Sector

Corporates

Activities

Telecommunications & IT

Type

Analytical commentary

–         Low elasticity of demand will make it possible to maintain revenues from both mobile communications and broadband access.

–         Over time, limited access to new equipment and lower capital investments will have a negative impact on the quality of telecommunications services and may result in a technology gap.

According to ACRA’s approaches, the telecommunications market has very low industry risk. This is due to the high capital intensity of the industry, which creates considerable barriers for new players, and the low elasticity of demand for core telecommunications services. Although these factors — low elasticity of demand and high capital intensity — will continue to have a considerable impact on the industry in forthcoming years, the Agency believes that this impact may be multidirectional.

The backbone of the telecommunications market is mobile communications and broadband internet access, which accounted for 51% and 11% of the market, respectively, in 2021. ACRA assumes that as operators’ pricing plans are indexed and their content is potentially adjusted, some subscribers will switch to cheaper plans. At the same time, the Agency does not expect a significant change to the size of the subscriber base due to extremely high demand for communication services in everyday life, which will allow revenue growth rates to be maintained in these segments. The decline of the fixed-line telephone communications segment will continue, and may even accelerate in 2022–2023. However, due to the fact that its share is already quite low (4% in 2021), this will not have a substantial impact on the market in general.

The high capital intensity of the sector requires regular investment. The ratio of operators’ capital expenditures to revenues has historically been one of the highest among all nonfinancial companies. Against this backdrop, a possible shortage of new telecommunications equipment and the wear and tear of existing equipment are among the most serious challenges faced by the industry, as they not only slow down the transition to the new communication standard (5G), but also make it difficult to maintain the overall operation of communications infrastructure.

Figure 1. Revenue structure of telecommunications companies


Source: ACRA

Part of the revenues of telecommunications companies comes from such segments as cloud technologies, online entertainment, and other areas, which, according to the Agency’s methodology, are part of the IT market. This market has a medium level of industry risk. ACRA has identified several sub-sectors for this market, which will have different trends over the next three to five years. For the first of these segments — providers of various IT infrastructure solutions (data processing centers, cloud technology, etc.) — ACRA expects trends to dominate that are similar to those of the telecommunications market. Long-term stable demand for services, on the one hand, will be limited by potential difficulties in purchasing equipment, on the other hand.

Another segment is various digital services. For the most part, these products are not essential, and this may lead to a certain decline in revenues during a period of reduced incomes among the population. The third market segment highlighted by the Agency is Russian software developers. These companies have significant growth potential due to a number of foreign players exiting the Russian market.

In general, the Russian IT market, in addition to the abovementioned equipment difficulties, may face a shortage of relevant specialists. In light of this, the market needs comprehensive support measures aimed at ensuring an uninterrupted supply of equipment, retaining and developing qualified personnel, as well providing access to sources of financing, which are often out of reach for small companies in the IT market.

ACRA’s rating portfolio includes practically all of Russia’s major telecommunications companies and representatives of the abovementioned IT market segments. The Agency assumes that major companies will be able to find alternative channels for supplying equipment, which will enable them to maintain the scale of their business. For small companies, the key issue of 2022–2023 will be access to sources of financing, and in connection with this, ACRA will keep a close eye on the liquidity of these issuers.

For small companies, the key issue of 2022–2023 will be access to sources of financing, and in connection with this, ACRA will keep a close eye on the liquidity of these issuers.

Print version
Download PDF

Analysts

Alexander Gushchin
Senior Director, Head of SME Ratings, Corporate Ratings Group
+7 (495) 139 04 89, ext. 121
Alexey Kornev
Expert, Corporate Ratings Group
+7 (495) 139-0480, ext. 126
Elvira Yakubova
Senior Analyst, Corporate Ratings Group
+7 (495) 139 04 80, ext. 185
Svetlana Panicheva
Head of External Communications
+7 (495) 139 04 80, ext. 169
We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.

Сектор

Корпоративный сектор

Вид деятельности

Телекоммуникации и ИТ

Тип

Аналитический комментарий

  • Низкая эластичность спроса позволит сохранить на неизменном уровне размер выручки как за мобильную связь, так и за использование ШПД.

