-
Совокупные доходы региональных неконсолидированных бюджетов в 2021-м выросли в годовом сопоставлении на 18%, или на 2,4 трлн руб. При этом прирост полностью пришелся на налоговые и неналоговые доходы (ННД), которые увеличились к показателю 2020 года на 29%, или 2,6 трлн руб.
-
Более половины прироста ННД обеспечили поступления по налогу на прибыль, выросшие год к году на 55%, или на 1,6 трлн руб.
-
По доходам бюджеты были исполнены с превышением первоначальных планов на 28%, а у ряда субъектов превышение составило 40% и более.
-
Профицит неконсолидированных бюджетов субъектов в прошлом году был равен 605 млрд руб. С профицитом год завершили 66 субъектов, а их совокупный профицит составил 777 млрд руб.
-
Планируемый в 2022 году рост расходов на 3% при снижении доходов на 7% приведет к дефициту в размере 1,1 трлн руб. (0,7 трлн руб. без учета Москвы).
-
Большинство субъектов, ННД которых нетипично выросли в 2021 году, прогнозируют их снижение в 2022-м: это Липецкая, Тюменская, Курская и Вологодская области, Красноярский край, Республика Саха (Якутия) и другие.
-
Лишь шесть субъектов запланировали исполнение бюджетов в 2022 году с профицитом на общую сумму 10 млрд руб.; еще четыре прогнозируют бездефицитный бюджет.
-
Опираясь на исторические данные, можно предположить, что достижение заявленного объема по совокупному дефициту в 0,7 трлн руб. (1,1 трлн руб. с учетом Москвы) в текущем году представляется маловероятным.
-
Дефицит, запланированный рядом субъектов на 2022 год, в абсолютном выражении меньше профицита, полученного ими в прошлом году. Если бы профицит в полном объеме мог остаться на счетах, то такие регионы имели бы возможность в полном объеме профинансировать дефицит без роста долга, что важно для соблюдения условий рефинансирования коммерческого долга.
-
Предполагается, что совокупный бюджетный дефицит субъектов (без учета Москвы) в текущем году будет почти наполовину профинансирован за счет источников, не приводящих к изменению долга. Еще треть составят банковские кредиты, а нетто-привлечение облигаций обеспечит субъектам покрытие лишь 18% дефицита.
налог на прибыль обеспечил более половины роста налоговых и неналоговых доходов субъектов
Совокупные доходы1 региональных неконсолидированных бюджетов в 2021 году выросли на 18%, или на 2,4 трлн руб. в годовом сопоставлении. В сумме они составили 15,7 трлн руб. (без учета Москвы — 12,3 трлн руб.), а весь прирост пришелся на ННД, которые увеличились относительно показателя за 2020 год на 29% (2,6 трлн руб.) до 11,8 трлн руб. Безвозмездные поступления сократились на 5%, или на 0,2 трлн руб.
Совокупные доходы снизились лишь в трех субъектах РФ, при этом Республика Крым зафиксировала уменьшение доходов на 6%, тогда как в Калининградской области и Чукотском автономном округе доходы снизились лишь на 2 и 1% соответственно (в последнем регионе — в единственном — произошло сокращение ННД, оно составило 10%).
1 Здесь и далее приводятся данные неконсолидированных бюджетов субъектов РФ.
Таблица 1. В 2021 году доходы снизились только у трех субъектов РФ
Снижение доходов |
Изменение ННД |
|||
|
% |
млн руб. |
% |
млн руб. |
Калининградская область |
-2% |
-2 284 |
19% |
8 437 |
Республика Крым |
-6% |
-11 733 |
29% |
13 154 |
Чукотский автономный округ |
-1% |
-598 |
-10% |
-2 339 |
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА
Хотя основной вклад в совокупный профицит бюджетов внесла характерная для 2021 года рыночная конъюнктура, о которой неоднократно говорилось, нельзя не учитывать влияние частичного восстановления экономики в прошлом году и эффект низкой базы 2020-го.
