Sector

Credit Institutions

Type

Analytical commentary

Assessment of the margin of safety of Russian banks in terms of capital

Prior to the events of this February, the Russian banking sector possessed a rather large margin of safety in terms of capital. The total amount of internal funds in excess of the minimum required (excluding capital buffers) amounted to more than RUB 5.5 tln. The surplus of common equity was a little lower at just over RUB 5 tln. Although this surplus was largely due to the need to comply with regulations, taking into account regulatory capital buffers and increased risk ratios, the level of capitalization was not considered by ACRA to be a potential factor in the overall deterioration of the creditworthiness of Russian banks.

On average, as of February 1, 2022, the 50 largest banks in the Russian Federation in terms of capital had more than 40% more internal funds than the required minimum (excluding capital buffers), and almost 50% more common equity. At the same time, the presence of a capital cushion for systemic importance formed an additional margin of safety, which was possessed by systemically important credit institutions (SICIs).

The risks of asset impairment may be higher than in previous periods of economic deterioration. The events taking place in the economy, which, among other things, are accompanied by a general decline in GDP growth and real disposable incomes of the population, as well as increased risks of rising unemployment, will almost certainly lead to a large-scale decline in the solvency of borrowers in both the corporate and retail segments. Although now, as in 2020, a major restructuring of loans is taking place, which reduces the negative impact of the growth of credit risk on regulatory ratios. ACRA assumes that the total volume of credit losses will have a more serious impact on the creditworthiness of banks than during the pandemic. The reason for this is partly because the situation caused by the pandemic mainly affected small and medium-sized businesses, to whom the state provided considerable support.

One of the key factors is the length of the current downturn over time. The acute phase of the pandemic lasted for a limited period of time, after which the economy started to recover. The duration of the current decline may prevent problem and potential problem borrowers fr om taking full advantage of restructuring. As a result, the risks of bankruptcy, in ACRA’s opinion, are substantially higher.

The situation in the banking sector is also different now due to higher interest rates compared to 2020. In such conditions, even borrowers whose business has proved to be relatively stable may face an increase in interest payments during refinancing, which negatively affects their creditworthiness.

In addition, banks (above all those with state participation) are actively encourage to increase lending, regardless of what impact the economic decline has on borrowers. This may lead to an actual decline of lending standards and growth in credit losses in the future.

Banks are already receiving support to maintain capital adequacy levels. Regulatory easing is providing some support to the ability of banks to get through the current period of economic downturn without a critical burden on capitalization occurring. In particular, at the end of February the accumulated macroprudential capital cushion was released for individual types of consumer loans. As of February 1, 2022, the total volume of risk-weighted assets (RWAs) formed using macroprudential capital buffers amounted to RUB 9.56 tln or 11% of the total credit risk of banks. According to the regulator, this measure helped free-up RUB 733 bln worth of capital (around 5% of common equity).

At the same time, ACRA notes the uneven impact of this measure in terms of the banking system as a whole. According to the Agency’s assessments, more than 60% of this freed-up capital is at Sberbank, Bank VTB and Alfa-Bank, the key retail lenders. Furthermore, these banks are increasing their N1.0 capital adequacy ratio on average by 1 pps amid the disbanding of premiums. For less than half of Russian banks (but for most of SICIs), the positive influence of releasing the capital adequacy ratio cushion exceeded 100 bps.

Besides the suspension of the macroprudential cushion, the Bank of Russia took a number of other (but less significant) steps to ease the calculation of RWAs.

The Bank of Russia’s instruction on the admissibility of non-compliance with to capital adequacy buffers in the current conditions served as an indirect factor supporting the stability of Russian banks in terms of capital adequacy. The amount of excess capital when calculating the ratios, with and without capital buffers, is about RUB 3 tln, according to ACRA. In case of non-compliance with the ratios, banks must develop plans to restore financial stability. This measure does not contain details, but indicates that maintaining a sufficient amount of internal funds or working out the issue of attracting them should remain on the agenda of banks.

