Sector

Sovereigns

Type

Research

MAIN CONCLUSIONS

  • ACRA has upd ated its macroeconomic forecast for 2022–2025. The Agency took into account the consequences of higher global energy and food prices, and increased its expectations regarding the short-term dynamics of ruble interest rates and nominal budget revenues. Real GDP growth dynamics give us reason to believe that the period of recovery growth will end in the near future. Ruble exchange rate forecasts have been slightly adjusted, while global inflation continues to be the main source of uncertainty.

  • In the base case scenario, average annual inflation in Russia will decline to 5.5–6.0 pps, while the December-on-December indicator may reach 4.0–4.5%, which is close to the target. Due to this, for most of 2022, the Bank of Russia’s monetary policy will be rather tight, but in the second half of the year it is entirely possible that a softer approach will rapidly be applied.

  • Global energy (oil, gas and coal) and food prices are volatile. Current prices are partially the result of one-off or short-term supply-side factors, and prices may normalize in spring or summer 2022. The current level of prices may constrain global economic activity in the short term, dampen the post-pandemic recovery, and is most dangerous for commodity exporting countries.

  • The total contribution of external factors to inflation in Russia is currently 1.4–1.8 pps in annual terms, but by the end of 2022, this indicator may stand at just below zero. The elasticity of the consumer price index (CPI) in relation to changes in global energy prices is only about 1.1–1.2%. The elasticity of the cost of the consumer basket in relation to external food prices, adjusted for new customs duties, is less than 1%. In the event of significant volatility of external prices, this is sufficient to have a noticeable effect on the cost of the entire consumer basket. The uncertainty of external assumptions is high and therefore when forming inflation expectations it is prudent to consider the ranges of possible values.

  • The total contribution of internal factors to inflation in Russia is currently 6.3–6.7 pps in annual terms, but by the end of 2022 it will reach 4.2–4.7 pps thanks to tight monetary policy, restrained indexation of regulated prices and tariffs, neutral fiscal policy, and a possible improvement of the situation in food markets. Next year, the dynamics of monetary aggregates, which are reflected in inflation with the largest time lag, will exert 1.5–2 times less pressure on prices compared to 2021.


Table 1. Base case scenario of the macroeconomic forecast fr om 2021 to 2025

INDICATOR

UoM

ACTUAL

ESTIMATE 31.05.2021

ESTIMATE 15.11.2021

FORECAST

2019

2020

2021

2021

2022

2023

2024

2025

Key external environment indicators

Urals crude oil price (annual average)

USD per barrel

63.7

41.6

57.0

70.4

64.0

60.5

61.1

61.7

Global GDP [1]

%, y-o-y

2.5

-3.3

4.7

4.9

3.4

2.3

2.0

1.9

US GDP

%, y-o-y

2.2

-3.5

4.9

5.3

3.4

2.6

1.9

1.8

China GDP

%, y-o-y

6.1

2.3

6.7

6.8

5.0

4.5

4.3

4.3

EU GDP

%, y-o-y

1.7

-6.1

5.0

4.8

4.1

2.0

1.5

1.5

Production indicators

GDP (current prices)

RUB bln

109,242

106,968

120,894

130,265

137,266

142,744

149,986

157,905

GDP (fixed prices)

%, y-o-y

2.0

-3.0

3.5

4.1

2.7

1.9

1.8

2.0

Fixed investments

%, y-o-y

2.1

-1.4

2.0

3.8

3.3

1.6

1.9

1.8

Industrial output index

%, y-o-y

3.4

-2.6

3.0

4.4

2.7

2.0

1.5

1.9

Retail turnover

RUB bln

33,624

33,874

37,427

39,178

42,596

44,296

46,544

49,001

Balance of payments indicators

Exports

USD bln

420

332

384

475

446

425

430

434

Imports

USD bln

255

240

298

321

343

355

372

390

Annual average USD exchange rate

RUB/USD

64.7

72.1

73.2

73.3

72.1

72.5

72.7

72.9

Annual average EUR exchange rate

RUB/EUR

72.4

82.4

87.5

87.0

82.9

83.7

83.9

84.2

Income and labor market

Average wage

RUB/month

47,420

51,017

57,669

57,701

64,588

70,596

77,015

84,177

Real disposable income

%, y-o-y

1.0

-3.0

3.7

2.7

2.4

2.0

1.9

2.1

Population (annual average)

mln

146.8

146.5

146.3

145.8

145.3

145.2

145.2

145.1

EAP[2] (annual average)

mln

75.4

74.9

74.6

75.3

75.4

75.6

75.9

76.3

Unemployment (annual average)

% of EAP

4.6

5.8

5.3

4.9

4.7

4.6

4.5

4.5

Financial market prices and indicators

Inflation (CPI)

%, Dec/Dec

3.0

4.9

5.1

8.0

4.2

3.7

3.8

3.9

Key interest rate (as of end of year)

%

6.25

4.25

5.75

8.0

6.75

5.25

5.25

5.5

Key interest rate (annual average)

