Сектор

Регионы и муниципалитеты

Тип

Исследование

Анализ финансовой устойчивости регионов ПФО

  • В Приволжском федеральном округе (ПФО) находятся несколько крупных промышленных центров, связанных с машиностроением. В ряде регионов значимая доля валового регионального продукта (ВРП) приходится на добычу полезных ископаемых. Крупным сектором экономики также является сельское хозяйство, однако регионы, где его доля в структуре ВРП наиболее высока, характеризуются более низким ВРП на душу населения, что ограничивает возможности этих регионов по формированию доходной части бюджета.

  • Зависимость от трансфертов из федерального бюджета в ПФО выше, чем в среднем по России. В 2017–2021 годах доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в регионах ПФО в среднем составила 73% их совокупных доходов, что ниже среднего по России показателя (77%).

  • Регионам ПФО присуща невысокая гибкость расходной части бюджетов. По оценкам АКРА, капитальные расходы 1 в федеральном округе в 2017–2021 годах в среднем составили порядка 10% совокупных расходов (при среднероссийском показателе 12%). Лишь в трех регионах из 14 доля капитальных расходов превысила среднестрановой уровень.

  • В 2017–2021 годах бюджеты регионов ПФО исполнялись преимущественно с профицитом. Лишь в 2020-м совокупный финансовый результат регионов ПФО был отрицательным, что было обусловлено увеличением расходов в связи с пандемией COVID-19 и со снижением собственных доходов у ряда регионов округа из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке нефти.

  • Долговая нагрузка регионов ПФО снижается. С 2017 по 2021 год соотношение долга регионов округа и их собственных доходов снизилось с 53 до 39%. Наибольшая доля в структуре долга регионов ПФО приходится на бюджетные кредиты, предоставленные на длительный срок по льготной процентной ставке.

  • Совокупные остатки на счетах регионов ПФО за последние пять лет выросли более чем вдвое. В пяти регионах остатки на конец 2021 года превышали среднемесячные расходы в указанном году, и лишь в двух субъектах соотношение остатков и среднемесячных расходов было ниже 40%.

  • При составлении рэнкинга регионов ПФО по уровню их финансовой устойчивости АКРА выделило три группы регионов. Самые высокие показатели, характеризующие финансовую устойчивость региональных бюджетов, наблюдались в регионах с наиболее развитой добывающей и обрабатывающей промышленностью. Регионы из второй группы имеют в среднем более низкую долю собственных доходов, более высокую долговую нагрузку и более низкий запас ликвидности по сравнению с регионами из первой группы. Регионы, попавшие в третью группу, отличаются значительными дефицитами бюджета, а также существенной долговой нагрузкой при невысоком уровне ликвидности бюджета.


1 Включают расходы по кодам видов расходов 241, 243, 400, 522, 821.

Высокий уровень диверсификации экономики регионов ПФО

Регионы ПФО характеризуются высоким уровнем диверсификации экономики. На территории федерального округа расположены крупные промышленные центры с развитой химической промышленностью и машиностроением, ведется добыча полезных ископаемых (главным образом нефти), а также развито сельское хозяйство.

Наибольшая доля ВРП в ПФО приходится на обрабатывающие производства (21,8% в 2020 году). В структуре отгруженной продукции обрабатывающей промышленности регионов ПФО в 2020 году преобладали следующие отрасли: производство нефтепродуктов (21,3%), машиностроение (19,5%), химическая промышленность (15,3%) и производство пищевых продуктов (14,3%). В девяти из 14 регионов ПФО доля обрабатывающих производств в ВРП в 2020-м превысила 20%. Наиболее высока доля обрабатывающих производств в ВРП Пермского края (29,8%), Кировской области 2 (28,2%) и Нижегородской области (28,1%). В Оренбургской области 3 доля обрабатывающих производств в ВРП наименьшая среди всех регионов ПФО (11,8% в 2020 году).