  • Ухудшение доступа к закупкам нового оборудования и сокращение объемов капитальных вложений со временем будут отрицательно сказываться на качестве телекоммуникационных услуг и впоследствии могут привести к технологическому отставанию.

Рынок телекоммуникаций, согласно подходам АКРА, имеет очень низкий отраслевой риск. Это обусловлено высокой капиталоемкостью отрасли, что создает значительные барьеры для новых игроков, и низкой эластичностью спроса на основные телекоммуникационные услуги. Указанные факторы — низкая эластичность спроса и высокая капиталоемкость — продолжат оказывать существенное влияние на отрасль в ближайшие годы, однако это влияние, по оценкам Агентства, может быть разнонаправленным.

Основу рынка телекоммуникаций составляют мобильная связь и широкополосный доступ в Интернет (ШПД), на которые по итогам 2021 года приходилось 51 и 11% соответственно. АКРА допускает, что на фоне индексации стоимости тарифов и возможной корректировки их наполнения часть абонентов перейдет на более дешевые тарифные планы в линейках операторов. В то же время Агентство не ожидает существенного изменения размера абонентской базы из-за крайне высокой востребованности услуг связи в повседневной жизни, что позволит сохранить темпы роста выручки этих сегментов. Сокращение сегмента фиксированной телефонной связи продолжится и, возможно, даже ускорится в 2022–2023 годах. Однако в связи с тем, что его доля уже достаточно низка (4% по итогам 2021 года), это не окажет значительного влияния на рынок в целом.

Высокая капиталоемкость отрасли требует постоянных инвестиций. Отношение капитальных расходов к выручке у операторов связи традиционно одно из самых высоких среди всех нефинансовых компаний. На фоне этого возможная нехватка нового телекоммуникационного оборудования и износ уже использующегося представляются одними из наиболее серьезных сложностей для отрасли, так как не только замедляют переход к новому стандарту связи (5G), но и затрудняют общее поддержание работы инфраструктуры связи.

Рисунок 1. Структура выручки телекоммуникационных компаний


Часть выручки телекоммуникационных компаний приходится на такие сегменты, как облачные технологии, онлайн-развлечения и другие, что, согласно методологии Агентства, относится к рынку информационных технологий (ИТ), который характеризуется средним уровнем отраслевого риска. Для этого рынка АКРА выделяет несколько подотраслей, которым будут присущи разные тенденции в ближайшие три–пять лет. Для первого из таких сегментов — провайдеров различных решений в области ИТ-инфраструктуры (ЦОД, облачные технологии и пр.) — АКРА ожидает преобладание тенденций, схожих с телекоммуникационным рынком. Долгосрочный стабильный спрос на услуги, с одной стороны, будет ограничиваться потенциальными сложностями с закупкой оборудования, с другой.

Еще одним сегментом являются различные цифровые услуги. Такого рода продукты в значительной своей массе не относятся к категории первой необходимости, что может привести к некоторому спаду выручки в период сокращения доходов населения. Третий сегмент рынка, который выделяет Агентство, это российские разработчики программного обеспечения (ПО). Такие компании имеют значительный потенциал роста в связи с уходом с российского рынка ряда иностранных игроков.

В целом рынок ИТ в России, помимо упомянутых выше сложностей с оборудованием, может столкнуться с нехваткой профильных специалистов. В этой связи рынку нужны комплексные меры поддержки, направленные на обеспечение бесперебойных поставок компонентов, сохранение и развитие штата квалифицированного персонала, а также доступа к источникам финансирования, которого у небольших компаний на рынке ИТ зачастую нет.

В рейтинговый портфель АКРА входят практически все крупнейшие телекоммуникационные компании России и представители всех описанных сегментов рынка ИТ. Агентство полагает, что крупные компании смогут найти альтернативные каналы обеспечения оборудованием, что позволит им сохранить масштабы своего бизнеса. Для небольших компаний ключевым вопросом на 2022–2023 годы будет доступ к источникам финансирования, в связи с чем АКРА будет продолжать внимательно следить за состоянием ликвидности таких эмитентов.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Александр Гущин
Старший директор — руководитель направления среднего бизнеса, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 89, доб. 121
Алексей Корнев
Эксперт, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139-0480, доб. 126
Эльвира Якубова
Старший аналитик, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 185
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.