%

7.3

5.1

-

5.8

7.5

5.7

5.3

5.4

5-year zero-coupon OFZ rate (as of end of year)

%

6.1

5.5

-

8.4

7.2

5.8

6.3

6.5

5-year zero-coupon OFZ rate (annual average)

%

7.3

5.6

6.9

7.0

7.7

6.6

6.2

6.3

Budget

Federal budget balance

% of GDP

1.8

-3.8

-1.1

1.1

0.6

-0.3

-0.3

-0.2


Source: ACRA


1 Real growth rate according to the World Bank’s methodology.
2 Economically active population.

adjustment of forecast indicators

See ACRA’s research Specifics of Sources for Russian Macroeconomic Forecasts from May 31, 2021 and the analytical commentary A Significant Positive Revision of Industry Data is the Norm for Russia and Many Other Countries from October 20, 2020 for information on the specifics of using macroeconomic data and forecasts in Russia.

The assumptions used by ACRA to calculate the indicators of the base case scenario of the macroeconomic forecast and their dynamics were adjusted taking into account new information (Table 1). The main changes affected assumptions associated with the impact of external factors.

The Agency took into account the consequences of higher global energy and food prices. External demand expectations were lowered slightly and the effect of the transfer of external prices onto domestic market prices was estimated (pages 6–8).

Taking into account the abovementioned changes, the Agency revised its expectations for short-term ruble interest rate dynamics. ACRA assumes that the key rate will be above the neutral level (5–6%) for a longer period of time — throughout 2022 and for part of 2023.

The Agency increased its budget revenue forecast for 2021–2022 by more than a trillion rubles at the end of each of these two years: in nominal terms, this is due to inflation, while in real terms it is due to the oil and gas component. Expectations of real GDP growth and exchange rate dynamics have undergone minor changes.

INFLUENCE OF GROWTH IN WORLD PRICES ON RAW MATERIALS AND ENERGY

Over 10 months of 2021, global prices for energy products (primarily oil, gas, and coal) increased by more than 80% and 25% on average compared to 2020 and 2019, respectively (Fig. 1). Such a significant increase in prices and the revision by China and the EU of plans for the generation of electricity and production of industrial goods gave rise to talk about a global energy crisis that could have a noticeable impact on economic activity and slow the recovery from the recession caused by the pandemic. This scenario cannot be ruled out, but the impact of price dynamics on economic activity is likely to be short-term.

Figure 1. Indices of world prices for energy products and weighted average external prices for food products, 2005 = 100 *


* The food price index is calculated for goods whose domestic prices correlate with or have ever correlated with the prices of the Russian domestic market.
Sources: World Bank, ACRA

Episodes of this scale are observed quite often in the world — over the past 60 years, the value of the price index for energy products has sharply changed in average annual terms at least 14 times (Fig. 2). Countries exporting and importing natural resources are usually almost equally likely to be in a state of recession: the shares of exporters and importers who recorded a drop in GDP in a particular year are approximately equal. However, a year after a sharp change in energy prices, the share of these countries start to differ — importers are expected to suffer more after a shock rise in prices, while the likelihood of a recession in exporting countries increases after a fall in prices.

Price fluctuations do not necessarily cause a recession; often, price movements and recession simply share common factors.

The duration of the impact of price dynamics on business activity — in other words, how long importers and exporters are in different positions — appears to depend on the causes of price fluctuations. They can be triggered by shocks from both demand and supply of energy goods. In the former, it usually takes a year or two for business activity to normalize. In the latter, the period is usually longer (four to five years), as it is related to long-term production plans of producers, their investment cycle, and long-term political decisions (wars, embargoes, etc.).

Figure 2 shows, among other things, how strong the pandemic’s impact was on business activity: over the past 60 years, the share of countries in recession had never exceeded 60%, while in 2020 this share topped 80%.

Figure 2. Energy price shocks and recessions in economies around the world* 


* Red bars mark years when the Global Energy Price Index grew by more than 28% on an annualized basis. Blue bars mark years when the index fell by more than 20%. The shares of countries in recession are calculated by their number (not weighted by the size of economies). A recession is at least one calendar year when real GDP falls. A country is considered to be an energy exporter in a particular year if net exports under Code 27 of the Foreign Trade Goods Nomenclature exceed 1% of GDP for at least three years out of the previous five; an importer — if the same criterion is met by a similar value taken with a minus sign (net imports).
Sources: World Bank, Trademap, ACRA

According to ACRA’s estimates, the global surge in energy prices that occurred in 2021 was almost equally due to supply and demand shocks. The rapid recovery in post-lockdown business activity (demand) was accompanied by a decline in energy production by wind farms in Europe (which created additional demand due to source substitution) and floods in coal mining regions in China (supply). Such weather shocks are one-offs, and they are unlikely to have a comparable impact on the situation in the spring of 2022, so the current situation differs from other supply shocks shown in Fig. 2. Consequently, current energy prices are not sustainable: under the base case scenario, they will decline to levels close to 2019 in the short term. As a result, the impact of price dynamics on business activity will persist for about six months and mainly affect countries that import natural resources.