Изначально запланированные совокупные доходы бюджетов оказались на 28% ниже, чем их итоговое исполнение. Консервативное планирование бюджетов — стандартная практика, к тому же в конце 2020 года, когда составлялись планы на 2021 год, особых поводов для оптимизма не было (хотя в четвертом квартале 2020-го рост цен на металлы был уже очевиден). В результате некоторые субъекты очень существенно превысили планы по доходам — на 40% и более.
Рисунок 1. Многие субъекты не могли спрогнозировать доходы на 2021 год
Источник: Федеральное казначейство, данные законов о бюджетах субъектов РФ, расчеты АКРА
Основной вклад в рост ННД субъектов внесли поступления по налогу на прибыль, увеличившиеся год к году на 55%, или на 1,6 трлн руб. Их прирост обеспечил 60% прироста ННД в 2021 году. На этом фоне вклад поступлений от других видов налогов не так заметен. Например, поступления по налогам на совокупный доход обеспечили лишь 6% прироста ННД, однако сами поступления по этому виду доходов выросли на 40% к прошлогоднему уровню. Поступления по налогам на товары и услуги, также обеспечившие 6% прироста ННД, выросли на 19%. НДФЛ увеличился менее существенно (на 14%), но за счет его значительной доли в структуре ННД он обеспечил 17% их прироста.
Рисунок 2. Рост ННД более чем наполовину обеспечен увеличением поступлений по налогу на прибыль
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА
Поступления по налогу на прибыль, как и совокупные доходы в целом, были запланированы субъектами консервативно. Относительно плана данные поступления выросли на 64%2, однако в двух субъектах — в Томской области и в Калмыкии — они оказались ниже запланированного уровня. Остальные субъекты превысили план поступлений по налогу на прибыль, но динамика была неоднородной: диапазон колебаний к первоначальному плану составил от 3% в ЕАО до 227% в Кемеровской области, а к показателям 2020 года — от 4% в Амурской области до 266% в Хакасии. Три субъекта — Чукотский автономный округ, Сахалинская область и Республика Алтай — показали в прошлом году снижение поступлений по налогу на прибыль относительно 2020 года.
Несмотря на значительный разброс по темпам прироста, две трети субъектов увеличили поступления по налогу на прибыль с превышением плана на треть и более. Самыми успешными в этом отношении были те субъекты, в структуре экономики которых значительная доля приходится на металлургию и химическую промышленность (см. Приложение).
Профицит неконсолидированных бюджетов субъектов в 2021 году составил 605 млрд руб. С профицитом прошлый год завершили 66 субъектов; почти столько же — 60 субъектов — закончили 2020 год с дефицитом. Совокупный профицит 66 субъектов РФ был равен 777 млрд руб., а перечень субъектов с максимальными бюджетными профицитами не стал неожиданностью (см. рис. 3).
2 Без учета данных по Москве, Самарской области и Пермскому краю, которые не детализируют налоговые поступления в своих законах о бюджетах.
Рисунок 3. Рост поступлений по налогу на прибыль обусловил максимальные профициты по итогам 2021 года
Бюджетный дефицит оставшихся 19 субъектов составил в прошлом году 173 млрд руб., при этом на Москву приходилось 110 млрд руб. В сравнении с результатом 2020 года, когда совокупный дефицит бюджетов субъектов превышал 700 млрд руб., итоги 2021 года оказались лучше на 1,3 трлн руб.
В ТЕКУЩЕм ГОДу дефицит В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ будет ПОКРЫТ ЗА СЧЕТ ИСТОЧНИКОВ, НЕ ПРИВОДЯЩИХ К РОСТУ ДОЛГА
На текущий год субъектами запланировано3 снижение совокупных доходов на 7% относительно показателей за 2021 год (без учета Москвы — на 8%). Снижаться будут как ННД (на 4%4), так и безвозмездные поступления (на 15%). Впрочем, размер безвозмездных поступлений во многом зависит от решений Правительства РФ и может увеличиваться в течение года.
Большинство субъектов, ННД которых нетипично выросли в 2021 году, прогнозируют их снижение в 2022-м: это Липецкая область (на 37%), Тюменская, Курская и Вологодская области (на 32, 29 и 25% соответственно), Красноярский край (на 23%), Якутия (на 20%), а также Новгородская и Кемеровская области (на 19 и 18% соответственно). Несколько выделяются из этого списка Республика Мордовия и Сахалинская область, чьи доходы в 2021-м выросли не столь существенно; данные субъекты предполагают снижение ННД в 2022 году на 32 и 19% соответственно.
