Sector

Corporates

Type

Analytical commentary

Growth in yield: reasons and current dynamics

A decline in prices for public debt obligations in all sectors of Russia’s bond market has been observed in the last quarter of 2021. The main factors determining these dynamics were the growth of the key rate and investors’ expectations regarding the further tightening of monetary policy by the Bank of Russia. In addition, negative news flow influenced prices during the aforementioned period, which resulted in a further increase in inflationary expectations in the Russian Federation.

In November, the potential restructuring or default of Rosnano JSC and investor’s risk-off sentiment on the back of the first reports about the new Omicron variant of the coronavirus also put pressure on debt obligation prices. In December, information surfaced about a potential new set of US sanctions that would be capable of further worsening the situation in the Russian debt market. Global markets have already won back some of the decline triggered by risk-off sentiment, as reports have surfaced that Omicron may be less dangerous than previous strains. However, this positive trend did not affect the Russian market, which is primarily due to the current geopolitical situation.

Today, the most pressing issue is the prospect of a further increase in the key rate at the Bank of Russia’s forthcoming meeting. The OFZ market foresees a hike of 100 bps, and there are several arguments in favor of this decision. Firstly, the latest data on inflation in Russia: according to Rosstat1, cumulative inflation for 2021 (from the start of the year until December 6) amounted to 7.57%, which corresponds to annual inflation from November 2020 to November 2021 at 8.40%. Secondly, the gradual change in the rhetoric regarding inflation in the world’s leading economies: at his latest press conference2, head of the US Federal Reserve Jerome Powell noted the growing threat of higher and more stable inflation, and also announced the likelihood of early completion of monetary stimulus in the United States.

Due to the lack of reliable and complete information about the new strain of COVID-19 at the moment, it is difficult to assess its danger to the population and its possible impact on the global and Russian economies.



1 https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/ekonomicheskie_obzory/o_tekushchey_cenovoy_situacii_8_dekabrya_2021_goda.html
2 https://www.reuters.com/markets/us/powell-yellen-head-congress-inflation-variant-risks-rise-2021-11-30/

Figure 1. RGBI Index*




* Gross yield index for government bonds of the Moscow Exchange.
Source: Cbonds

Figure 2. Distribution of yield and duration for Russian OFZs


Source: Cbonds

Revaluation of risks for bonds issued by corporate issuers with high and medium credit ratings and by Russian regions and municipalities

When carrying out a detailed review of the changes in the corporate debt market, it can be noted that G-spreads (risk premium) grow mostly for bonds of issuers of low credit quality. This trend is explained by the fact that investors take into account higher risks associated with, among other things, growing refinancing risks. Given the likelihood of the Bank of Russia hiking its key rate by 100 bps in December, refinancing risks for companies with low credit quality have increased.

Next year, one of the key factors driving the probability of default for issuers with medium and low credit ratings will be the availability of a sufficient amount of committed and undrawn credit facilities provided by banks to such companies. Given the current situation, ACRA is keeping a close eye on the liquidity of companies in its portfolio. At the same time, the growth of spreads for medium/low credit quality issuers should not be called panic. For example, G-spreads on high-yield securities returned to the values of December 2020, so one can speak of the end of the cycle of excess free liquidity in the public debt market, which was associated with a period of very low interest rates, rather than panic among investors in the corporate debt market.

Figure 3. Cbonds-CBI RU High Yield YTM*


* Cbonds Index of High-Yield Bonds, Yield-To-Maturity (YTM).
Source: Cbonds

Figure 4. G-spreads for bonds issued by issuers with different credit ratings



Source: Cbonds

Risk revaluation for bonds issued by highly rated issuers (above AA-(RU)) and by regions and municipalities was much less extensive than for high-yield bonds. This is partly explained by the fact that highly rated issuers are less exposed to refinancing risks after the surge in the key rate, and the global risk-off sentiment has less impact on such issuers. Nevertheless, a possible restructuring of the quasi-sovereign debt of Rusnano and a decrease in risk appetite in the global market led to risk revaluation on bonds of highly rated issuers (above AA-(RU)). Now investors are likely to start paying closer attention to SCAs3 (including those of quasi-sovereign companies), partially discounting the factor of the likelihood of extraordinary government support.