Although, as noted above, even taking into account capital buffers, the loss absorption buffer for most banks remains substantial, and for individual credit institutions the possibility of non-compliance with the premiums is a significant mitigating measure in the event of an increase in credit risk.

The ability of banks to offset credit losses through operating profit will remain, but may decline. ACRA notes that on the whole the banking system continues to generate operating profit prior to reserves, despite the influence of certain shocks. Their impact, in particular, the materialization of market and interest rate risk, growth of operating expenses amid inflation and so on, still need to be assessed. Despite this, the financial performance of the banking system prior to reserves for credit losses, according to ACRA’s calculations, will remain positive in 2022. However, the return on equity of banks before the deduction of reserves in any case will not exceed the indicators of 2021 (last year’s results were better than those of 2020). In addition, according to the Bank of Russia, loss of net interest income due to the growth of interest rates will range from RUB 0.3 tln to 0.7 tln. Taking this into account, the volume of reserves that the banking system will be able to cover at the expense of financial results may reach up to RUB 3 tln.

The impact of asset quality deterioration on banks’ capital will be heterogeneous. The margin of safety for the entire banking system looks quite impressive, however, ACRA notes that the adequacy of capital stock to comply with regulatory standards will depend both on the impact of credit risk accepted by each bank on its business model and profitability, and on the share of capital spent on assets subject to credit risk.

ACRA has assessed the impact of potential impairment of banks’ loan books on their ability to comply with capital adequacy ratios both with and without capital buffers. The analysis is based on public information disclosed by the Bank of Russia for 315 credit institutions that complied with capital adequacy ratios as of February 1, 2022. The analysis took into account the ability of banks to generate profit before reserves (without such specific risks of the current situation as securities portfolio revaluation), as well as the impact of the release of the macroprudential capital cushion for RWAs.

In ACRA’s opinion, the sustainability of Russian banks in terms of capital is generally quite high: the analysis showed that, in the event of a 10% depreciation of the loan book, only 17 credit institutions, including two SICIs, failed to comply with the N1.0 ratio excluding the capital buffer and 52 banks, including eight SICIs, failed to comply with the N1.0 ratio including the capital buffer (see Table 1).

Table 1. Relationship between credit losses and capital adequacy compliance1

loan book depreciation

number of banks that may fail to comply with the N1.0 ratio

number of banks that may fail to comply with the N1.0 ratio including capital buffer

Total

Incl. SICIs

Total

Incl. SICIs

< 5%

1

0

12

2

5–10%

16

2

40

6

10–20%

74

8

56

3

20–50%

96

2

84

1

> 50%

128

0

123

0

Source: ACRA


1 In its estimates, ACRA used information to calculate bank ratios in accordance with Instruction 646-P. For each bank, the excess of internal funds was calculated as of February 1, 2022; this excess was adjusted for the amount of credit risk generated as a result of the introduction of macroprudential capital buffers. ACRA also took into account the ability of banks to earn profit before reserves, taking into account data on their formation and release in 2020–2021. The allowable impairment of the portfolio was determined as the ratio of the absorption buffer calculated as described above to the amount of loan exposures.

A key issue in the analysis of the impact of the economic downturn on Russian banks’ ability to meet capital adequacy ratios is, of course, the potential deterioration in asset quality. Despite certain signs of a general deterioration in the quality of loan portfolios of Russian banks, ACRA believes that it will not be possible to estimate the scale of changes until the end of this year. This is partly due, on the one hand, to the prolonged effect of sanctions and their indirect consequences (for example, the withdrawal of large foreign companies from the Russian market), and on the other hand, to the impact of state policies on the economic situation.

Historical data (for the periods of recession in 2008–2009, 2014–2015, and 2020) indicate that, in general, the scale of additional reserves in the banking system did not reach values that could trigger a critical loss of banks’ capital. The most challenging year was 2009 when the cost of risk reached 6%. In the other years indicated, the share of credit losses did not exceed 4%.

