Сектор

Регионы и муниципалитеты

Тип

Исследование

  • Совокупные доходы региональных неконсолидированных бюджетов в 2021-м выросли в годовом сопоставлении на 18%, или на 2,4 трлн руб. При этом прирост полностью пришелся на налоговые и неналоговые доходы (ННД), которые увеличились к показателю 2020 года на 29%, или 2,6 трлн руб.

  • Более половины прироста ННД обеспечили поступления по налогу на прибыль, выросшие год к году на 55%, или на 1,6 трлн руб.

  • По доходам бюджеты были исполнены с превышением первоначальных планов на 28%, а у ряда субъектов превышение составило 40% и более.

  • Профицит неконсолидированных бюджетов субъектов в прошлом году был равен 605 млрд руб. С профицитом год завершили 66 субъектов, а их совокупный профицит составил 777 млрд руб.

  • Планируемый в 2022 году рост расходов на 3% при снижении доходов на 7% приведет к дефициту в размере 1,1 трлн руб. (0,7 трлн руб. без учета Москвы).

  • Большинство субъектов, ННД которых нетипично выросли в 2021 году, прогнозируют их снижение в 2022-м: это Липецкая, Тюменская, Курская и Вологодская области, Красноярский край, Республика Саха (Якутия) и другие.

  • Лишь шесть субъектов запланировали исполнение бюджетов в 2022 году с профицитом на общую сумму 10 млрд руб.; еще четыре прогнозируют бездефицитный бюджет.

  • Опираясь на исторические данные, можно предположить, что достижение заявленного объема по совокупному дефициту в 0,7 трлн руб. (1,1 трлн руб. с учетом Москвы) в текущем году представляется маловероятным.

  • Дефицит, запланированный рядом субъектов на 2022 год, в абсолютном выражении меньше профицита, полученного ими в прошлом году. Если бы профицит в полном объеме мог остаться на счетах, то такие регионы имели бы возможность в полном объеме профинансировать дефицит без роста долга, что важно для соблюдения условий рефинансирования коммерческого долга.

  • Предполагается, что совокупный бюджетный дефицит субъектов (без учета Москвы) в текущем году будет почти наполовину профинансирован за счет источников, не приводящих к изменению долга. Еще треть составят банковские кредиты, а нетто-привлечение облигаций обеспечит субъектам покрытие лишь 18% дефицита.


налог на прибыль обеспечил более половины роста налоговых и неналоговых доходов субъектов

Совокупные доходы1 региональных неконсолидированных бюджетов в 2021 году выросли на 18%, или на 2,4 трлн руб. в годовом сопоставлении. В сумме они составили 15,7 трлн руб. (без учета Москвы — 12,3 трлн руб.), а весь прирост пришелся на ННД, которые увеличились относительно показателя за 2020 год на 29% (2,6 трлн руб.) до 11,8 трлн руб. Безвозмездные поступления сократились на 5%, или на 0,2 трлн руб.

Совокупные доходы снизились лишь в трех субъектах РФ, при этом Республика Крым зафиксировала уменьшение доходов на 6%, тогда как в Калининградской области и Чукотском автономном округе доходы снизились лишь на 2 и 1% соответственно (в последнем регионе — в единственном — произошло сокращение ННД, оно составило 10%).


1 Здесь и далее приводятся данные неконсолидированных бюджетов субъектов РФ.

Таблица 1. В 2021 году доходы снизились только у трех субъектов РФ

Снижение доходов

Изменение ННД

 

%

млн руб.

%

млн руб.

Калининградская область

-2%

-2 284

19%

8 437

Республика Крым

-6%

-11 733

29%

13 154

Чукотский автономный округ

-1%

-598

-10%

-2 339


Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Хотя основной вклад в совокупный профицит бюджетов внесла характерная для 2021 года рыночная конъюнктура, о которой неоднократно говорилось, нельзя не учитывать влияние частичного восстановления экономики в прошлом году и эффект низкой базы 2020-го.