For bonds of highly rated issuers, the impact on credit risk evaluation was moderate: with a 240 bps increase in the G-spreads for high-risk securities in the period from November 16 to December 10, the growth in G-spreads for highly rated issuers amounted to 50 bps. The situation with Rusnano and the spread of the omicron strain of the coronavirus had the least impact on the bonds of regions and municipalities. The absence of defaults or restructurings in this segment of the debt market allows investors to remain calm about the risk premium: G-spreads on bonds issued by regions and municipalities decreased on average by 20 bps from November 16 to December 10.

The most sensitive to factors related to the current situation are bonds of issuers with medium and low credit ratings. If the Bank of Russia decides on December 17 to raise its key rate more significantly than market participants expect, G-spreads may further widen for companies with low credit quality due to a decline in their refinancing opportunities.


3Standalone creditworthiness assessment is an assessment of the creditworthiness of a company determined without the likelihood of extraordinary support from the government. 

Figure 5. G-spreads for bonds issued by corporate issuers, constituent entities and municipalities


Source: Cbonds

The impact of credit risk revaluation on bonds issued by highly rated corporate issuers, as well as by regions and municipalities, has remained moderate. Most likely, this trend will not change in the long term.


Print version
Download PDF

Analysts

Alexey Kornev
Expert, Corporate Ratings Group
+7 (495) 139-0480, ext. 126
Svetlana Panicheva
Deputy Head of external communications
+7 (495) 139 04 80, ext. 169
We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.

Сектор

Корпоративный сектор

Тип

Аналитический комментарий

Рост доходностей: причины и текущая динамика

В последнем квартале 2021 года наблюдается снижение цен на публичные долговые обязательства во всех сегментах облигационного рынка России. Основными факторами, определяющими такую динамику, стали рост ключевой ставки и ожидания инвесторов относительно дальнейшего ужесточения Банком России денежно-кредитной политики (ДКП). Кроме того, на цены в указанный период повлиял негативный новостной фон, что вызвало, как следствие, дальнейшее усиление инфляционных ожиданий в РФ.

В ноябре давление на цены долговых обязательств оказала также потенциальная реструктуризация или дефолт по долгам АО «Роснано» и снижение аппетита инвесторов к риску (настроения risk-off) на фоне первых новостей о новом омикрон-штамме коронавируса. В декабре стало известно о возможном новом пакете санкций США, способном дополнительно ухудшить ситуацию на долговом рынке России. Мировые рынки уже отыграли часть своего падения от настроений risk-off, поскольку появилась информация, что омикрон-штамм COVID-19 может оказаться менее опасным, чем предыдущие штаммы. Однако этот позитивный тренд не отразился на российском рынке, что связано прежде всего с текущей геополитической ситуацией.

На сегодняшний день наиболее актуален вопрос о перспективе дальнейшего повышения ключевой ставки на предстоящем заседании Банка России. Рынок ОФЗ закладывает повышение ставки на 100 б. п., и в пользу такого решения говорят несколько аргументов. Во-первых, это последние данные по инфляции в РФ: согласно Росстату,1 накопленная инфляция за 2021 год (с начала года по шестое декабря) составила 7,57%, что соответствует годовой инфляции с ноября 2020-го по ноябрь 2021-го на уровне 8,40%. Во-вторых, это постепенное изменение риторики относительно инфляции в ведущих экономиках мира: на последней пресс-конференции2 глава ФРС США Джером Пауэлл отметил усиление угрозы формирования более высокой и устойчивой инфляции, а также сообщил о вероятности более скорого завершения монетарного стимулирования в США.


1 https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/ekonomicheskie_obzory/o_tekushchey_cenovoy_situacii_8_dekabrya_2021_goda.html
2 https://www.reuters.com/markets/us/powell-yellen-head-congress-inflation-variant-risks-rise-2021-11-30/

В связи с отсутствием на данный момент достоверной и полной информации о новом штамме COVID-19 трудно оценить его опасность для населения и возможное влияние на мировую и российскую экономику.

Рисунок 1. Индекс RGBI *

  

* Индекс валовой доходности государственных облигаций Московской биржи.
Источник: Cbonds

Рисунок 2. Распределение доходности и дюрации по российским ОФЗ


Источник: Cbonds

Переоценка рисков по облигациям корпоративных эмитентов, имеющих высокие и средние уровни кредитных рейтингов, а также по облигациям субъектов и муниципальных образований

При детальном рассмотрении изменений на рынке корпоративного долга можно отметить, что основной рост G-спредов (премии за риск) происходит по облигациям эмитентов низкого кредитного качества. Подобная тенденция обусловлена тем, что инвесторы закладывают более высокие риски, связанные в том числе с растущими рисками рефинансирования. Учитывая вероятное повышение Банком России ключевой ставки в декабре на 100 б. п., риски рефинансирования для компаний низкого кредитного качества возросли.