Доля добычи полезных ископаемых в ВРП ПФО сократилась с 15,6% в 2019 году до 11,9% в 2020-м, что, как полагает АКРА, может быть обусловлено неблагоприятной конъюнктурой на рынке углеводородов. В структуре отгруженной продукции по данному виду деятельности преобладает добыча нефти и природного газа (77,2% в 2020 году). Лишь в пяти регионах округа добыча полезных ископаемых занимает существенную долю в ВРП: это Оренбургская область (35,5% ВРП в 2020 году), Республика Татарстан 4 (21,1%), Удмуртская Республика (20,9%), Пермский край (17,1%) и Самарская область 5 (13,4%). В остальных регионах ПФО на добычу полезных ископаемых приходилось менее 5% ВРП в 2020 году.


2 Рейтинг АКРА — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».
3 Рейтинг АКРА – A+(RU), прогноз «Стабильный».
4 Рейтинг АКРА – AAA(RU), прогноз «Стабильный».
5 Рейтинг АКРА – AA(RU), прогноз «Стабильный».

Рисунок 1. На обрабатывающую и добывающую промышленность приходится треть ВРП регионов ПФО


Источник: Росстат 6

По объему продукции сельского хозяйства ПФО занимал второе место среди всех федеральных округов в 2020 году. Из десяти субъектов РФ, для которых характерны крупнейшие объемы продукции сельского хозяйства в структуре ВРП, три находятся в ПФО: Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Саратовская область. Наиболее высокую долю сельского хозяйства в ВРП в 2020 году имели Пензенская область (18,7%), Республика Мордовия 7 (15,7%), Республика Марий Эл (14,6%) и Саратовская область (14,5%).

ВРП на душу населения в ПФО в 2020 году составил 73% от среднестранового уровня. Лишь в Республике Татарстан данный показатель в указанном году превысил средний по России. Кроме того, довольно высокий уровень ВРП относительно среднероссийского показателя (порядка 70–80%) наблюдается в регионах, где существенную долю ВРП занимает добыча полезных ископаемых: в Пермском крае, Оренбургской и Самарской областях. Наиболее низкий уровень подушевого ВРП среди регионов ПФО имеют Чувашская Республика и Республика Мордовия: порядка 45% от среднероссийского уровня.


6 Данные за 2020 год.
7 Рейтинг АКРА – BB(RU), прогноз «Стабильный».

Зависимость ПФО от трансфертов из федерального бюджета выше, чем в среднем по России

В 2017–2021 годах доля собственных доходов (ННД) в регионах ПФО в среднем составила 73% их совокупных доходов, что ниже среднероссийского показателя (77%).

Рисунок 2. Доля ННД в совокупных доходах регионов ПФО в 2017–2021 годах снизилась с 79 до 68% 


Источник: Казначейство России, расчеты АКРА

До 2019 года доля ННД в совокупных доходах бюджета ПФО составляла порядка 76–79%. В 2020 году регионы округа, как и другие субъекты РФ, получили дополнительные трансферты для финансирования мероприятий по борьбе с пандемией коронавируса. Кроме того, на фоне неблагоприятной конъюнктуры на рынке углеводородов в целях замещения выпадающих доходов ряд регионов округа получили значительные дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. В результате в 2020 году 38% доходов региональных бюджетов приходилось на трансферты из федерального бюджета. В 2021-м доля трансфертов сократилась до 31%.

В прошлом году 12 регионов ПФО получили дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, исключением стали Республика Татарстан и Самарская область. Тем не менее доля дотаций в совокупных трансфертах из федерального бюджета в ПФО ниже, чем в среднем по России.

В 2021 году из всех регионов округа только в Республике Татарстан и Пермском крае доля собственных доходов превысила среднестрановой уровень. В 2017–2019 годах доля собственных доходов оказалась выше средних по стране не только в этих двух субъектах РФ, но и в Самарской и Нижегородской областях. В 2020 году среди регионов ПФО лишь в Республике Татарстан данный показатель был выше среднероссийского уровня.

Наименьшую долю собственных доходов среди регионов ПФО в 2017–2021 годах имели Республика Марий Эл и Чувашская Республика (в среднем за период ННД составляли примерно 50% совокупных доходов).

В абсолютном выражении одним из крупнейших получателей трансфертов из федерального бюджета в ПФО является Республика Башкортостан, также лидирующая по объему дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Тем не менее относительно совокупных доходов региона средняя доля трансфертов за последние пять лет составила порядка 29%.