In stress scenarios, it is worth considering a situation wh ere climatic risks systematically materialize in the longer term. An increase in the frequency of previously rare natural phenomena (floods, degradation of permafrost, changes in winds, etc.) would result in a fundamental decrease in the supply of energy commodities and electricity, as well as a change in demand, for example, due to an increase or decrease in the volume of heating in winter or air conditioning  in summer. In addition, climate policies of different countries may contribute to a more or less rapid energy transition, changing the preferences of energy consumers in terms of raw materials and/or technologies used for energy production.

These risks affect prices for energy resources in different directions; therefore, the formulation of the scenario depends on the estimated relative strengths of each of these risks.

future inflation dynamics in russia

The total contribution of internal factors to inflation in Russia is currently 6.3–6.7 pps in annual terms (out of total inflation at 8.1% as of October 2021 against the level of 2020), but will reach 4.2–4.7 pps by the end of 2022. The reasons for such dynamics will be tight monetary policy, restrained indexation of regulated prices and tariffs, neutral fiscal policy, and a likely improvement in the situation in domestic food markets. In particular, next year, the dynamics of monetary aggregates, which are reflected in inflation with the largest time lag, will exert 1.5–2 times less pressure on prices compared to 2021.

Despite the expected decrease in the contribution of internal factors to inflation, their relative role, on the contrary, will increase amid a decrease in the importance of external factors.

Taking into account the time lag between changes in monetary policy and their actual impact on inflation, as well as the budget cycle length, ACRA believes that their effect on inflation in 2022 is largely predetermined.

For more about the long-term factors behind the growth of global prices, see ACRA’s forecast The Moment of Truth for Global Inflation dated May 31, 2021.

The contribution of external factors to inflation in Russia is currently relatively high. Domestic consumer prices take into account the dynamics of global energy prices, as well as the rise in world food prices. Measures taken to protect the domestic food market dampen the impact of external prices, but do not fully offset it.

The mechanisms for transferring external prices onto internal prices are relatively well understood. If we talk, for example, about Europe and energy: the elasticity of the EU producer price index with respect to the world price index for energy commodities is stable at about 10%3, and the dynamics of the average price index for imports of all types of goods to Russia (in foreign currency) are very close to the dynamics of the EU producer price index.

External factors of inflation shown in Fig. 3 include World Energy and Food Prices and Ruble Exchange Rate.

3 All other things being equal, a 1 pps change in the energy price index leads to a co-directional change in the EU producer price index by an average of 0.1 pps.

Import prices expressed in rubles is the main factor affecting the final domestic prices when it comes to consumer goods, which account for about a third of imports. In the case of intermediate or investment goods (25% and 40%, respectively), producers’ costs are partially transferred onto the price of final goods, and the amount of transfer depends on the type of market and product. Imported goods only satisfy part of domestic demand — 10–15% in value — so the final elasticity of the CPI to changes in global energy prices is only about 1.1–1.2%. Nevertheless, given significant fluctuations in external prices, this is sufficient to have a noticeable effect on the cost of the entire consumer basket. The elasticity of the basket value to external food prices adjusted for new customs duties is less than 1%.

Figure 3. Main factors of inflation in Russia in 2007–2021*, y-o-y


* Decomposition was carried out using ACRA’s model for short-term inflation forecasting. The model explains, with acceptable accuracy, the actual dynamics of CPI y-o-y in 2004–2021. For illustration purposes, factors are grouped into six classes. Monetary inflation means a se t of factors the Bank of Russia may control directly, by taking decisions as part of its monetary policy and under the floating currency exchange rate regime.
Sources: Bank of Russia, World Bank, ACRA

Taking into account the listed estimates of elasticities, out of the total current inflation rate of 8.1% (October 2021/October 2020), 1.5–1.8 pps can be attributed to external factors that caused a surge in global energy and food prices (Fig. 3). It is highly likely that energy prices will fall in the spring of 2022 or earlier. At the same time, food prices may remain elevated until next summer. If our assumptions about the dynamics of prices for base commodities are justified, the contribution of external factors to inflation will decrease to 0–0.2 pps by mid-2022 and may become slightly negative by the end of the year, since the time lag of the influence of external factors on the CPI is two to three months.

The assumptions regarding the external environment are highly uncertain, therefore, when formulating expectations, it is reasonable to consider the ranges of possible values. Tables 2–3 show ACRA’s estimates of the contribution of external factors to inflation in Russia, depending on the selected assumptions for energy and food prices. Depending on the chosen dynamics of global prices, inflation in Russia may be in the range of 4–5% by the end of 2022.

In Tables 2–3, the set of assumptions corresponding to ACRA’s base case scenario is highlighted.

