Сектор

Устойчивое развитие

Тип

Аналитический комментарий

Более быстрое и существенное снижение Банком России ключевой ставки, выход на рынок нескольких крупных эмитентов ESG-облигаций 1 с государственным участием, а также относительная нормализация по сравнению с весной ситуации на внутреннем рынке ценных бумаг дают основания для повышения прогноза по объему выпуска ESG-облигаций по итогам 2022 года более чем в десять раз в сравнении с прогнозными показателями весны текущего года.

В опубликованном в июне прогнозе АКРА исходило из консервативных предпосылок развития ESG-повестки в России в целом и рынка облигаций в данном сегменте в частности. Агентство предполагало, что в 2022 году на рынок выйдут минимум семь эмитентов ESG-облигаций (включая «зеленые» и адаптационные облигации, а также облигации устойчивого развития) с совокупным объемом не менее 6 млрд руб.

Учитывая объем выпусков, размещенных в Секторе устойчивого развития Московской биржи во втором квартале 2022 года (социальные облигации ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент» на 6,7 млрд руб., «зеленые» облигации Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на 50 млрд руб.), а также планы ряда эмитентов по дальнейшим размещениям, АКРА ожидает, что в этом году на российском рынке будут размещены новые ESG-облигации объемом не менее 70 млрд руб. (с учетом уже состоявшихся выпусков).

В новом прогнозе АКРА исходит из того, что в 2022 году на российском рынке будут размещены новые ESG-облигации объемом не менее 70 млрд руб. (с учетом уже состоявшихся выпусков).

В 2021 году объем размещения «зеленых», социальных и адаптационных облигаций семи эмитентов в Секторе устойчивого развития Московской биржи составил 126,5 млрд руб. (данный показатель не учитывает облигации СОПФ «Инфраструктурные облигации» на 20 млрд руб., которые относятся к сегменту национальных проектов; вторичный листинг социальных облигаций SovCom Capital на 300 млн долл. США; коммерческие облигации ООО «ЭкоЛайн-ВторПласт» на 2 млрд руб., не размещавшиеся в Секторе устойчивого развития).

По итогам 2022 года объем новых биржевых размещений, как ожидается, будет на 44,7% ниже показателя 2021-го; прошлый год оказался рекордным как по объемам, так и по числу выпусков ESG-облигаций на национальном рынке. Нужно учитывать, что более половины объема размещенных в 2021 году облигаций пришлось на выпущенные в мае 2021-го «зеленые» облигации Правительства Москвы (70 млрд руб.).

По итогам 2022 года объем новых биржевых размещений, как ожидается, будет на 44,7% ниже показателя 2021 года; прошлый год оказался рекордным как по объемам, так и по числу выпусков ESG-облигаций на национальном рынке.

АКРА полагает, что в 2022 году российский рынок ESG-облигаций будет в основном сформирован за счет госкомпаний, в том числе с учетом состоявшегося выпуска «зеленых» облигаций Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». До конца года ожидаются еще несколько крупных размещений «зеленых» облигаций компаний с госучастием. Размещения частных эмитентов окажутся существенно меньше по объемам и будут осуществлены банками и компаниями, работающими в секторе недвижимости.

Рисунок 1. Объем размещений облигаций в Секторе устойчивого развития Московской биржи 2, млрд руб


Источник: Московская биржа, прогноз АКРА

Если оценивать ситуацию с точки зрения типов ESG-облигаций, то примерно две трети объема выпуска в текущем году, по прогнозам АКРА, будут приходиться на «зеленые» облигации в национальном определении (в соответствии с критериями, установленными Постановлением Правительства РФ № 1587). Оставшаяся часть — это социальные облигации и ранее не представленные на российском рынке облигации устойчивого развития. При этом высокая концентрация рынка сохранится, поскольку 70% новых размещений будут приходиться на одного или двух эмитентов.

Дальнейшее развитие рынка ESG-облигаций во многом будет зависеть от конъюнктуры облигационного рынка в целом, позиции государства и ключевых стейкхолдеров по отношению к ESG-повестке, а также возможных регуляторных послаблений для эмитентов ESG-облигаций. Дополнительный стимул развитию рынка ESG-облигаций может дать внесение изменений в национальную таксономию «зеленых» и адаптационных проектов, а также принятие национальной таксономии социальных проектов в 2022 году.


1 Для целей настоящего аналитического комментария под ESG-облигациями понимаются «зеленые», социальные и адаптационные облигации, облигации устойчивого развития, а также облигации, связанные с показателями устойчивого развития (sustainability linked bonds, SLB).

2 Учитывались только рублевые «зеленые», социальные и адаптационные облигации, включенные в Сектор устойчивого развития Московской биржи (облигации Транспортной концессионной компании были включены в указанный сектор после их размещения на бирже). Объемы размещения отображены в соответствии с датами размещения облигаций на бирже, а не в соответствии с датами их включения в Сектор устойчивого развития Московской биржи. Не учитывались облигации СОПФ «Инфраструктурные облигации» на 20 млрд руб., которые относятся к сегменту национальных проектов, и социальные еврооблигации SovCom Capital на 300 млн долл. США.

На фоне роста геополитической напряженности и повышения ставок центральными банками разных стран мировой рынок ESG-облигаций также испытал падение в первой половине 2022 года, а по итогам года темпы его роста, скорее всего, окажутся близкими к нулевым.

По данным Climate bond initiative (CBI), в мировом масштабе объем новых размещений облигаций GSS+ 3 в первой половине 2022-го сократился на 27% к показателю за тот же период 2021 года (см. рис. 2) и составил 417,8 млрд долл. США. При этом размещение крупнейшего выпуска завершилось в январе 2022 года: Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development) выпустил облигации устойчивого развития на 7,2 млрд долл. США.

По объему новых размещений мировой рынок облигаций GSS+ в первой половине 2022 года сократился на 27% год к году; его темпы роста по итогам текущего года, скорее всего, окажутся близкими к нулевым.

Как и во все предыдущие периоды, представленные на рис. 2, в первой половине текущего года основную часть выпускаемых облигаций GSS+ составляли «зеленые» облигации: на них приходилось 52% новых выпусков. За ними следуют социальные облигации и облигации устойчивого развития — 21 и 15% соответственно. В указанный период 11% выпусков составляли облигации, связанные с показателями устойчивого развития (SLB), и менее 1% — транзитные облигации, которые представляют собой новый тип инструментов.

Негативный тренд по объемам размещения наблюдался не только по отношению к первому полугодию 2022-го, но и за прошедшие два квартала этого года: совокупный объем новых размещений во втором квартале 2022 года составил 192,4 млрд долл. США по сравнению с 225,5 млрд долл. США в первом квартале. При этом единственным инструментом, объем размещения которого во втором квартале увеличился, были «зеленые» облигации.

Учитывая сохраняющуюся волатильность на финансовых рынках, ожидаемое продолжение цикла роста ставок, а также вероятную рецессию в ряде развитых стран, совокупный выпуск облигаций GSS+ по итогам текущего года ожидается на уровне или несколько ниже показателя за 2021 год.


3 В определении CBI облигации GSS+ — это совокупность следующих видов облигаций: «зеленые», социальные, облигации устойчивого развития (sustainability), облигации, связанные с показателями устойчивого развития (SLB), а также транзитные облигации (transition bonds).

Рисунок 2. Объем размещенных в мире облигаций GSS+, сертифицированных CBI, млрд долл. США  



Источник: CBI 
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Владимир Горчаков
Директор — руководитель группы оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 132
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.