Изначально запланированные совокупные доходы бюджетов оказались на 28% ниже, чем их итоговое исполнение. Консервативное планирование бюджетов — стандартная практика, к тому же в конце 2020 года, когда составлялись планы на 2021 год, особых поводов для оптимизма не было (хотя в четвертом квартале 2020-го рост цен на металлы был уже очевиден). В результате некоторые субъекты очень существенно превысили планы по доходам — на 40% и более.

Рисунок 1. Многие субъекты не могли спрогнозировать доходы на 2021 год


Источник: Федеральное казначейство, данные законов о бюджетах субъектов РФ, расчеты АКРА

Основной вклад в рост ННД субъектов внесли поступления по налогу на прибыль, увеличившиеся год к году на 55%, или на 1,6 трлн руб. Их прирост обеспечил 60% прироста ННД в 2021 году. На этом фоне вклад поступлений от других видов налогов не так заметен. Например, поступления по налогам на совокупный доход обеспечили лишь 6% прироста ННД, однако сами поступления по этому виду доходов выросли на 40% к прошлогоднему уровню. Поступления по налогам на товары и услуги, также обеспечившие 6% прироста ННД, выросли на 19%. НДФЛ увеличился менее существенно (на 14%), но за счет его значительной доли в структуре ННД он обеспечил 17% их прироста.

Рисунок 2. Рост ННД более чем наполовину обеспечен увеличением поступлений по налогу на прибыль


Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Поступления по налогу на прибыль, как и совокупные доходы в целом, были запланированы субъектами консервативно. Относительно плана данные поступления выросли на 64%2, однако в двух субъектах — в Томской области и в Калмыкии — они оказались ниже запланированного уровня. Остальные субъекты превысили план поступлений по налогу на прибыль, но динамика была неоднородной: диапазон колебаний к первоначальному плану составил от 3% в ЕАО до 227% в Кемеровской области, а к показателям 2020 года — от 4% в Амурской области до 266% в Хакасии. Три субъекта — Чукотский автономный округ, Сахалинская область и Республика Алтай — показали в прошлом году снижение поступлений по налогу на прибыль относительно 2020 года.

Несмотря на значительный разброс по темпам прироста, две трети субъектов увеличили поступления по налогу на прибыль с превышением плана на треть и более. Самыми успешными в этом отношении были те субъекты, в структуре экономики которых значительная доля приходится на металлургию и химическую промышленность (см. Приложение).

Профицит неконсолидированных бюджетов субъектов в 2021 году составил 605 млрд руб. С профицитом прошлый год завершили 66 субъектов; почти столько же — 60 субъектов — закончили 2020 год с дефицитом. Совокупный профицит 66 субъектов РФ был равен 777 млрд руб., а перечень субъектов с максимальными бюджетными профицитами не стал неожиданностью (см. рис. 3).


2 Без учета данных по Москве, Самарской области и Пермскому краю, которые не детализируют налоговые поступления в своих законах о бюджетах. 

Рисунок 3. Рост поступлений по налогу на прибыль обусловил максимальные профициты по итогам 2021 года 



Бюджетный дефицит оставшихся 19 субъектов составил в прошлом году 173 млрд руб., при этом на Москву приходилось 110 млрд руб. В сравнении с результатом 2020 года, когда совокупный дефицит бюджетов субъектов превышал 700 млрд руб., итоги 2021 года оказались лучше на 1,3 трлн руб.

В ТЕКУЩЕм ГОДу дефицит В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ будет ПОКРЫТ ЗА СЧЕТ ИСТОЧНИКОВ, НЕ ПРИВОДЯЩИХ К РОСТУ ДОЛГА

На текущий год субъектами запланировано3 снижение совокупных доходов на 7% относительно показателей за 2021 год (без учета Москвы — на 8%). Снижаться будут как ННД (на 4%4), так и безвозмездные поступления (на 15%). Впрочем, размер безвозмездных поступлений во многом зависит от решений Правительства РФ и может увеличиваться в течение года.