In 2020, the amount of additional reserves for the loan book only amounted to 3.8% of its total volume. ACRA believes that, to a large extent, the actual volume of reserves turned out to be lower than the potential due to the positive impact of the restructuring: at the beginning of 2021, ACRA estimated the volume of potential additional reserves at RUB 1.5 tln, which, when added to the volume of reserves created in 2020, resulted in an overall estimate of the cost of credit risk for the loan portfolio of approximately 8.5%.

The system’s need for additional capital may be significant should the total portfolio depreciate by more than 10%. As the current downturn is more severe, total losses (overt and covert) will exceed 10% of the portfolio, with overt losses in the range of 5–10%. In these conditions, at least 17 banks (including two SICIs) may face the need for additional capital to maintain the ratios, and at least 35 more banks (including six SICIs) will be forced to develop measures to strengthen the capital base to meet the standards including capital buffers. At the same time, ACRA notes that if overt losses on the total loan portfolio are in the range of 10–20%, the number of banks that will face the risk of breach of capital adequacy ratios may increase by 74 (including eight SICIs).

The outcome will depend both on the speed of economic recovery and on the success of the restructuring, which, in some perspective, will reduce the amount of reserves. However, the longer the downturn, the closer the amount of losses recognized will approach its actual value because borrowers, even after restructuring, will not be able to restore their creditworthiness in full. Even if the vast majority of banks manage to avoid regulatory violations, the need to comply with capital buffer requirements will require either large capital injections (given that a significant part of the banks at risk of violating regulations with capital buffers is represented by SICIs) or will become a factor of the lower capitalization of the industry in subsequent years.

There are also less obvious negative consequences of capital loss. In addition to the main capital adequacy ratios, banks must comply with a number of other ratios that lim it their credit risks. These include, in particular, concentration ratios (N6, N7, N25). The Bank of Russia has introduced certain reliefs with regard to these ratios, however, these measures are temporary.

Therefore, a number of banks, even having avoided violating the primary ratios, may face the challenge of meeting these “secondary” ratios. In ACRA’s opinion, such risks will be more typical for small and medium-sized banks, especially local ones. As they do not have any options to diversify their loan portfolios, they have to maintain a relatively high loss absorption buffer, which, however, may shrink quickly if a small number of key borrowers default.

Eventually, the total number of banks that will face the need for additional capital to continue their normal operations may considerably exceed the figure given above.

Print version
Download PDF

Analysts

Valeriy Piven
Senior Director - Head of the Financial Institutions Ratings Group
+7 (495) 139 04 93
Svetlana Panicheva
+7 (495) 139 04 80, ext. 169
We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.

Сектор

Кредитные организации

Тип

Аналитический комментарий

Российский банковский сектор подошел к событиям февраля текущего года с достаточно большим запасом прочности по капиталу. Общий объем избыточных относительно минимально требуемых (без учета надбавок) собственных средств составлял более 5,5 трлн руб. Избыток основного капитала оказался несколько меньше — немногим более 5 трлн руб. Хотя этот избыток в значительной мере был обусловлен необходимостью выполнять нормативы с учетом регуляторных надбавок, а также с учетом повышенных коэффициентов риска, уровень капитализации не рассматривался АКРА как потенциальный фактор общего ухудшения кредитоспособности российских банков.

В среднем у 50 наиболее крупных по капиталу банков РФ объем собственных средств на 01.02.2022 превышал необходимый минимум (без учета надбавок к нормативам) более чем на 40%, а объем основного капитала — почти на 50%. При этом наличие надбавки за системную значимость формировало дополнительный запас прочности, которым обладали системно значимые кредитные организации (СЗКО).