Table 2. Contribution of external factors to inflation, Dec. 2022/Dec. 2021, pps

GROWTH IN ANNUAL AVERAGE EXTERNAL ENERGY PRICE INDEX

-50%

-40%

-30%

-20%

-10%

+0%

+10%

+20%

GROWTH IN ANNUAL AVERAGE EXTERNAL FOOD PRICE INDEX

-50%

-0.14

-0.13

-0.13

-0.20

-0.28

-0.36

-0.46

-0.58

-40%

-0.08

-0.07

-0.07

-0.14

-0.22

-0.30

-0.40

-0.53

-30%

-0.06

-0.05

-0.05

-0.12

-0.20

-0.28

-0.38

-0.51

-20%

0.00

0.01

0.01

-0.05

-0.13

-0.22

-0.32

-0.44

-10%

0.08

0.09

0.09

0.03

-0.05

-0.14

-0.24

-0.36

+0%

0.15

0.16

0.16

0.09

0.01

-0.07

-0.17

-0.29

+10%

0.24

0.25

0.25

0.19

0.11

0.03

-0.07

-0.20

+20%

0.37

0.38

0.38

0.31

0.23

0.15

0.05

-0.08

Source: ACRA

Table 3. Contribution of external factors to annual average inflation in 2022, pps

GROWTH IN ANNUAL AVERAGE EXTERNAL ENERGY PRICE INDEX

-50%

-40%

-30%

-20%

-10%

+0%

+10%

+20%

GROWTH IN ANNUAL AVERAGE EXTERNAL FOOD PRICE INDEX

-50%

-0.24

-0.26

-0.26

-0.27

-0.30

-0.33

-0.37

-0.41

-40%

-0.19

-0.21

-0.21

-0.22

-0.25

-0.28

-0.32

-0.36

-30%

-0.13

-0.15

-0.15

-0.17

-0.19

-0.22

-0.26

-0.30

-20%

-0.07

-0.10

-0.10

-0.11

-0.13

-0.17

-0.20

-0.24

-10%

-0.02

-0.04

-0.04

-0.05

-0.08

-0.11

-0.15

-0.19

0%

0.02

0.00

0.00

-0.01

-0.04

-0.07

-0.11

-0.15

10%

0.06

0.04

0.04

0.03

0.00

-0.03

-0.06

-0.10

20%

0.10

0.08

0.08

0.07

0.04

0.01

-0.02

-0.06

Source: ACRA

According to ACRA’s base case scenario, average annual inflation will decrease to 5.5–6.0 pps in 2022, and the figure for Dec. 2022/Dec. 2021 may reach 4.0–4.5%, that is, close to the target. At the same time, ACRA expects monthly inflation to be close to the seasonal rate as early as spring-summer next year. This means that the Bank of Russia’s monetary policy will remain relatively tight for much of 2022, but should begin to soften in the second half of the year.

A longer period of tight monetary policy may result from the persistence of high inflationary expectations amid normalization of inflation, as well as new global or local shocks on the supply side.

Print version
Download PDF

Analysts

Dmitry Kulikov
Director, Sovereign Ratings and Macroeconomic Analysis Group
+7 (495) 139 04 80, ext. 122
Svetlana Panicheva
Deputy Head of external communications
+7 (495) 139 04 80, ext. 169
Alexander Mazunin
Head of external communications
+7 (495) 139 04 80, ext. 177
We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.

Сектор

Страны

Тип

Исследование

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

  • АКРА уточняет макроэкономический прогноз на 2022–2025 годы. Агентство учло последствия роста глобальных цен на энергетические товары и продовольствие, повысило ожидания по краткосрочной динамике рублевых процентных ставок и номинальным бюджетным доходам. Динамика реального ВВП дает основания ожидать окончания периода восстановительного роста в краткосрочной перспективе. Прогнозы относительно курса рубля скорректированы незначительно, а основным источником неопределенности остается глобальная инфляция.

  • В базовом сценарии среднегодовая инфляция в России в 2022 году снизится до 5,5–6,0 п. п., а показатель декабря к декабрю может достигнуть отметки 4,0–4,5%, приблизившись к целевому уровню. В связи с этим на протяжении большей части 2022 года денежно-кредитная политика Банка России будет достаточно жесткой, однако во втором полугодии вполне возможно ее быстрое смягчение.

  • Мировые цены на энергетические товары (нефть, газ, уголь) и продовольствие неустойчивы. Ценовые уровни отчасти обусловлены разовыми или краткосрочными факторами со стороны предложения, а нормализация цен возможна весной или летом 2022 года. Текущий уровень цен может сдерживать глобальную экономическую активность в краткосрочном периоде, замедлять восстановление экономики после пандемии и наиболее опасен для стран — импортеров природных ресурсов.

  • Суммарный вклад внешних факторов в инфляцию в России в настоящее время составляет 1,4–1,8 п. п. в годовом выражении, но к концу 2022 года этот показатель может стать слабоотрицательным. Эластичность индекса потребительских цен (ИПЦ) по изменению глобальных цен энергетических товаров составляет всего порядка 1,1–1,2%. Эластичность стоимости потребительской корзины по внешним ценам на продовольствие с учетом новых пошлин — менее 1%. При достаточно существенной волатильности внешних цен этого достаточно, чтобы оказать заметное влияние на стоимость полной потребительской корзины. Неопределенность внешних предпосылок велика, поэтому при формировании ожиданий по инфляции разумно рассматривать диапазоны возможных значений.