Одним из ключевых факторов, влияющих на вероятность дефолта у эмитентов со средними и низкими уровнями кредитных рейтингов, в следующем году станет наличие у таких компаний достаточного объема свободной ликвидности в виде доступных и свободных к выборке банковских кредитных лимитов. С учетом текущей ситуации АКРА усилило мониторинг состояния ликвидности компаний, находящихся в портфеле Агентства. При этом не следует называть рост спредов по эмитентам среднего и низкого кредитного качества паническим. Так, G-спреды по бумагам высокодоходных эмитентов вернулись к значениям декабря 2020 года, в связи с чем можно говорить скорее о завершении цикла избыточной свободной ликвидности на рынке публичного долга, который был связан с периодом очень низких процентных ставок, нежели о панических настроениях инвесторов на корпоративном долговом рынке.

Рисунок 3. Cbonds-CBI RU High Yield YTM *




* Индекс высокодоходных облигаций Cbonds, доходность к погашению (YTM).
Источник: Cbonds

Рисунок 4. G-спреды по облигациям, выпущенным эмитентами с разными кредитными рейтингами


Источник: Cbonds

Переоценка рисков по облигациям эмитентов с высокими кредитными рейтингами (выше AA-(RU)) и по долговым обязательствам, выпущенным субъектами и муниципальными образованиями, была намного менее масштабной, чем по высокодоходным облигациям (сегмент High Yield). Отчасти это связано с тем, что эмитенты, находящиеся в высоких рейтинговых категориях, не так сильно подвержены рискам, связанным со сложностью рефинансирования из-за резкого роста ключевой ставки, а глобальные настроения risk-off оказывают на таких эмитентов меньшее влияние. Тем не менее, ситуация с возможной реструктуризацией квазисуверенного долга АО «Роснано» и снижение аппетита к риску на мировом рынке привели к тому, что и по облигациям эмитентов с высокими кредитными рейтингами (выше AA-(RU)) произошла переоценка рисков. Теперь инвесторы, вероятно, начнут обращать более пристальное внимание на уровень ОСК3 даже квазисуверенных компаний, частично дисконтируя фактор вероятности предоставления им экстраординарной поддержки от государства.

Для облигаций эмитентов, имеющих высокие кредитные рейтинги, влияние на оценку кредитного риска было сдержанным: при увеличении G-спредов высокорискованных бумаг на 240 б. п. в период с 16 ноября по десятое декабря рост G-спредов по эмитентам с высокими рейтингами составил 50 б. п. Наименьшее воздействие ситуация с АО «Роснано» и распространением омикрон-штамма коронавируса оказала на облигации субъектов и муниципальных образований. Отсутствие дефолтов и реструктуризаций в данном сегменте долгового рынка позволяет инвесторам сохранять спокойствие относительно премии за риск: G-спреды по облигациям, выпущенным субъектами и муниципальными образованиями, с 16 ноября по десятое декабря в среднем снизились на 20 б. п.

Наиболее чувствительными к факторам, связанным с текущей ситуацией, остаются облигации, выпущенные эмитентами со средними и низкими кредитными рейтингами. Если Банк России 17 декабря примет решение повысить ключевую ставку более существенно, чем закладывают участники рынка, то может произойти дальнейшее расширение G-спредов у компаний с низким кредитным качеством из-за уменьшения у них возможностей по рефинансированию.


3 Оценка собственной кредитоспособности — оценка кредитоспособности компаний без учета вероятности предоставления им экстраординарной поддержки со стороны государства.

Рисунок 5. Динамика G-спредов по облигациям, выпущенным корпоративными эмитентами, субъектами и муниципальными образованиями


Источник: Cbonds

Влияние переоценки кредитных рисков на облигации, выпущенные корпоративными эмитентами с высокими кредитными рейтингами, а также субъектами и муниципальными образованиями, остается умеренным. Скорее всего, данная тенденция в долгосрочной перспективе не изменится.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Алексей Корнев
Эксперт, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139-0480, доб. 126
Светлана Паничева
Заместитель директора по внешним коммуникациям
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Александр Мазунин
Директор по внешним коммуникациям
+7 (495) 139 04 80, доб. 177
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.