Риски обесценения активов могут быть выше, чем в прошлые периоды ухудшения экономической ситуации. Происходящие в экономике события, которые в том числе сопровождаются общим снижением темпов роста ВВП и реальных располагаемых доходов населения, а также усилением рисков роста безработицы, практически неизбежно приведут к масштабному снижению платежеспособности заемщиков как в корпоративном, так и в розничном сегментах. Хотя сейчас — как и в 2020 году — наблюдается масштабная реструктуризация кредитов, снижающая негативное влияние роста кредитного риска на нормативы достаточности, АКРА полагает, что общий объем кредитных убытков более серьезно скажется на кредитоспособности банков, чем в период пандемии. Причина этого отчасти в том, что вызванная пандемией ситуация в основном затронула малый и средний бизнес, которому государство оказало заметную поддержку.

Одним из ключевых факторов является большая растянутость текущего спада во времени. Если острая фаза пандемии длилась ограниченный период, после чего началось восстановление экономики, продолжительность нынешнего спада может не позволить проблемным и потенциально проблемным заемщикам воспользоваться всеми преимуществами реструктуризации. В результате этого риски банкротств, по мнению АКРА, в текущий период значительно выше.

Ситуацию в банковской отрасли сейчас отличают и более высокие процентные ставки по сравнению с 2020 годом. В подобных условиях даже те заемщики, бизнес которых оказался относительно устойчивым, при рефинансировании могут столкнуться с увеличением процентных платежей, что негативно скажется на их кредитоспособности.

Кроме того, банки (прежде всего с государственным участием в капитале) активно стимулируются к наращиванию кредитования вне зависимости от того, какое влияние оказывает экономический спад на заемщиков. Это может привести к фактическому ухудшению стандартов выдач и росту кредитных убытков в будущем.

Банки уже получают поддержку для сохранения уровня достаточности капитала. Определенную поддержку способности банков проходить текущий период ухудшения ситуации в экономике без возникновения критической нагрузки на капитализацию оказывают регуляторные послабления. В частности, в конце февраля был распущен накопленный макропруденциальный буфер капитала по отдельным видам кредитов физическим лицам. На 01.02.2022 общий объем активов, взвешенных с учетом риска (RWA), который был сформирован макропруденциальными надбавками, составлял 9,56 трлн руб., или 11% всего кредитного риска банков. Такая мера, по оценкам регулятора, способствовала высвобождению капитала на 733 млрд руб. (около 5% собственного капитала).

Вместе с тем АКРА отмечает неравномерное распределение эффекта от данной меры в рамках системы в целом. По оценкам Агентства, свыше 60% высвобожденного капитала приходится на ПАО Сбербанк, Банк ВТБ (ПАО) и АО «АЛЬФА-БАНК» — основных лидеров кредитования населения. При этом данные банки при роспуске надбавок повышают норматив достаточности капитала Н1.0 в среднем на 1 п. п. Менее чем для половины российских банков, но для большинства СЗКО, положительное влияние роспуска буфера на нормативы достаточности превзошло 100 б. п.

Помимо роспуска макропруденциального буфера Банк России предпринял ряд других шагов, смягчающих расчет RWA, но значимость этих мер не столь велика.

Косвенным фактором, поддерживающим устойчивость позиций российских банков по достаточности капитала, стало указание Банка России о допустимости несоблюдения надбавок к нормативам достаточности в текущих условиях. Объем избыточного капитала при расчете нормативов с учетом и без учета надбавок составляет, по оценкам АКРА, около 3 трлн руб. В случае несоблюдения нормативов банки обязаны разработать план по восстановлению финансовой устойчивости. Данная мера не содержит детализации, но указывает на то, что сохранение достаточного объема собственных средств или проработка вопроса их привлечения должны оставаться на повестке работы банков.

Хотя, как указано выше, даже с учетом надбавок буфер абсорбции непредвиденных убытков у основной массы банков остается существенным, для отдельных кредитных организаций возможность несоблюдения надбавок является весомой смягчающей мерой в случае роста кредитного риска.