3 Согласно первоначально утвержденным законам о бюджетах субъектов РФ.
4 Здесь и далее приведены данные без учета Москвы, если не указано иное; для Самарской области использованы данные пояснительной записки к проекту закона Самарской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
Рисунок 4. Субъекты не ожидают сохранения тенденции роста ННД
Источник: данные законов о бюджетах субъектов РФ, расчеты АКРА
Субъекты полагают, что по итогам текущего года совокупный дефицит бюджета составит 715 млрд руб. Лишь шесть субъектов запланировали исполнение бюджетов с профицитом в размере 10 млрд руб. в совокупности. Это Омская область с прогнозируемым профицитом 6,5 млрд руб., Республика Карелия и Смоленская область (по 1,1 млрд руб.), а также Томская область, Камчатский край и ЕАО, где ожидаются более скромные профициты в абсолютном выражении. Еще четыре субъекта планируют бездефицитный бюджет: это Ярославская, Тамбовская, и Волгоградская области, а также Республика Марий Эл. Остальные 75 субъектов (с учетом Москвы) завершат 2022 год с совокупным дефицитом в 1,1 трлн руб., на фоне которого профицит шести указанных выше субъектов в 10 млрд руб. окажется незаметным.
Рисунок 5. Субъекты с максимальным дефицитом в абсолютном и относительном выражении
Из 66 субъектов, завершивших прошлый год с профицитом, 36 субъектов запланировали в 2022 году дефицит в размере, который потенциально мог бы быть профинансирован без привлечения заимствований, а лишь за счет собственной ликвидности (если бы профицит в полном объеме мог остаться на счетах субъекта). На рис. 6 разница между планируемым дефицитом и сложившимся профицитом этих субъектов положительна.
Способность исполнять бюджет без дефицита или финансировать дефицит без привлечения долга (коммерческого прежде всего) означает для субъекта возможность соблюсти условия проведенного в 2021 году рефинансирования коммерческого долга. С этой точки зрения максимальным запасом прочности в абсолютном выражении обладают Красноярский край, Краснодарский край, Липецкая, Самарская и Вологодская области, а также Республика Саха (Якутия). Всего же более трети субъектов обеспечили себе в прошлом году существенный запас финансовой устойчивости.
Рисунок 6. У более чем трети субъектов планируемый дефицит (по модулю) меньше профицита прошлого года
Суммарно все субъекты (без учета Москвы) при финансировании дефицитов своих бюджетов на 44% полагаются на источники, не приводящие к изменению размера долга. Среди таких источников основную роль играют остатки на счетах. Нетто-привлечение банковских кредитов (сумма привлечения за вычетом суммы погашений) в 2022 году обеспечит субъектам 33% покрытия планируемых дефицитов, нетто-привлечение облигаций — 18%, а бюджетных кредитов — 5%.
Рисунок 7. В финансировании дефицита текущего года субъекты будут опираться на ликвидность и банковские кредиты
Расходы, отраженные в первоначальных вариантах законов о бюджетах, регулярно исполняются с некоторым превышением: в среднем за последние пять лет данное превышение составило 7%, или 0,7 трлн руб. Однако это согласуется с перевыполнением планов по безвозмездным поступлениям — в среднем на те же 0,7 трлн руб. за последние десять лет, а в относительном выражении — почти наполовину. Хотя год от года ситуация меняется (так, в 2021 году безвозмездные поступления выросли на 1 трлн руб. относительно плана, а расходы — на 1,5 трлн руб.), все же можно говорить о том, что с учетом усреднения перевыполнение плана по расходам обеспечено ростом безвозмездных поступлений. При прочих равных это означает, что в 2022 году субъекты могут исполнить бюджеты с совокупным дефицитом, но достижение заявленного объема в 0,7 трлн руб. (1,1 трлн руб. с учетом Москвы) представляется маловероятным.
