Сектор

Страны

Тип

Исследование

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

  • АКРА уточняет макроэкономический прогноз на 2022–2024 годы. Агентство рассматривает наиболее вероятный сценарий развития экономики Казахстана в среднесрочной перспективе с учетом воздействия как внешних, так и внутренних факторов, а также в контексте реализации ряда ранее принятых в стране экономико-политических решений, по большей части касающихся бюджетного сектора.

  • Помимо общего роста неопределенности и воплотившихся в жизнь структурных рисков велика вероятность реализации новых рисков структурного характера, преимущественно во внешнем секторе. Это технологические и логистические риски, а также риски изменения внешнеторговых путей. Все это сказывается на структуре ценообразования как сырьевых товаров (экспорт), так и готовой продукции (импорт), следовательно, может в значительной степени влиять на потенциал роста экономики, валютный рынок, потребительскую и промышленную инфляцию.

  • Реальный рост ВВП в 2022–2024 годах составит порядка 3–4,1%. В текущем году драйверами роста были сектор добычи нефти и газового конденсата, а также строительство; в дальнейшем к этим отраслям добавится сфера услуг и сельское хозяйство, вклад которого будет менее ощутим. Сдерживать рост будет динамика в ряде добывающих отраслей и в обрабатывающей промышленности.

Более подробно о росте экономики Казахстана — стр. 4 pdf-версии документа.
  • В прогнозном периоде жесткие монетарные условия сохранятся, а повышенная инфляция может иметь затяжной характер. Проинфляционными факторами станут динамика валютного курса тенге, инфляция в экономиках торговых партнеров, высокие инфляционные ожидания в экономике Казахстана и в меньшей степени фискальное стимулирование. В числе дефляционных факторов АКРА выделяет жесткую монетарную политику и постепенную стабилизацию транспортно-логистических схем.

Более подробно об инфляции и монетарных условиях — стр. 5 pdf-версии документа.
  • Изменения в логистике, а также в структуре спроса и предложения в мире создают условия для перестройки внешнего сектора экономики Казахстана, географии и товарной структуры его экспорта и импорта. Факторами поддержки данного сектора выступают благоприятная конъюнктура на сырьевые товары и приток иностранных инвестиций. С учетом этого в 2022 году счет текущих операций будет профицитным, а в 2023–2024 годах положительное сальдо может возрасти.

Таблица 1. Базовый сценарий макроэкономического прогноза на период с 2022 по 2024 год

ПОКАЗАТЕЛИ

ЕД. ИЗМ.

ФАКТ

ОЦЕНКА
от 25.11.2022

ПРОГНОЗ

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Ключевые
показатели
внешней
среды

Цена нефти марки Urals
(среднегодовая)

долл./барр.

63,4

42,1

68,1

82,0

77,0

75,0

Мировой ВВП 1

% г/г

2,6

-3,3

5,8

2,3

1,1

2,5

ВВП США

% г/г

2,3

-3,4

5,7

1,5

0,7

1,2

ВВП Китая

% г/г

6,0

2,2

8,1

3,0

2,1

4,4

ВВП Евросоюза

% г/г

1,8

-6,0

5,4

2,7

0,3

2,0

Показатели
производства

ВВП в рыночных ценах

млрд тенге

69 533

70 649

83 952

98 835

114 874

128 212

ВВП в фиксированных ценах

% г/г

4,50

-2,50

4,30

3

4,1

3,9

Численность населения

млн чел.

18,6

18,9

19,2

19,8

20,1

20,5

Промышленный выпуск

% г/г

4,1

-0,5

3,6

1,6

1,8

1,9

Добыча сырой нефти

млн тонн

90,6

85,7

85,9

85,7

92,6

98,1

Показатели 
платежного
баланса

Экспорт товаров

млрд долл.

58

47

60

83

99

105

Импорт товаров

млрд долл.

40

37

426

42

43

43

Курс тенге к доллару
(среднегодовой)

тенге/долл.

383

413

493

462

508

537

Сальдо счета текущих операций

% ВВП

-4,0

-3,8

-4,6

1,2

2,7

3,2

Доходы
и рынок
труда

Средняя заработная плата

тыс. тенге/месяц

187

213

250

290

322

348

Индекс реальных доходов  

% г/г

6,4

4,3

4,1

1,8

2,3

3,3

Уровень безработицы
(среднегодовой)

% от ЭАН 2

4,8

5,1

4,9

4,9

4,8

4,8

Цены
и ставка

Инфляция (ИПЦ)

% дек./дек.

