Азиатская инициатива рынка облигаций — пример развития рынков долгового капитала в национальных валютах
Азиатская инициатива рынка облигаций (The Asian Bond Markets Initiative, ABMI; далее — Инициатива) была запущена в декабре 2002 года странами — членами АСЕАН+3 1. Причиной создания Инициативы стал азиатский финансовый кризис 1997–1998 годов, вызванный тем, что страны региона в значительной степени полагались на внешние источники заимствования для кредитования своих экономических агентов, не развивая собственные рынки капитала. В результате накопления значительной внешней задолженности правительства этих стран были вынуждены ослабить свои национальные валюты, что привело к оттоку капитала и сокращению ВВП их экономик.
За 20 лет существования Инициативы рынок облигаций стран-участниц существенно вырос. Целью Инициативы является снижение зависимости от внешних (относительно региона) источников капитала за счет эффективного использования сбережений посредством развития глубоких и ликвидных национальных рынков капитала. Существует четыре направления реализации Инициативы (Task Force):
-
продвижение выпуска облигаций в национальных валютах;
-
содействие спросу на такие инструменты;
-
совершенствование регуляторной среды;
-
совершенствование рыночной инфраструктуры.
Кроме того, в рамках Инициативы создана отдельная техническая группа (Technical Assistance and Coordination Team, TACT) для решения индивидуальных вопросов стран-членов.
В рамках указанных направлений реализовывались в том числе следующие задачи 2:
-
запуск единого портала со всей необходимой информацией (https://asianbondsonline.adb.org/) о национальных рынках капитала;
-
гармонизация законодательства рынков капиталов;
-
создание стандартизированных долговых инструментов;
-
механизм кредитных и инвестиционных гарантий, поддерживающий среди прочего выпуск корпоративных еврооблигаций в валютах стран — участниц Инициативы;
-
продвижение среднесрочных программ заимствований (Medium-Term Note Programme);
-
поддержание использования международных стандартов отчетности;
- развитие рынка производных инструментов, рынка РЕПО;
-
формирование кредитной культуры, в том числе посредством создания баз данных кредитных рисков.
Важно отметить, что данная Инициатива является постоянно действующей. Планы развития утверждаются регулярно. Так, например, на период 2019–2022 годов среди прочих целей Инициативы можно выделить поддержку инфраструктурного финансирования и «зеленых» облигаций, дальнейшее совершенствование раскрытия информации о долговых рынках в национальной валюте, поддержку трансграничных выпусков облигаций 3.
С начала реализации Инициативы внутренний рынок капитала стран-участниц значительно вырос (см. рис. 1). В отдельных странах он более чем удвоился (Таиланд), в других был создан практически с нуля (Вьетнам). Национальные рынки стали полноценным источником финансирования для широкого круга заемщиков, увеличилась ликвидность рынков, появились различные типы облигаций.
1 ASEAN+3 Asian Bond Markets Initiative Medium-Term Road Map, 2019–2022 годы.
2 Страны — члены АСЕАН (Бруней, Мьянма, Малайзия, Индонезия, Лаос, Камбоджа, Таиланд, Филиппины, Вьетнам, Сингапур) и Китайская Народная Республика, Япония и Республика Корея.
3 https://asianbondsonline.adb.org/
Рисунок 1. Емкость рынка облигаций отдельных стран — участниц АСЕАН в национальных валютах значительно увеличилась, % ВВП 4
Источник: https://asianbondsonline.adb.org/
Развитие долговых рынков России и ее торговых партнеров в национальных валютах. Наличие развитых и эффективных внутренних рынков капитала у стран, являющихся торговыми партнерами, способствует их более устойчивому развитию, снижает стоимость заемных ресурсов и финансовые риски, расширяет базу инвесторов для стран-заемщиков. Рост использования Россией и ее торговыми партнерами национальных валют в торговле соответствует этому тренду. Отчасти развитие национальных рынков капитала уже происходит в рамках ЕАЭС, одно из направлений деятельности которого — создание условий для повышения внутренней устойчивости экономик государств-партнеров 5. Стратегией развития ЕАЭС до 2025 года предусмотрено формирование общего финансового рынка, а в 2019 году была утверждена Концепция общего финансового рынка ЕАЭС. В настоящее время внутренние рынки долгового капитала стран ЕАЭС невелики (см. рис. 2), а на страны ЕАЭС приходится менее 10% внешнеторгового оборота России. В связи с этим целесообразно развивать внутренние рынки капитала совместно со странами — участницами ЕАЭС и другими странами, которые являются торговыми партнерами России.
4 Государственные и корпоративные облигации, объем в обращении.
5 Договор о Евразийском экономическом союзе, часть 3.
Рисунок 2. Объем рынка облигаций в национальных валютах стран ЕАЭС в 2021 году не превысил 35% ВВП
Источник: Cbonds
В качестве возможных способов повышения эффективности национальных долговых рынков могут быть рассмотрены приведенные ниже инструменты.
-
Взаимный выпуск гособлигаций в национальных валютах будет способствовать росту ликвидности иностранной валюты в экономике страны-заемщика, а также позволит напрямую (без участия валют третьих стран) оценивать кредитные риски заемщика, что в долгосрочной перспективе приведет к снижению премий за риск. Например, если страна — торговый партнер размещает в России государственные облигации в российских рублях, то она может продавать полученные рубли на своем рынке, не только предоставляя таким образом дополнительную ликвидность на местном рынке, но и формируя на российском рынке бенчмарк для оценки аналогичных заимствований тех компаний, которые ведут торговую деятельность с Россией. Помимо прочего, данные инструменты способствуют более рыночному формированию валютных кросс-курсов без участия третьих валют, а также повышению ликвидности российского рубля.
-
Создание механизмов поддержки размещений корпоративных долговых обязательств в национальных валютах. Примером может быть Credit Guarantee and Investment Facility (CGIF) — механизм, предоставляющий корпоративным заемщикам гарантии при заимствованиях в национальных валютах, или Asian Bond Fund 2 — фонд, инвестирующий в государственные или квазигосударственные облигации в национальной валюте.
-
Повышение прозрачности раскрытия информации о долговых рынках в национальных валютах путем создания единого информационного портала со стандартизированной методикой раскрытия информации.
В заключение стоит сказать, что всесторонний и системный подход к развитию рынков капитала в национальных валютах со стороны заинтересованных государств поможет повысить глубину и эффективность таких рынков и будет способствовать снижению валютных и кредитных рисков.