Способность банков компенсировать кредитные убытки за счет операционной прибыли сохранится, но может снизиться. АКРА отмечает, что в целом банковская система пока продолжает генерировать операционную прибыль до вычета резервов, несмотря на воздействие определенных шоков. Их влияние — в частности, реализацию рыночного и процентного рисков, рост операционных затрат на фоне инфляции и прочее — еще предстоит оценить, однако финансовый результат банковской системы до вычета резервов по кредитным убыткам, по оценкам АКРА, в 2022 году останется положительным. При этом показатели рентабельности капитала банков до вычета резервов в любом случае не превзойдут показатели 2021 года (в прошлом году показатель превышал результат 2020-го). Кроме того, по данным Банка России, потери чистого процентного дохода из-за роста ставок составляют от 0,3 до 0,7 трлн руб. Учитывая это, объем резервов, которые банковская система сможет покрыть за счет финансового результата, может составить до 3 трлн руб.

Влияние ухудшения качества активов на капитал банков будет неоднородным. В целом по системе запас прочности выглядит довольно внушительным, однако, как отмечает АКРА, адекватность запаса капитала для соблюдения нормативов достаточности будет зависеть как от индивидуального влияния принятого кредитного риска на бизнес-модель и рентабельность каждого конкретного банка, так и от того, какая доля капитала расходуется именно на формирование активов, подверженных кредитному риску.

АКРА оценило влияние потенциального обесценения кредитного портфеля банков на их способность соблюдать нормативы достаточности капитала как с учетом надбавок, так и без их учета. Анализ был проведен на основе раскрываемой Банком России публичной информации для 315 действующих кредитных организаций, выполняющих нормативы достаточности по состоянию на 01.02.2022. В ходе анализа учитывалась способность банков формировать прибыль до вычета резервов (без учета таких специфических рисков текущей ситуации, как, например, переоценка портфеля ценных бумаг), а также влияние роспуска макропруденциального буфера на величину RWA.

По мнению АКРА, устойчивость позиций российских банков по капиталу в целом достаточно высока. Так, по результатам проведенного анализа, норматив Н1.0 без учета надбавок при 10%-ном обесценении кредитного портфеля нарушают только 17 кредитных организаций, в том числе две СЗКО, а с учетом надбавок — 52 банка, из них восемь входят в перечень СЗКО (см. табл. 1).

Таблица 1. Влияние роста кредитных убытков на выполнение банками нормативов достаточности капитала 1

Обесценение портфеля

Количество банков, которые могут нарушить норматив Н1.0

Количество банков, которые могут нарушить норматив Н1.0 с учетом надбавок

Всего

В т. ч. СЗКО

Всего

В т. ч. СЗКО

< 5%

1

0

12

2

5–10%

16

2

40

6

10–20%

74

8

56

3

20–50%

96

2

84

1

> 50%

128

0

123

0

Источник: данные АКРА


В ходе оценки АКРА использовало информацию для расчета нормативов банков в соответствии с инструкцией 646-П. Для каждого банка был рассчитан избыток собственных средств на 01.02.2022; он был скорректирован на величину кредитного риска, сформированного в результате введения макропруденциальных надбавок. АКРА также принимало во внимание возможности банков по получению прибыли до вычета резервов с учетом данных по их формированию и роспуску в 2020–2021 годах. Допустимое обесценение портфеля было определено как отношение объема рассчитанного таким образом буфера абсорбции непредвиденных убытков к величине ссудных требований.

Ключевым вопросом анализа влияния экономического спада на способность российских банков выполнять нормативы достаточности, безусловно, является потенциальное снижение качества активов. Несмотря на определенные признаки общего ухудшения качества кредитных портфелей банков РФ, АКРА полагает, что оценить масштаб изменений в полной мере будет возможно не ранее конца этого года. Отчасти это связано, с одной стороны, с пролонгированным эффектом санкций и их косвенных последствий (например, с уходом крупных зарубежных компаний с российского рынка), с другой — с влиянием мер государственной политики на изменения в экономической ситуации.