В структуре собственных доходов регионов ПФО наибольшая часть приходится на поступления по налогу на прибыль — около 40% в 2021 году. Среди регионов округа эти поступления распределены неравномерно: наиболее высока их доля в тех регионах, в экономике которых существенную долю занимают добыча полезных ископаемых и машиностроение. В 2021 году наиболее высокая доля налога на прибыль в структуре ННД была в Пермском крае (53%), Оренбургской области (47%), Республике Татарстан (43%) и Самарской области (43%).

Рисунок 3. В 2021 году только в двух регионах ПФО доля ННД превысила средний по России уровень


Источник: Казначейство России, расчеты АКРА

Доля капитальных расходов ниже среднестранового уровня

Важным фактором, обеспечивающим устойчивость бюджета к возможному ухудшению ситуации в экономике, считается гибкость его расходной части. Для ее оценки, как правило, используется уровень капитальных расходов. В ряде случаев часть запланированных расходов — в отличие от выплат заработных плат, социальных пособий и расходов на поддержание текущей деятельности бюджетных организаций — может быть отнесена на будущие периоды, что позволяет сократить расходы при снижении доходов. В то же время в период роста доходов капитальные расходы способствуют развитию инфраструктуры в регионе, а следовательно, и экономическому росту.

По оценкам АКРА, капитальные расходы в ПФО в 2017–2021 годах в среднем составили примерно 10% совокупных расходов при среднероссийских 12%, при этом Республика Татарстан, Самарская область и Республика Мордовия превысили среднестрановой уровень. Учитывая невысокую долю капитальных расходов в большинстве регионов ПФО, возможности сокращения их расходов в кризисных условиях являются ограниченными, равно как и возможности развития собственной инфраструктуры.

Рисунок 4. Лишь в трех регионах ПФО средняя доля капитальных расходов в совокупных расходах в 2017–2021 годах была выше, чем в среднем по стране


Источник: Казначейство России, расчеты АКРА

В течение последних пяти лет бюджеты регионов ПФО исполнялись преимущественно с профицитом

С 2013 по 2021 год совокупный финансовый результат исполнения бюджетов регионов ПФО был отрицательным пять раз, положительным — четыре раза. Наибольший дефицит за указанный период был зафиксирован в 2020 году (122 млрд руб., или 11% ННД), а наибольший профицит — в 2021-м (92 млрд руб., или 6% ННД).

В 2017–2021 годах бюджеты регионов ПФО исполнялись преимущественно с профицитом. Лишь в 2020-м совокупный финансовый результат регионов ПФО был отрицательным, что было обусловлено увеличением расходов в связи с пандемией COVID-19 и со снижением собственных доходов у ряда регионов округа из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке нефти.  

Только четыре региона ПФО в 2017–2021 годах в среднем 8 исполняли бюджеты с дефицитом: Республика Мордовия (-9%), Ульяновская область (-8%), Удмуртская Республика (-7%) и Республика Башкортостан (-5%). Наиболее значительный профицит бюджета относительно собственных доходов за последние пять лет имели Самарская область (7%), Оренбургская область (6%) и Республика Марий Эл (6%). Всего три региона округа в 2017–2021 годах исполняли бюджет с ежегодным профицитом — Самарская и Кировская области и Чувашская Республика.


8 Рассчитывается как среднее за пять лет соотношение итогов исполнения бюджетов и ННД.

Рисунок 5. За последние пять лет совокупный финансовый результат исполнения бюджетов регионов ПФО был отрицательным лишь в 2020 году, млрд руб.



Источник: Казначейство России, расчеты АКРА

в структуре долга регионов ПФО преобладают бюджетные кредиты

С 2017 по 2021 год госдолг регионов ПФО увеличился на 5% в абсолютном выражении (+ 25 млрд руб.), однако их долговая нагрузка относительно собственных доходов снизилась с 53 до 39%. В структуре государственного долга регионов ПФО преобладают бюджетные кредиты (70% на 01.01.2022). На облигации и банковские кредиты приходится 22 и 6% долговых обязательств соответственно, оставшуюся часть формируют государственные гарантии.

На 01.01.2022 по уровню долговой нагрузки лидировали Республика Мордовия (соотношение долга и ННД — 166%) и Удмуртская Республика (95%). Указанное соотношение превысило 50% в Ульяновской, Саратовской и Нижегородской областях (77, 64 и 59% соответственно). Самый низкий уровень долговой нагрузки был отмечен у Пермского края (9%).