Большинство субъектов, ННД которых нетипично выросли в 2021 году, прогнозируют их снижение в 2022-м: это Липецкая область (на 37%), Тюменская, Курская и Вологодская области (на 32, 29 и 25% соответственно), Красноярский край (на 23%), Якутия (на 20%), а также Новгородская и Кемеровская области (на 19 и 18% соответственно). Несколько выделяются из этого списка Республика Мордовия и Сахалинская область, чьи доходы в 2021-м выросли не столь существенно; данные субъекты предполагают снижение ННД в 2022 году на 32 и 19% соответственно.


3 Согласно первоначально утвержденным законам о бюджетах субъектов РФ.
4 Здесь и далее приведены данные без учета Москвы, если не указано иное; для Самарской области использованы данные пояснительной записки к проекту закона Самарской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». 

Рисунок 4. Субъекты не ожидают сохранения тенденции роста ННД


Источник: данные законов о бюджетах субъектов РФ, расчеты АКРА

Субъекты полагают, что по итогам текущего года совокупный дефицит бюджета составит 715 млрд руб. Лишь шесть субъектов запланировали исполнение бюджетов с профицитом в размере 10 млрд руб. в совокупности. Это Омская область с прогнозируемым профицитом 6,5 млрд руб., Республика Карелия и Смоленская область (по 1,1 млрд руб.), а также Томская область, Камчатский край и ЕАО, где ожидаются более скромные профициты в абсолютном выражении. Еще четыре субъекта планируют бездефицитный бюджет: это Ярославская, Тамбовская, и Волгоградская области, а также Республика Марий Эл. Остальные 75 субъектов (с учетом Москвы) завершат 2022 год с совокупным дефицитом в 1,1 трлн руб., на фоне которого профицит шести указанных выше субъектов в 10 млрд руб. окажется незаметным.

Рисунок 5. Субъекты с максимальным дефицитом в абсолютном и относительном выражении


Из 66 субъектов, завершивших прошлый год с профицитом, 36 субъектов запланировали в 2022 году дефицит в размере, который потенциально мог бы быть профинансирован без привлечения заимствований, а лишь за счет собственной ликвидности (если бы профицит в полном объеме мог остаться на счетах субъекта). На рис. 6 разница между планируемым дефицитом и сложившимся профицитом этих субъектов положительна.

Способность исполнять бюджет без дефицита или финансировать дефицит без привлечения долга (коммерческого прежде всего) означает для субъекта возможность соблюсти условия проведенного в 2021 году рефинансирования коммерческого долга. С этой точки зрения максимальным запасом прочности в абсолютном выражении обладают Красноярский край, Краснодарский край, Липецкая, Самарская и Вологодская области, а также Республика Саха (Якутия). Всего же более трети субъектов обеспечили себе в прошлом году существенный запас финансовой устойчивости.

Рисунок 6. У более чем трети субъектов планируемый дефицит (по модулю) меньше профицита прошлого года


Суммарно все субъекты (без учета Москвы) при финансировании дефицитов своих бюджетов на 44% полагаются на источники, не приводящие к изменению размера долга. Среди таких источников основную роль играют остатки на счетах. Нетто-привлечение банковских кредитов (сумма привлечения за вычетом суммы погашений) в 2022 году обеспечит субъектам 33% покрытия планируемых дефицитов, нетто-привлечение облигаций — 18%, а бюджетных кредитов — 5%.

Рисунок 7. В финансировании дефицита текущего года субъекты будут опираться на ликвидность и банковские кредиты


Расходы, отраженные в первоначальных вариантах законов о бюджетах, регулярно исполняются с некоторым превышением: в среднем за последние пять лет данное превышение составило 7%, или 0,7 трлн руб. Однако это согласуется с перевыполнением планов по безвозмездным поступлениям — в среднем на те же 0,7 трлн руб. за последние десять лет, а в относительном выражении — почти наполовину. Хотя год от года ситуация меняется (так, в 2021 году безвозмездные поступления выросли на 1 трлн руб. относительно плана, а расходы — на 1,5 трлн руб.), все же можно говорить о том, что с учетом усреднения перевыполнение плана по расходам обеспечено ростом безвозмездных поступлений. При прочих равных это означает, что в 2022 году субъекты могут исполнить бюджеты с совокупным дефицитом, но достижение заявленного объема в 0,7 трлн руб. (1,1 трлн руб. с учетом Москвы) представляется маловероятным.