5,4

7,3

8,4

16,9

8,8

6,7

Базовая ставка (на конец года)

%

         9,25

         9,00

         9,75

16

       10,34

         9,43

Бюджет
и долг

Сальдо госбюджета

% ВВП

1,8

-3,8

0,4

-2,6

-3,7

-3,1

Государственный долг

% ВВП

23,7

29,2

26,2

24,9

25,1

25,6

Средства НФРК 3

% ВВП

39,5

32,7

28

25

25,1

26,9



1 Методология Всемирного банка, реальный прирост.
2 Экономически активное население.
3 Национальный фонд Республики Казахстан.
Источник: АКРА

Экономическая активность 

С 2022 по 2024 год поддержку динамике ВВП будет оказывать добыча сырья, при этом в отдельных отраслях риски спада сохранятся. По итогам 2021 года экономическая активность в стране выросла на 4,1% и могла закрепиться на уровне долгосрочного потенциала роста (4–5%). Однако 2022 год привнес серьезные шоки, которые в основном были связаны с ослабленным внешним спросом и периодически возникавшими в секторе добычи техническими сложностями.

Вместе с тем последствия «кантара» 4 не стали для экономики существенным негативным фактором. Активность в секторах, оказавшихся наиболее уязвимыми во время событий января текущего года — розничная торговля, предоставление информационных и телекоммуникационных услуг, — быстро восстановилась уже в феврале и марте. В результате по итогам первого квартала 2022-го динамика в данных отраслях оказалась положительной в сравнении с показателями за тот же период прошлого года: рост в реальном выражении составил 8 и 15,7% соответственно.

Несмотря на сложную геополитическую обстановку в 2022 году, по мнению АКРА, инвестиционная активность вырастет на 3% по итогам года, а темпы роста могут сохраниться на этом уровне в течение всего прогнозного периода. При этом инвестиции в основной капитал могут оказаться нестабильными, если реализуются риски, связанные с вероятностью вторичных санкций, или произойдет общее ухудшение инвестиционного фона. Однако такой сценарий не рассматривается Агентством как базовый.

С учетом жестких монетарных условий и роста неопределенности, связанной с высокими инфляционными ожиданиями, внутреннее кредитование очевидным образом будет показывать умеренную динамику.

В 2022 году, по оценкам АКРА, реальный рост ВВП составит 3%, а в 2023–2024 годах окажется на отметке 3,9–4,1% (см. рис. 1). В текущем году драйверами роста были сектор добычи нефти и газового конденсата, а также строительство. В дальнейшем к этим отраслям добавятся сфера услуг и сельское хозяйство (с меньшей вероятностью). Положительное влияние на динамику ВВП окажут относительно высокие цены на нефть и ряд экспортных сельскохозяйственных товаров, а сдерживать рост экономической активности будет динамика в добывающих секторах (кроме нефтегазового) и ряде отраслей обрабатывающей промышленности, связанных с заказами из России и Беларуси или с транзитом через территории этих стран.


4 Кантар (также «каралы кантар» или «канды кантар») — каз. «январь», термин, обозначающий события, которые происходили в ряде городов Казахстана в январе 2022 года.

внешние счета и валютный курс

Умеренной динамике валютного курса тенге будут способствовать ощутимый рост экспорта, стабильный приток инвестиций и поступлений золотовалютных резервов (ЗВР). В 2022 году наблюдался значительный прирост экспорта товаров и более сдержанное наращивание импорта. Торговый баланс, который в 2021 году почти удвоился к показателю за пандемийный 2020 год, по предварительным результатам трех кварталов 2022-го составил 29 млрд долл. США (рост в 2,2 раза год к году). По итогам текущего года чистый экспорт может достичь отметки в 41 млрд долл. США, а счет текущих операций — 1,2% ВВП.

АКРА отмечает, что таким результатам во многом способствовала благоприятная конъюнктура на традиционные для Казахстана сырьевые экспортные товары. Так, по итогам первой половины 2022 года 75% прироста экспорта товаров приходится на нефть и газовый конденсат, из которых 66 п. п. роста было обеспечено за счет повышения среднегодовой цены и лишь 8,5 п. п. — за счет увеличения физического объема экспорта.

В прогнозный период общая направленность на формирование положительного торгового баланса и слабоположительного сальдо текущего счета сохранится: в 2023–2024 годах, по оценкам АКРА, этот показатель составит 2,7–3,2% ВВП (см. рис. 2).

Влияние на валютный курс тенге в течение года оказывала ситуация на внешних счетах страны, а также краткосрочные эпизоды валютных шоков. За истекший период наблюдалось некоторое ослабление тенге к доллару (на 8%) и более ощутимое — к рублю (на 16%). В 2023–2024 годах, как полагает Агентство, валютная динамика окажется схожей, а среднегодовая переоценка курса составит 6–10%. Этому будут способствовать, с одной стороны, уверенный рост экспорта товаров и услуг, а с другой — сдержанный спрос на импорт товаров и услуг с учетом умеренной динамики внутреннего спроса.