Бюджетные кредиты присутствуют в структуре долга у всех регионов ПФО. На 01.01.2022 самая низкая доля бюджетных кредитов наблюдалась в Самарской области (40%). В Пермском крае, Чувашской Республике, Республике Татарстан и Республике Мордовия, напротив, практически весь объем долговых обязательств представлен бюджетными кредитами. Условия предоставления бюджетных кредитов предполагают длительный срок возврата и льготную процентную ставку, что делает их крайне привлекательным долговым инструментом.

Рисунок 6. За 2017–2021 годы долговая нагрузка регионов ПФО снизилась с 53 до 39% ННД, млрд руб.


Источник: Минфин России, Казначейство России, расчеты АКРА

Облигации в обращении на 01.01.2022 имели девять регионов ПФО — Нижегородская, Самарская, Ульяновская, Оренбургская, Саратовская и Кировская области, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика и Республика Марий Эл. В Самарской области доля облигаций в структуре долга составила 60%, в Республике Башкортостан и Нижегородской области — 56 и 47% соответственно. У Кировской области в обращении находится лишь одна облигация номиналом 1 тыс. руб.

На 01.01.2022 банковские кредиты присутствовали в долговых портфелях только у половины регионов ПФО (Саратовская, Пензенская, Кировская и Ульяновская области, Республика Мордовия, Удмуртская Республика и Республика Марий Эл). Наиболее высокую долю банковского долга имеет Республика Марий Эл (33%). С учетом того что срок погашения банковских кредитов, как правило, не превышает трех лет, высокая доля банковского долга в структуре портфелей создает для регионов повышенные риски рефинансирования долговых обязательств, а в долгосрочной перспективе несет существенные процентные риски.

В 2021 году Правительство Российской Федерации предоставило субъектам РФ бюджетные кредиты со сроком погашения до 2029 года. Эта мера позволила снизить процентные расходы регионов и риски рефинансирования долговых обязательств. Данная мера также стала основным фактором снижения банковского долга регионов ПФО со 148 млрд руб. (26% долговых обязательств) на конец 2020 года до 37 млрд руб. (6%) на конец 2021-го.

Рисунок 7. На 01.01.2022 по уровню долговой нагрузки лидировала Республика Мордовия, млрд руб.


Источник: Минфин России, Казначейство России, расчеты АКРА

Совокупные остатки на счетах регионов ПФО за последние пять лет увеличились вдвое

Важным фактором, повышающим устойчивость бюджета к возможным кассовым разрывам, является наличие достаточного объема остатков на счетах. Остатки на счетах также могут использоваться региональными властями наряду с привлечением заимствований для финансирования бюджетного дефицита. Кроме того, у регионов с невысоким уровнем трансфертов есть возможность управлять своими временно свободными средствами посредством размещения их на депозитах, а с 2021 года благодаря консолидации остатков средств бюджетов на едином казначейском счете (ЕКС) все субъекты РФ могут получать процентные доходы от размещения остатков.

Совокупные остатки на счетах регионов ПФО по состоянию на конец 2021 года превысили сумму остатков на конец 2017-го в два раза. Наибольший прирост в процентном выражении произошел в Оренбургской области (с учетом депозитов остатки на счетах выросли в 123 раза) и Пензенской области (остатки увеличились в 43 раза), в абсолютном выражении — в Самарской и Нижегородской областях (на 31 и 24 млрд руб. соответственно). Лишь два региона сократили остатки на счетах за указанный период: Республика Башкортостан и Удмуртская Республика.

Остатки на счетах распределены среди регионов ПФО неравномерно. По состоянию на 01.01.2022 одна пятая часть всех остатков округа приходилась на Самарскую область, на Нижегородскую область и Республику Татарстан — 16 и 15% соответственно.

В пяти регионах ПФО (Оренбургская область, Самарская область, Чувашская Республика, Нижегородская область, Пермский край) остатки на счетах на указанную дату превышали среднемесячные расходы бюджета в 2021 году. В Республике Татарстан остатки на счетах покрывали 95% среднемесячных расходов. В 12 регионах ПФО соотношение остатков средств и среднемесячных расходов превысило 40%.

