Сектор

Корпоративный сектор

Вид деятельности

Розничная торговля

Тип

Аналитический комментарий

  • Снижение спроса на продукты питания и предметы первой необходимости будет ограниченным.

  • Непродуктовая розница — наиболее серьезно затронутый сегмент торговли.

По результатам первого квартала 2022 года крупнейшие продуктовые ретейлеры отчитались о положительных результатах сопоставимых продаж на фоне сохранения маржинальности. Это объясняется в том числе всплеском розничных продаж в марте в реальном и номинальном выражении, который, по мнению Агентства, носил краткосрочный характер. Некоторые крупнейшие компании уже отметили охлаждение спроса в апреле, что, наиболее вероятно, продолжится в мае. Несмотря на то что в целом спрос на продукты питания и предметы первой необходимости характеризуется низкой эластичностью, он может быть подвержен негативной корректировке, поскольку даже он в большой степени определяется покупательной способностью населения и напрямую связан с уровнем доходов, в настоящий момент имеющих тенденцию к сокращению. Таким образом, до конца года будет сохраняться относительно стабильный спрос на продукты в составе минимальной потребительской корзины, а в других нишах розничной продовольственной торговли будет наблюдаться снижение спроса. Стоит отметить, что резкий рост процентных ставок угрожает прежде всего небольшим компаниям, основная часть которых финансирует оборотный капитал краткосрочными займами.

Ликвидность в отрасли в первую очередь определяется тем, что в 2021 году крупнейшие компании, помимо наличия достаточных запасов кредитных лимитов, привлекали среднесрочный публичный долг по очень низким ставкам, благодаря чему они более конкурентоспособны в текущей ситуации.

Отметим, что магазины формата дискаунтер демонстрируют сверхпозитивные результаты, и, вероятно, данная тенденция будет наблюдаться и далее в связи со снижением реальных располагаемых доходов населения в 2022 году. В целом кредитное качество отрасли должно оставаться достаточно стабильным, без значительного ухудшения кредитных метрик.

В непродуктовой розничной торговле динамика разнонаправленная. В определенных сегментах российские компании находятся в состоянии околонулевой конкуренции, поскольку ранее широко представленные иностранные бренды покинули российский рынок, однако отсутствие конкуренции может негативно сказаться на потребителях в долгосрочной перспективе. Стоит отметить, что компании с выстроенным производством товаров в азиатских странах имеют существенное преимущество и не зависят от ухода иностранных брендов, но при этом себестоимость их производства в значительной степени зависит от валютного курса и при его значительном росте может негативно влиять на маржинальность бизнеса. Ретейлеры бытовой техники и электроники вынуждены в срочном порядке менять логистические цепочки и поставщиков (по разным оценкам, рост стоимости логистики находится в диапазоне 20–30%). Текущее укрепление рубля позволяет покрывать часть возросших логистических издержек, однако ослабление курса может привести к дальнейшему росту цен и снижению маржинальности таких компаний. Операционные и финансовые показатели компаний непродуктовой розницы на текущий момент представляются более неопределенными и волатильными, а возможность сохранения их кредитного качества менее вероятна.

Рисунок 1. Оборот розничной торговли


Источник: Федеральная служба государственной статистики

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Алексей Корнев
Эксперт, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139-0480, доб. 126
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.