Вероятность возникновения серьезных валютных шоков в прогнозный период по-прежнему существует, учитывая риски переоценки курса тенге как к рублю, так и относительно доллара и евро. Тем не менее, принимая во внимание возможности использования монетарных резервов страны для сглаживания особо значимых эпизодов волатильности, указанные риски можно назвать умеренными. 

Базовые структурные изменения экономики Казахстана в анализируемый период, скорее всего, коснутся внешнего сектора, поскольку он выступает своего рода проводником трансформаций в товарно-логистических путях, а также в структуре спроса и предложения в мировой экономике. В ближайшие годы возможны спорадические всплески притока иностранных инвестиций, в основном зависящие от тенденций в экономике России, которые на данный момент прогнозировать сложно. Отметим, что национальная экономика Казахстана в любом случае является нетто-получателем прямых иностранных инвестиций, приток которых последнее десятилетие варьируется в диапазоне от 15 до 24 млрд долл. США в год.

монетарная политика и инфляция

Монетарная политика останется жесткой на фоне рекордной инфляции, подкрепляемой преимущественно импортом инфляции. За истекший период 2022 года потребительская инфляция побила рекорд 2016-го и в октябре вышла на уровень 18,8% год к году, что АКРА оценивает как пик текущего инфляционного всплеска. Однако в декабре и январе темпы роста цен могут несколько замедлиться в связи с сезонностью и временным лагом в проявлении эффекта от использования монетарных каналов.

Основными инфляционными факторами в 2022 году стали: волатильность курса тенге и его ослабление к базовым торговым валютам (на 8% к доллару, на 16% к рублю и на 4% к юаню), рост цен на сельскохозяйственную продукцию (индекс ФАО в октябре составил 135,9 пункта при повышательном влиянии цен на зерновые культуры в структуре индекса), импорт инфляции из РФ и трудности принятия логистических решений на фоне сложной геополитической обстановки.

Подробнее в аналитическом комментарии АКРА «Монетарная политика Казахстана: на пути к долгосрочной жесткости» от 4 июля 2022 года.

Монетарные власти Казахстана отчасти нивелировали инфляционный всплеск за счет довольно жесткой монетарной политики (см. рис. 6), а правительство в некоторой степени отсрочило инфляцию благодаря мерам по регулированию цен на газ и услуги ЖКХ: в первом случае был введен мораторий на рост цен до начала 2024 года, во втором — до июля 2022 года.

Накопленный результат мер Национального банка Республики Казахстан (НБРК) и правительства страны, по мнению АКРА, проявится в том, что в 2023 году среднегодовая инфляция вернется на уровень 11–12%, а в 2024 году составит порядка 7–8%.

К проинфляционным факторам в рамках анализируемого периода можно отнести динамику валютного курса тенге, инфляцию в российской экономике, высокие инфляционные ожидания в экономике Казахстана и в меньшей степени фискальное стимулирование. В числе дефляционных факторов АКРА выделяет жесткую монетарную политику, оказывающую сдерживающее влияние на внутренний спрос в 2022–2024 годах, а также стабилизацию транспортно-логистических схем.

Таргет-коридор НБРК по инфляции на уровне 4–6% вновь станет актуальным лишь во второй половине 2024 года при условии отсутствия новых шоков в монетарном секторе, а базовая ставка НБРК будет находиться в двузначной зоне и останется ключевым инструментом жесткой монетарной политики: по оценкам АКРА, в 2023 году ставка составит 12%, а в 2024-м — 10%.

Базовые предпосылки Агентства на прогнозный период относительно источников пополнения резервов и невысокая вероятность более активного использования совокупных резервов страны (валютные интервенции, трансферты НФРК в госбюджет) не предполагают существенного расходования ЗВР или средств НФРК. В связи с этим объем совокупных резервов, рассчитываемый как сумма ЗВР и активов НФРК, в 2022–2024 годах может составить 87–97 млрд долл. США, вернувшись таким образом к уровням 2021 года и первой половины 2022-го. После пиков 2018 и 2020 годов, когда совокупные резервы достигали 66 и 55% ВВП соответственно, показатель стабилизировался на отметке примерно 40–42% ВВП. Это обусловлено более низким по сравнению с предыдущими периодами средним уровнем цен на нефть, рассчитанным за последние пять лет (см. рис. 5).

бюджетная политика и госдолг

Бюджетная политика остается стимулирующей, а госдолг — стабильным. С января по сентябрь 2022 года доходная часть государственного бюджета Казахстана увеличилась на 31% относительно показателя за аналогичный период предыдущего года, при этом расходы выросли на 19%, что говорит об опережающих темпах роста доходов над расходами. В уходящем 2022 году госбюджет Казахстана, согласно ожиданиям АКРА, сформируется на уровне дефицита в 2,6% ВВП, что отражает по-прежнему активную роль бюджетного сектора в стимулировании экономики.