  • Суммарный вклад внутренних факторов в инфляцию в России сейчас составляет 6,3–6,7 п. п. в годовом выражении, но к концу 2022 года он достигнет 4,2–4,7 п. п. благодаря жесткой денежно-кредитной политике, сдержанной индексации регулируемых цен и тарифов, нейтральной бюджетной политике, а также вероятному улучшению ситуации на рынках продовольствия. В следующем году динамика денежных агрегатов, отражающаяся на инфляции с наибольшим временным лагом, окажет в 1,5–2 раза меньшее давление на цены по сравнению с 2021-м.

Таблица 1. Базовый сценарий макроэкономического прогноза на период с 2021 по 2025 год

ПОКАЗАТЕЛИ

ЕД. ИЗМ.

ФАКТ

ОЦЕНКА от 31.05.2021

ОЦЕНКА от 15.11.2021

ПРОГНОЗ

2019

2020

2021

2021

2022

2023

2024

2025

Ключевые
показатели
внешней
среды

Цена нефти марки Urals (среднегодовая)

долл./барр.

63,7

41,6

57,0

70,4

64,0

60,5

61,1

61,7

Мировой ВВП 1

% г/г

2,5

-3,3

4,7

4,9

3,4

2,3

2,0

1,9

ВВП США

% г/г

2,2

-3,5

4,9

5,3

3,4

2,6

1,9

1,8

ВВП Китая

% г/г

6,1

2,3

6,7

6,8

5,0

4,5

4,3

4,3

ВВП Евросоюза

% г/г

1,7

-6,1

5,0

4,8

4,1

2,0

1,5

1,5

Показатели
производства

ВВП в рыночных ценах

млрд руб.

109 242

106 968

120 894

130 265

137 266

142 744

149 986

157 905

ВВП в фиксированных ценах

% г/г

2,0

-3,0

3,5

4,1

2,7

1,9

1,8

2,0

Инвестиции в основной капитал

% г/г

2,1

-1,4

2,0

3,8

3,3

1,6

1,9

1,8

Индекс промпроизводства

% г/г

3,4

-2,6

3,0

4,4

2,7

2,0

1,5

1,9

Розничный товарооборот

млрд руб.

33 624

33 874

37 427

39 178

42 596

44 296

46 544

49 001

Показатели 
платежного
баланса

Экспорт товаров

млрд долл.

420

332

384

475

446

425

430

434

Импорт товаров

млрд долл.

255

240

298

321

343

355

372

390

Курс рубля к доллару (среднегодовой)

руб./долл.

64,7

72,1

73,2

73,3

72,1

72,5

72,7

72,9

Курс рубля к евро (среднегодовой)

руб./евро

72,4

82,4

87,5

87,0

82,9

83,7

83,9

84,2

Доходы
и рынок
труда

Средняя заработная плата

руб./месяц

47 420

51 017

57 669

57 701

64 588

70 596

77 015

84 177

Реальные располагаемые доходы населения

% г/г

1,0

-3,0

3,7

2,7

2,4

2,0

1,9

2,1

Численность населения (среднегодовая)

млн чел.

146,8

146,5

146,3

145,8

145,3

145,2

145,2

145,1

Численность ЭАН2 (среднегодовая)

млн чел.

75,4

74,9

74,6

75,3

75,4

75,6

75,9

76,3

Уровень безработицы (среднегодовой)

% от ЭАН

4,6

5,8

5,3

4,9

4,7

4,6

4,5

4,5

Цены и показатели
финансового рынка

Инфляция (ИПЦ)

% дек./дек.

3,0

4,9

5,1

8,0

4,2

3,7

3,8

3,9

Ключевая ставка (на конец года)

%

6,25

4,25

5,75

8,0

6,75

5,25

5,25

5,5

Ключевая ставка (среднегодовая)

%

7,3

5,1

-

5,8

7,5

5,7

5,3

5,4

Ставка пятилетней бескупонной ОФЗ (на конец года)

%

6,1

5,5

-

8,4

7,2

5,8

6,3

6,5

Ставка пятилетней бескупонной ОФЗ (среднегодовая)

%

7,3

5,6

6,9

7,0

7,7

6,6

6,2

6,3

Бюджет

Сальдо федерального бюджета

% ВВП

1,8

-3,8

-1,1

1,1

0,6

-0,3

-0,3

-0,2


Методология Всемирного банка, реальный прирост.

Экономически активное население.

УТочнение показателей прогноза

Об особенностях использования макроэкономических данных и прогнозов в России читайте в исследовании АКРА «Специфика источников макроэкономических прогнозов по России» от 13 мая 2021 года и аналитическом комментарии «Существенный положительный пересмотр отраслевых данных – норма для России и многих других стран» от 20 октября 2020 года.