Наименьшее соотношение остатков на счетах на 01.01.2022 и среднемесячных расходов в 2021 году имели Удмуртская Республика (3%) и Ульяновская область (3%). Небольшой запас собственной ликвидности увеличивает для данных регионов риски возможных кассовых разрывов и усиливает их зависимость от внешних источников ликвидности.

В 2021 году пять регионов ПФО размещали временно свободные средства на банковских депозитах (Самарская область, Республика Татарстан, Оренбургская область, Республика Башкортостан, Пермский край). Остальные регионы округа в 2021 году также получали доходы в рамках проведения Федеральным казначейством операций по управлению остатками средств на ЕКС.

Развитая промышленность способствует повышению финансовой устойчивости регионов

При оценке финансовой устойчивости регионов ПФО и составлении рэнкинга АКРА учитывало следующие факторы 9:

  • самодостаточность бюджета (среднее соотношение ННД и совокупных доходов в 2017–2021 годах);

  • гибкость расходной части бюджета (средняя доля капитальных расходов в совокупных расходах в 2017–2021 годах);

  • уровень дефицита бюджета (среднее соотношение дефицита/профицита и ННД в 2017–2021 годах);

  • уровень долговой нагрузки (соотношение долга и ННД на 01.01.2022);

  • уровень собственной ликвидности (соотношение остатков на счетах на 01.01.2022 и среднемесячных расходов в 2021 году).


9 Факторы, применяемые для оценки финансовой устойчивости, идентичны факторам, примененным в рамках исследований «Рэнкинг регионов Дальневосточного федерального округа по уровню финансовой устойчивости» и «Рэнкинг регионов Сибирского федерального округа по уровню финансовой устойчивости». Интервалы оценок факторов для каждого федерального округа различны.

Таблица 1. Составленный АКРА рэнкинг регионов ПФО по факторам, характеризующим финансовую устойчивость 

Регион ПФО

Самодостаточность
бюджета

Гибкость расходной
части бюджета

Уровень дефицита
бюджета

Уровень долговой
нагрузки

Уровень собственной
ликвидности

Республика Башкортостан

71%

10%

-5%

17%

84%

Республика Марий Эл

52%

6%

6%

47%

78%

Республика Мордовия

57%

14%

-9%

166%

75%

Республика Татарстан

82%

17%

1%

34%

95%

Удмуртская Республика

69%

7%

-7%

95%

3%

Чувашская Республика

53%

10%

4%

22%

143%

Нижегородская область

78%

8%

0%

59%

137%

Кировская область

56%

3%

5%

48%

83%

Самарская область

80%

15%

7%

21%

172%

Оренбургская область

72%

7%

6%

18%

203%

Пензенская область

60%

5%

2%

43%

74%

Пермский край

79%

8%

1%

9%

108%

Саратовская область

65%

6%

2%

64%

45%

Ульяновская область

73%

6%

-8%

77%

3%

Источник: расчеты АКРА

Исходя из показателей, приведенных в табл. 1, регионы ПФО можно разделить на три группы по уровню финансовой устойчивости.

К первой группе Агентство относит Самарскую область, Республику Татарстан, Оренбургскую область, Пермский край, Республику Башкортостан и Нижегородскую область. Данные регионы характеризуются сравнительно высокой долей ННД в совокупных доходах, относительно низкой долговой нагрузкой и значительными остатками на счетах, а также наиболее высоким среди регионов ПФО уровнем развития промышленности (добывающей и обрабатывающей).

Рисунок 8. Группы регионов ПФО по уровню финансовой устойчивости


Источник: расчеты АКРА

Во вторую группу регионов ПФО по уровню финансовой устойчивости вошли Чувашская Республика, Кировская область, Пензенская область, Саратовская область и Республика Марий Эл. Данные регионы характеризуются в среднем более низкой долей собственных доходов, более высокой долговой нагрузкой и более низким запасом ликвидности.

В третью группу рэнкинга АКРА вошли Республика Мордовия, Ульяновская область и Удмуртская Республика. В течение последних пяти лет бюджеты этих регионов исполнялись со значительными дефицитами, что обусловило существенную долговую нагрузку и невысокий уровень ликвидности бюджета. Следование более консервативной бюджетной политике, по мнению АКРА, могло бы способствовать снижению долговой нагрузки и росту ликвидности бюджетов этих регионов в среднесрочной перспективе.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.