Приложение

Налог на прибыль в 2021 году: объем поступлений превысил показатель 2020 года и первоначальные планы на 2021 год

 

2021 г.

к 2020 г.

Исполнение к первонач. плану 2021 г.

2021 г.
к 2020 г.

Исполнение к первонач. плану 2021 г.

Москва

37%

н. д.

Магаданская обл.

8%

51%

Пермский край

139%

н. д.

Брянская обл.

47%

51%

Самарская обл.

82%

н. д.

Пензенская обл.

62%

51%

Кемеровская обл.

231%

227%

ХМАО — Югра (Тюменская обл.)

11%

51%

Вологодская обл.

211%

212%

Смоленская обл.

47%

50%

Липецкая обл.

205%

182%

Республика Саха (Якутия)

35%

50%

Республика Тыва

185%

170%

Севастополь

43%

48%

Белгородская обл.

181%

156%

Ярославская обл.

46%

46%

Республика Карелия

160%

137%

Московская обл.

43%

45%

Оренбургская обл.

109%

126%

Карачаево-Черкесская Республика

42%

45%

Новгородская обл.

177%

113%

Республика Бурятия

83%

41%

Курская обл.

105%

112%

Курганская обл.

26%

41%

Республика Северная Осетия

101%

112%

НАО (Архангельская обл.)

172%

39%

Республика Коми

134%

108%

Кабардино-Балкарская Республика

15%

38%

Астраханская обл.

94%

104%

Республика Хакасия

266%

36%

Красноярский край

82%

99%

Ростовская обл.

30%

35%

Тюменская обл.

75%

98%

Омская обл.

42%

33%

Мурманская обл.

78%

97%

Нижегородская обл.

46%

33%

Кировская обл.

122%

97%

Республика Марий Эл

71%

33%

Ивановская обл.

73%

97%

Камчатский край

17%

32%

Челябинская обл.

150%

95%

Новосибирская обл.

50%

32%

Владимирская обл.

79%

87%

Республика Ингушетия

29%

31%

Саратовская обл.

68%

82%

Тульская обл.

35%

31%

Иркутская обл.

65%

80%

Калужская обл.

22%

29%

Ставропольский край

77%

72%

Амурская обл.

4%

26%

Орловская обл.

76%

70%

Сахалинская обл.

-27%

25%

Краснодарский край

52%

68%

Забайкальский край

42%

25%

Чеченская Республика

55%

64%

Рязанская обл.

33%

25%

Хабаровский край

45%

63%

Республика Крым

51%

24%

ЯНАО (Тюменская обл.)

85%

62%

Ульяновская обл.

30%

23%

Приморский край

55%

61%

Волгоградская обл.

20%

22%

Санкт-Петербург

45%

60%

Чувашская Республика

17%

20%

Алтайский край

38%

60%

Калининградская обл.

16%

19%

Воронежская обл.

32%

59%

Чукотский автономный округ

-29%

16%

Архангельская обл.

112%

58%

Тверская область

4%

15%

Республика Башкортостан

92%

57%

Республика Дагестан

27%

12%

Удмуртская Республика

83%

56%

Ленинградская обл.

6%

9%

Тамбовская обл.

41%

55%

Псковская обл.

25%

8%

Республика Татарстан

85%

55%

Республика Алтай

-1%

5%

Свердловская обл.

65%

53%

ЕАО

29%

3%

Республика Мордовия

44%

53%

Республика Калмыкия

29%

-12%

Республика Адыгея

81%

52%

Томская обл.

56%

-16%

Костромская область

36%

51%

Источник: Федеральное казначейство, данные законов о бюджетах субъектов РФ, расчеты АКРА


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.