Предпосылки, используемые АКРА для расчета показателей базового сценария макроэкономического прогноза и их прогнозной динамики, были скорректированы с учетом актуальных данных (см. табл. 1). Основные изменения коснулись предпосылок, связанных с воздействием внешних факторов.

Агентство учло последствия повышения глобальных цен на энергетические товары и продовольствие. Были несколько понижены ожидания относительно динамики внешнего спроса, а также оценен эффект переноса внешних цен в цены внутреннего рынка (см. стр. 6–8).

С учетом указанных выше изменений Агентство пересмотрело ожидания по краткосрочной динамике рублевых процентных ставок. Как полагает АКРА, ключевая ставка будет превышать нейтральный уровень (5–6%) на протяжении более длительного промежутка времени: в течение 2022-го и части 2023 года.

Агентство повысило прогноз по бюджетным доходам в 2021–2022 годах более чем на 1 трлн руб. по итогам каждого из этих двух лет: в номинальном выражении — за счет инфляции, в реальном — за счет нефтегазовой части. Ожидания по динамике реального ВВП и валютного курса изменились незначительно.

вЛИЯНИЕ роста МИРОВых цен на сырье и энергиЮ

За десять месяцев 2021 года мировые цены на энергетические товары (прежде всего нефть, газ и уголь) выросли в среднем более чем на 80 и 25% к показателям 2020 и 2019 годов соответственно (см. рис. 1). Столь существенный рост цен и пересмотр Китаем и ЕС планов по выработке электроэнергии и производству промышленных товаров дали повод говорить о глобальном энергетическом кризисе, способном оказать заметное влияние на экономическую активность и замедлить выход из вызванного пандемией спада. Такой сценарий исключить нельзя, но влияние ценовой динамики на активность в экономике, по всей видимости, все же будет краткосрочным.

Рисунок 1. Индексы мировых цен на энергетические товары и средневзвешенных внешних цен на продовольственные товары, 2005 = 100 *



* Индекс цен на продовольственные товары рассчитан для товаров, внутренние цены которых коррелируют или когда-либо коррелировали с ценами внутреннего рынка России.
Источник: Всемирный банк, расчеты АКРА

Эпизоды подобного масштаба в мире наблюдаются довольно часто — за последние 60 лет значение индекса цен на энергетические товары резко менялось в среднегодовом выражении минимум 14 раз (см. рис. 2). Страны, экспортирующие и импортирующие природные ресурсы, как правило, с примерно одинаковой вероятностью находятся в состоянии рецессии: доли экспортеров и импортеров, зафиксировавших в каком-то конкретном году падение ВВП, примерно равны. Однако в течение года после резкого изменения цен на энергоресурсы доли этих стран начинают отличаться: после шокового роста цен ожидаемо больше страдают импортеры, вероятность же рецессии в странах-экспортерах увеличивается после падения цен.

Колебания цен вовсе не обязательно становятся причиной рецессии; зачастую у ценовой динамики и рецессии просто есть общие факторы.

Продолжительность влияния ценовой динамики на деловую активность —иными словами, в течение какого времени импортеры и экспортеры находятся в неодинаковом положении — зависит, судя по всему, от причин колебаний цен. Они могут быть вызваны шоками со стороны как спроса, так и предложения энергетических товаров. В первом случае для нормализации деловой активности, как правило, требуется от года до двух. Во втором случае этот период более длительный (от четырех до пяти лет), поскольку связан с долгосрочными производственными планами компаний-производителей, их инвестиционным циклом, а также с долгосрочными политическими решениями (войнами, эмбарго и др.). 

На рис. 2 показано, в том числе, какое сильное влияние оказала пандемия на деловую активность: за последние 60 лет доля стран, находящихся в состоянии рецессии, никогда не превышала 60%, а в 2020 году число таких стран оказалось более 80%.



Рисунок 2. Шоки цен на энергетические товары и рецессии в разных странах мира 



* Красными столбцами отмечены годы, в течение которых глобальный индекс цен на энергетические товары вырос более чем на 28% в среднегодовом выражении. Синими столбцами отмечены годы, когда этот индекс упал более чем на 20%. Доли стран, находящихся в состоянии рецессии, рассчитаны по количеству (без взвешивания по размерам экономик). Рецессией считается минимум один календарный год с падением реального ВВП. Страна считается экспортером энергетических товаров в конкретном году, если чистый экспорт по коду 27 ТНВЭД превышал 1% ВВП не менее чем три года из предшествующих пяти. Импортером – в случае если этому же критерию удовлетворяет аналогичная величина, взятая со знаком минус (чистый импорт).

Источник: Всемирный банк, Trademap, расчеты АКРА

Произошедший в 2021 году глобальный всплеск цен на энергетические товары, по оценкам АКРА, примерно в равной степени связан с шоками спроса и предложения. Быстрому восстановлению деловой активности в период после локдаунов (спрос) сопутствовали сокращение объемов выработки энергии на ветряных электростанциях в Европе (создало дополнительный спрос из-за замещения источников) и наводнения в регионах угледобычи в Китае (предложение). Такие погодные шоки являются разовыми и вряд ли окажут сопоставимое влияние на ситуацию весной 2022-го, что отличает текущее положение дел от других шоков предложения, показанных на рис. 2. Следовательно, текущие уровни цен на энергетические товары не являются устойчивыми: в базовом сценарии они будут снижаться до уровней, близких к показателям 2019 года, уже в краткосрочном периоде. В результате и влияние ценовой динамики на деловую активность сохранится примерно полгода и затронет в основном страны — импортеры природных ресурсов.

