF’s funding may decrease.


1 Previously, a 20% ratio was only applied to short-term (up to 90 days) ruble-denominated claims on VEB.RF, as well as to ruble-denominated claims on third parties under guarantees (sureties) provided by VEB.RF.
2This assessment only takes into account amendments to Instruction of the Bank of Russia No. 199-I dated November 29, 2019. It does not include the effect produced by the Bank of Russia’s plans to include VEB.RF’s ruble bonds in the list of level 2A highly liquid assets as per of Bank of Russia Ordinance No. 421-P dated May 30, 2014 “On the Procedure for Calculating Short-Term Liquidity (Basel III)” and the list of low-risk securities as per Bank of Russia Ordinance No. 511-P dated December 3, 2015 “On the Procedure for Calculating Credit Risk by Credit Organizations”.

In view of the fact that, in accordance with its new development strategy until 2024, VEB.RF plans to disburse RUB 3 tln to finance projects with a total value of RUB 17 tln, the reduction of risk ratios looks timely and will help VEB.RF to raise funds in the market.

In ACRA’s opinion, VEB.RF bonds will be in high demand among the largest Russian banks, especially those in which the state holds an equity share. Privately owned banks seek higher margins, and therefore they are less interested in government and quasi-government instruments. Although the yield on VEB.RF bonds is higher than that on OFZ bonds, it is still less attractive compared to the yield on corporate securities.

The regulatory standards applicable to systemically important banks include a 3.5 p.p. add-on to the minimal mandatory ratios (2.5% is the capital adequacy maintenance add-on, 1% is the systemic importance add-on). A number of the largest banks, despite the need to comply with the standards (including add-ons), are nevertheless interested in such instruments as VEB.RF bonds. In addition, the presence of such bonds on banks’ balance sheets increases capital adequacy ratios and liquidity indicators.

At the same time, VEB.RF may raise about RUB 800 bln only over a long-term horizon in view of the limited amount of free cash available to banks, their desire to maintain/increase margins, the absence of significant problems in terms of compliance with capital adequacy and liquidity ratios and indicators, as well as possibly a somewhat lower yield on VEB.RF bonds compared to the yields on bonds of other issuers.


Print version
Download PDF

Analysts

Irina Nosova
Director, Financial Institutions Ratings Group
+7 (495) 139 04 81
We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.

Сектор

Прочие финансовые организации

Тип

Аналитический комментарий

Государственная корпорация ВЭБ.РФ: рост потенциала привлечения средств 

16 августа 2021 года Банк России опубликовал пресс-релиз, в котором сообщил об утверждении изменений в Инструкцию Банка России от 29.11.2019 № 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией». Изменения касаются регулятивных требований по оценке рисков банков в отношении Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (далее — ВЭБ.РФ, рейтинг АКРА — ААА(RU), прогноз «Стабильный»).

Согласно изменениям, при расчете обязательных нормативов взвешивание всех номинированных и фондированных в рублях кредитных требований к ВЭБ.РФ предусматривается с коэффициентом риска в размере 20%.

Учитывая, что ранее коэффициент риска, по информации ВЭБ.РФ, составлял 100%1, часть капитала банков, которые вкладывались в облигации или предоставляли кредитные средства ВЭБ.РФ, будет высвобождаться.

По данным ВЭБ.РФ, в настоящее время в обращении находятся 23 номинированных в рублях выпуска долгосрочных облигаций ВЭБ.РФ общим номинальным объемом 405,6 млрд руб., на вложения в которые будут распространяться указанные регуляторные изменения. При этом, по информации ВЭБ.РФ, держателями более половины ценных бумаг являются российские банки. С учетом значительного снижения коэффициентов риска по рублевым долговым инструментам ВЭБ.РФ и, как следствие, высвобождения капитала банков спрос на долговые инструменты ВЭБ.РФ может повыситься: кредитные организации смогут приобрести рублевые облигации ВЭБ.РФ в объеме около 800 млрд руб.2 При этом стоимость фондирования ВЭБ.РФ может снизиться.


1 Ранее коэффициент 20% применялся только по краткосрочным (до 90 дней) рублевым требованиям к ВЭБ.РФ, а также по рублевым требованиям к третьим лицам под гарантии (поручительства) ВЭБ.РФ.
2 Оценка учитывает только изменения в Инструкцию Банка России от 29.11.2019 № 199-И и не включает эффект от анонсированных Банком России планируемых изменений по включению рублевых облигаций ВЭБ.РФ в список высоколиквидных активов уровня 2А в соответствии с Положением Банка России от 30.05.2014 № 421-П «О порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности («Базель III»)» и в перечень ценных бумаг с низким уровнем риска в соответствии с Положением Банка России от 03.12.2015 № 511-П «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска».

С учетом того, что в соответствии с новой стратегией развития до 2024 года ВЭБ.РФ планирует самостоятельно выделить 3 трлн руб. на финансирование проектов общей стоимостью 17 трлн руб., снижение коэффициентов риска выглядит своевременным и будет способствовать более оперативному привлечению ВЭБ.РФ средств на рынке.

По мнению АКРА, основной спрос на облигации ВЭБ.РФ будет формироваться за счет крупнейших российских банков, в основном с государственным участием в капитале. Частные банки активнее борются за маржу, в связи с чем меньше заинтересованы в государственных и квазигосударственных инструментах. Несмотря на то что доходность облигаций ВЭБ.РФ выше ОФЗ, она остается менее привлекательной по сравнению с доходностью корпоративных ценных бумаг.

Требование регулятора к системно значимым банкам в части надбавок выражается в добавлении к минимально допустимому значению обязательных нормативов еще 3,5 п. п. (2,5% — надбавка поддержания достаточности капитала, 1% — надбавка за системную значимость). Ряд крупнейших банков, несмотря на выполнение нормативов (с учетом надбавок), все же заинтересованы в таких инструментах, как облигации ВЭБ.РФ. Кроме того, наличие их на балансе повышает уровень нормативов и показателей ликвидности.

Вместе с тем привлечение ВЭБ.РФ около 800 млрд руб. возможно только на горизонте продолжительного периода времени ввиду ограниченного объема свободной денежной ликвидности у банков, их стремления поддержать/повысить маржу, отсутствия в настоящее время значительных проблем с выполнением нормативов и показателей достаточности капитала и ликвидности, а также вероятного некоторого снижения доходности по облигациям ВЭБ.РФ относительно доходности облигаций иных эмитентов.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Ирина Носова
Директор, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 81
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.