К одной из главных тенденций бюджетных параметров как последних лет, так и прогнозного периода (2022–2024 годы) АКРА относит возросший объем государственных расходов. Этому способствовало, помимо фискальных факторов, повышение уровня минимальной заработной платы в 2021 году на 41%. В целом с учетом ожиданий по доходной и расходной частям бюджета, объема обслуживания долга в пределах 7–8% ВВП, суммы трансфертов из НФРК на уровне 2–4,6 трлн тенге в год госбюджет Казахстана должен формироваться в пределах 2,6–3,7% ВВП и будет оставаться дефицитным.

Бюджетные правила начнут действовать с 2023 года, создавая либо усиливая ограничения на выделение трансфертов в бюджет из НФРК, рост расходов бюджета, обслуживание долга, параметры использования средств НФРК в формировании бюджета и прочее. Будучи крайне позитивным фактором, на текущий момент параметры госсчетов не подразумевают незамедлительного ограничения данными правилами.

В связи со стабильно формируемым дефицитом бюджета АКРА ожидает рост государственного долга Казахстана в номинальном выражении до 32 трлн тенге (без учета долга НБРК) в 2022–2024 годах, однако относительно ВВП страны госдолг останется практически на текущих уровнях — 24–26% ВВП. В целом, по мнению Агентства, госдолг Казахстана по-прежнему останется умеренным и относительно стабильным.

РИСКИ ПРОГНОЗНОГО СЦЕНАРИЯ

Структурно экономика Казахстана является малой открытой экономикой 5, что делает ее весьма уязвимой к внешним шокам. АКРА отмечает, что в текущем году в экономике Казахстана уже реализовались такие структурные риски, как импорт инфляции, технологические сбои в транспортировке сырья на внешние рынки, давление на валютный курс тенге в связи с дисбалансом на валютном рынке России.

В прогнозном периоде АКРА выделяет три основных риска. Во-первых, негативные последствия слабой динамики мировой экономики, высокой вероятности стагфляции в США и роста неопределенности в Китае для динамики спроса на экспортные товары из Казахстана будут более значительными, чем предполагалось. Это, в свою очередь, приведет к ослаблению текущего счета страны, усилит давление на тенге и обусловит торможение экономического роста до уровня ощутимо ниже потенциального. Источниками этого риска также могут быть осложнение эпидемиологической ситуации в Китае, усугубление геополитической обстановки, разрывы логистических цепочек в международной торговле.

Во-вторых, риском, по мнению АКРА, является затяжной характер инфляционных волн, что оттянет по времени влияние высокой инфляции на экономику страны, усугубляя ситуацию в отношении реальных располагаемых доходов, совокупного спроса и инвестиционной среды.

И, наконец, в-третьих, АКРА отмечает риск ослабления интереса к активам, номинированным в тенге, в связи с ужесточением монетарной политики в ряде крупных экономик мира, особенно в США, а также ввиду роста неопределенности в регионе в целом. Этот источник риска напрямую будет воздействовать на курс тенге и инфляцию и в меньшей степени — на прирост и стоимость госдолга Казахстана, а также на совокупные резервы страны.


5 По итогам 2022 года доля экономики Казахстана в мировой экономике, согласно ожиданиям АКРА, составит лишь 0,2%, а отношение внешнеторгового оборота страны к ВВП — 59%.

Рисунок 1. Поддержку росту ВВП оказывают строительство и добыча сырья, а в прогнозном периоде — сфера услуг


Источник: АКРА

Рисунок 2. Текущий счет: основные компоненты растут после снижения в 2020 году, млрд долл. США


Источник: НБРК, расчеты АКРА

Рисунок 3. Доходы госбюджета Казахстана относительно низкие


Источник: Министерство финансов Республики Казахстан, расчеты АКРА 

Рисунок 4. (а) Трансферты из НФРК в госбюджет с 2023 года стабильны относительно доходов бюджета и роста ВВП, (б) активы НФРК также стабильны относительно размера экономики


Источник: Министерство финансов Республики Казахстан, расчеты АКРА


Рисунок 5. Стабилизация совокупных резервов на фоне умеренных цен на нефть


Источник: НБРК, расчеты АКРА


Рисунок 6. Монетарные условия ужесточились по мере роста инфляции и разворота КЭИ 6



6 КЭИ — краткосрочный экономический индикатор, составляющий около 60% ВВП.
Источник: НБРК, БНС АСПР РК, расчеты АКРА
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Жаннур Ашигали
Директор — руководитель проекта по взаимодействию со странами Средней Азии, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 02
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.