В стресс-сценариях стоит рассматривать ситуацию, когда климатические риски систематически реализуются и в более отдаленной перспективе. Рост частоты ранее редких природных явлений (наводнения, деградация вечной мерзлоты, изменение ветров и др.) имел бы своим следствием фундаментальное снижение предложения энергетических товаров и электроэнергии, а также изменение спроса, например, из-за роста или снижения объемов отопления помещений зимой и кондиционирования летом. Кроме того, климатические политики разных стран могут способствовать более или менее быстрому энергопереходу, меняющему предпочтения потребителей энергии с точки зрения сырья и/или технологий, используемых для ее производства.

Указанные риски разнонаправленно влияют на цены энергоресурсов, поэтому формулировка сценария зависит от оценки относительной силы влияния каждого из данных рисков.

БуДущая динамика инфляции в России

Суммарный вклад внутренних факторов в инфляцию в России в настоящее время составляет 6,3–6,7 п. п. в годовом выражении (из общего показателя инфляции по состоянию на октябрь 2021-го на уровне 8,1% к уровню 2020-го), но к концу 2022 года он достигнет 4,2–4,7 п. п. Причинами такой динамики станут жесткая денежно-кредитная политика, сдержанная индексация регулируемых цен и тарифов, нейтральная бюджетная политика, а также вероятное улучшение ситуации на внутренних рынках продовольствия. В частности, в следующем году динамика денежных агрегатов, отражающаяся на инфляции с наибольшим временным лагом, окажет в 1,5–2 раза меньшее давление на цены по сравнению с 2021-м.

Несмотря на ожидаемое снижение вклада внутренних факторов в инфляцию, их относительная роль, напротив, возрастет на фоне падения значимости внешних факторов.

Учитывая временной лаг между изменением монетарной политики и его реальным влиянием на инфляцию, а также длину бюджетного цикла, АКРА считает, что оказываемый ими эффект на инфляцию 2022 года во многом уже определен.

О долгосрочных факторах роста глобальных цен читайте в прогнозе АКРА «Момент истины для глобальной инфляции» от 31 мая 2021 года.

Вклад внешних факторов в инфляцию в России сейчас относительно высок. Внутренние потребительские цены учитывают динамику глобальных энергетических цен, а также рост мировых цен на продовольствие. Меры, принятые для защиты внутреннего продовольственного рынка, демпфируют влияние внешних цен, но не компенсируют его полностью.

Механизмы переноса внешних цен во внутренние относительно хорошо понятны. Если говорить, например, о европейском направлении и энергии: эластичность индекса цен производителей ЕС по индексу мировых цен энергетических товаров устойчиво составляет около 10%3, а динамика индекса средней цены импорта товаров всех типов в Россию (в иностранной валюте) очень близка именно к динамике индекса цен европейских производителей.

К внешним факторам инфляции, представленным на рис. 3, относятся «Мировые цены на энергию и продовольствие» и «Курс рубля».

Цена импорта в рублевом выражении является основным фактором, влияющим на конечную внутреннюю цену, если речь идет о потребительских товарах, составляющих около трети импорта. В случае промежуточных или инвестиционных товаров (25 и 40% соответственно) происходит частичный перенос издержек производителя в цену конечного товара, а величина переноса зависит от типа рынка и товара. Импортные товары удовлетворяют лишь часть внутреннего спроса — 10–15% по стоимости, — поэтому итоговая эластичность ИПЦ по изменению глобальных энергетических цен составляет всего лишь порядка 1,1–1,2%. Тем не менее при достаточно существенных колебаниях внешних цен этого достаточно, чтобы оказать заметное влияние на стоимость полной потребительской корзины. Эластичность стоимости корзины по внешним ценам на продовольствие с учетом новых пошлин составляет менее 1%.



3 При прочих равных изменение индекса цен энергетических товаров на 1 п. п. приводит к сонаправленному изменению индекса цен производителей ЕС в среднем на 0,1 п. п.


Рисунок 3. Основные факторы инфляции в России в 2007–2021 годах *, в годовом выражении


* Разложение произведено с помощью модели, используемой в АКРА для краткосрочного прогнозирования инфляции. Модель с приемлемой точностью воспроизводит фактическую динамику ИПЦ в годовом выражении в 2004–2021 годах. Для представления на графике факторы сгруппированы в шесть классов. Под монетарной инфляцией подразумевается набор факторов, на которые Банк России может влиять напрямую, принимая решения в рамках денежно-кредитной политики в режиме плавающего валютного курса.