Приложение
Налог на прибыль в 2021 году: объем поступлений превысил показатель 2020 года и первоначальные планы на 2021 год
|
2021 г. к 2020 г. |
Исполнение к первонач. плану 2021 г. |
|
2021 г. |
Исполнение к первонач. плану 2021 г. |
Москва |
37% |
н. д. |
Магаданская обл. |
8% |
51% |
Пермский край |
139% |
н. д. |
Брянская обл. |
47% |
51% |
Самарская обл. |
82% |
н. д. |
Пензенская обл. |
62% |
51% |
Кемеровская обл. |
231% |
227% |
ХМАО — Югра (Тюменская обл.) |
11% |
51% |
Вологодская обл. |
211% |
212% |
Смоленская обл. |
47% |
50% |
Липецкая обл. |
205% |
182% |
Республика Саха (Якутия) |
35% |
50% |
Республика Тыва |
185% |
170% |
Севастополь |
43% |
48% |
Белгородская обл. |
181% |
156% |
Ярославская обл. |
46% |
46% |
Республика Карелия |
160% |
137% |
Московская обл. |
43% |
45% |
Оренбургская обл. |
109% |
126% |
Карачаево-Черкесская Республика |
42% |
45% |
Новгородская обл. |
177% |
113% |
Республика Бурятия |
83% |
41% |
Курская обл. |
105% |
112% |
Курганская обл. |
26% |
41% |
Республика Северная Осетия |
101% |
112% |
НАО (Архангельская обл.) |
172% |
39% |
Республика Коми |
134% |
108% |
Кабардино-Балкарская Республика |
15% |
38% |
Астраханская обл. |
94% |
104% |
Республика Хакасия |
266% |
36% |
Красноярский край |
82% |
99% |
Ростовская обл. |
30% |
35% |
Тюменская обл. |
75% |
98% |
Омская обл. |
42% |
33% |
Мурманская обл. |
78% |
97% |
Нижегородская обл. |
46% |
33% |
Кировская обл. |
122% |
97% |
Республика Марий Эл |
71% |
33% |
Ивановская обл. |
73% |
97% |
Камчатский край |
17% |
32% |
Челябинская обл. |
150% |
95% |
Новосибирская обл. |
50% |
32% |
Владимирская обл. |
79% |
87% |
Республика Ингушетия |
29% |
31% |
Саратовская обл. |
68% |
82% |
Тульская обл. |
35% |
31% |
Иркутская обл. |
65% |
80% |
Калужская обл. |
22% |
29% |
Ставропольский край |
77% |
72% |
Амурская обл. |
4% |
26% |
Орловская обл. |
76% |
70% |
Сахалинская обл. |
-27% |
25% |
Краснодарский край |
52% |
68% |
Забайкальский край |
42% |
25% |
Чеченская Республика |
55% |
64% |
Рязанская обл. |
33% |
25% |
Хабаровский край |
45% |
63% |
Республика Крым |
51% |
24% |
ЯНАО (Тюменская обл.) |
85% |
62% |
Ульяновская обл. |
30% |
23% |
Приморский край |
55% |
61% |
Волгоградская обл. |
20% |
22% |
Санкт-Петербург |
45% |
60% |
Чувашская Республика |
17% |
20% |
Алтайский край |
38% |
60% |
Калининградская обл. |
16% |
19% |
Воронежская обл. |
32% |
59% |
Чукотский автономный округ |
-29% |
16% |
Архангельская обл. |
112% |
58% |
Тверская область |
4% |
15% |
Республика Башкортостан |
92% |
57% |
Республика Дагестан |
27% |
12% |
Удмуртская Республика |
83% |
56% |
Ленинградская обл. |
6% |
9% |
Тамбовская обл. |
41% |
55% |
Псковская обл. |
25% |
8% |
Республика Татарстан |
85% |
55% |
Республика Алтай |
-1% |
5% |
Свердловская обл. |
65% |
53% |
ЕАО |
29% |
3% |
Республика Мордовия |
44% |
53% |
Республика Калмыкия |
29% |
-12% |
Республика Адыгея |
81% |
52% |
Томская обл. |
56% |
-16% |
Костромская область |
36% |
51% |
|
|
|
Источник: Федеральное казначейство, данные законов о бюджетах субъектов РФ, расчеты АКРА