При этом исторический опыт (показатели за периоды спада в 2008–2009 и 2014–2015 годах, а также в 2020 году) свидетельствует о том, что в целом по банковской системе масштабы дорезервирования не достигали таких значений, при которых они могли бы спровоцировать критическую потерю капитала банков. Наиболее сложным был 2009 год — стоимость риска достигала 6%. В остальные указанные годы доля кредитных убытков не превышала 4%.

В 2020-м размер досозданных резервов только по кредитному портфелю составил 3,8% его общего объема. По мнению АКРА, в значительной мере фактический объем резервов оказался ниже потенциально возможного в силу позитивного влияния реструктуризации: в начале 2021 года АКРА оценивало объем потенциального дорезервирования в 1,5 трлн руб., что при суммировании данного показателя с объемом резервов, созданных в 2020 году, приводило к общей оценке стоимости кредитного риска портфеля ссудных требований, приблизительно равной 8,5%.

Потребность в новом капитале в масштабах системы может оказаться существенной при обесценении совокупного портфеля более чем на 10%. Поскольку текущий спад носит более серьезный характер, общий объем потерь (явных и скрытых) превысит 10% портфеля, явные потери будут находиться в диапазоне 5–10%. В этих условиях по меньшей мере 17 банков (из них две СЗКО) могут столкнуться с необходимостью докапитализации для поддержания нормативов, еще как минимум 35 банков (из них шесть СЗКО) будут вынуждены разрабатывать план усиления капитальной базы для выполнения нормативов с учетом надбавок. При этом АКРА отмечает — если явные потери по совокупному кредитному портфелю будут находиться в диапазоне 10–20%, количество банков, которые столкнутся с риском нарушения показателей достаточности капитала, может увеличиться еще почти на 60 кредитных организаций (из них шесть СЗКО).

Окончательные результаты будут зависеть как от скорости восстановления экономической активности, так и от успешности реструктуризации, которая в некоторой перспективе позволит сократить объем создаваемых резервов. Однако чем более длительным будет спад, тем ближе признаваемый объем потерь будет подходить к его фактическому значению в силу того, что заемщики даже после реструктуризации не смогут полностью восстановить кредитоспособность. Даже если подавляющему числу банков удастся избежать нарушения регуляторных нормативов, необходимость выполнения надбавок потребует либо больших вливаний (принимая во внимание тот факт, что среди банков, рискующих нарушить нормативы с учетом надбавок, значительная часть представлена СЗКО), либо станет фактором более низкой капитализации отрасли в последующие годы.

Существуют и менее очевидные негативные последствия потери капитала. Помимо основных нормативов достаточности капитала, банки должны соблюдать ряд иных нормативов, ограничивающих принимаемые кредитные риски. В частности, к таким относятся нормативы концентрации (Н6, Н7, Н25). Несмотря на то что Банк России предоставил некоторые послабления по соблюдению и этих нормативов, данные меры носят временный характер.

В связи с этим ряд банков, даже избежав нарушения показателей достаточности, может столкнуться с проблемой выполнения указанных нормативов. По мнению АКРА, в большей мере такие риски будут характерны для малых и средних банков (прежде всего для банков с акцентом на деятельности в регионах). Не имея возможности диверсифицировать кредитный портфель, они вынуждены поддерживать относительно высокий буфер абсорбции непредвиденных убытков, который, однако, может быстро сжиматься в случае дефолта небольшого числа крупных заемщиков.

В результате общее количество банков, которые столкнутся с потребностью в новом капитале для продолжения нормальной деятельности, может значительно превысить показатель, приведенный выше.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Валерий Пивень
Старший директор - руководитель группы рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 93
Светлана Паничева
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.