Источник: Банк России, Всемирный банк, расчеты АКРА

Учитывая перечисленные оценки эластичностей, из общего показателя текущей инфляции на уровне 8,1% (октябрь 2021-го к октябрю 2020-го) 1,5–1,8 п. п. можно отнести к внешним факторам, вызвавшим всплеск мировых цен на энергетические товары и продовольствие (см. рис. 3). Весьма вероятно, что цены на энергетические товары упадут весной 2022 года или ранее. Продовольственные цены при этом могут оставаться на повышенном уровне вплоть до лета будущего года. Если наши предположения о динамике цен на базовые биржевые товары оправдаются, вклад внешних факторов в инфляцию снизится до 0–0,2 п. п. к середине следующего года и может стать слабоотрицательным к концу года, поскольку временной лаг влияния внешних факторов на ИПЦ составляет два-три месяца.

Неопределенность предпосылок в отношении внешней конъюнктуры высока, поэтому при формировании ожиданий разумно рассматривать диапазоны возможных значений. В табл. 2–3 приведены оценки АКРА относительно вклада внешних факторов в инфляцию в России в зависимости от выбранных предпосылок по ценам на энергетические товары и продовольствие. В зависимости от выбранной динамики глобальных цен инфляция в России к концу 2022 года может находиться в диапазоне 4–5%.

В табл. 2–3 набор предпосылок, соответствующий базовому сценарию АКРА, выделен цветом.

Таблица 2. Вклад внешних факторов в инфляцию, дек. 2022-го/дек. 2021-го, п. п.

ПРИРОСТ СРЕДНЕГОДОВОГО ИНДЕКСА ЦЕН ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ

-50%

-40%

-30%

-20%

-10%

+0%

+10%

+20%

ПРИРОСТ СРЕДНЕГО-ДОВОГО ИНДЕКСА ВНЕШНИХ ПРОДО-ВОЛЬСТВЕН-НЫХ ЦЕН

-50%

-0,14

-0,13

-0,13

-0,20

-0,28

-0,36

-0,46

-0,58

-40%

-0,08

-0,07

-0,07

-0,14

-0,22

-0,30

-0,40

-0,53

-30%

-0,06

-0,05

-0,05

-0,12

-0,20

-0,28

-0,38

-0,51

-20%

0,00

0,01

0,01

-0,05

-0,13

-0,22

-0,32

-0,44

-10%

0,08

0,09

0,09

0,03

-0,05

-0,14

-0,24

-0,36

+0%

0,15

0,16

0,16

0,09

0,01

-0,07

-0,17

-0,29

+10%

0,24

0,25

0,25

0,19

0,11

0,03

-0,07

-0,20

+20%

0,37

0,38

0,38

0,31

0,23

0,15

0,05

-0,08

Источник: расчеты АКРА

Таблица 3. Вклад внешних факторов в среднегодовую инфляцию за 2022 год, п. п.

ПРИРОСТ СРЕДНЕГОДОВОГО ИНДЕКСА ЦЕН ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ

-50%

-40%

-30%

-20%

-10%

+0%

+10%

+20%

ПРИРОСТ СРЕДНЕГО-ДОВОГО ИНДЕКСА ВНЕШНИХ ПРОДО-ВОЛЬСТВЕН-НЫХ ЦЕН

-50%

-0,24

-0,26

-0,26

-0,27

-0,30

-0,33

-0,37

-0,41

-40%

-0,19

-0,21

-0,21

-0,22

-0,25

-0,28

-0,32

-0,36

-30%

-0,13

-0,15

-0,15

-0,17

-0,19

-0,22

-0,26

-0,30

-20%

-0,07

-0,10

-0,10

-0,11

-0,13

-0,17

-0,20

-0,24

-10%

-0,02

-0,04

-0,04

-0,05

-0,08

-0,11

-0,15

-0,19

0%

0,02

0,00

0,00

-0,01

-0,04

-0,07

-0,11

-0,15

10%

0,06

0,04

0,04

0,03

0,00

-0,03

-0,06

-0,10

20%

0,10

0,08

0,08

0,07

0,04

0,01

-0,02

-0,06

Источник: расчеты АКРА

Согласно базовому сценарию АКРА, среднегодовая инфляция за 2022 год снизится до 5,5–6,0 п. п., а показатель декабря 2022-го к декабрю 2021-го может достигнуть 4,0–4,5%, то есть близкого к целевому уровня. При этом АКРА ожидает, что инфляция в выражении месяц к месяцу будет близка к сезонной норме уже весной-летом будущего года. Это означает, что денежно-кредитная политика Банка России останется относительно жесткой на протяжении значительной части 2022 года, но должна начать смягчаться во второй его половине.

К большей длительности периода жесткой денежно-кредитной политики могут привести сохранение высоких инфляционных ожиданий при нормализации инфляции, а также реализация новых глобальных или локальных шоков со стороны предложения.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных рейтингов и макроэкономического анализа
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Светлана Паничева
Заместитель директора по внешним коммуникациям
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Александр Мазунин
Директор по внешним коммуникациям
+7 (495) 139 04 80, доб. 177
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.