ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
-
АКРА уточняет макроэкономический прогноз на 2022–2024 годы. Агентство рассматривает наиболее вероятный сценарий развития экономики Казахстана в среднесрочной перспективе с учетом воздействия как внешних, так и внутренних факторов, а также в контексте реализации ряда ранее принятых в стране экономико-политических решений, по большей части касающихся бюджетного сектора.
-
Помимо общего роста неопределенности и воплотившихся в жизнь структурных рисков велика вероятность реализации новых рисков структурного характера, преимущественно во внешнем секторе. Это технологические и логистические риски, а также риски изменения внешнеторговых путей. Все это сказывается на структуре ценообразования как сырьевых товаров (экспорт), так и готовой продукции (импорт), следовательно, может в значительной степени влиять на потенциал роста экономики, валютный рынок, потребительскую и промышленную инфляцию.
-
Реальный рост ВВП в 2022–2024 годах составит порядка 3–4,1%. В текущем году драйверами роста были сектор добычи нефти и газового конденсата, а также строительство; в дальнейшем к этим отраслям добавится сфера услуг и сельское хозяйство, вклад которого будет менее ощутим. Сдерживать рост будет динамика в ряде добывающих отраслей и в обрабатывающей промышленности.
-
В прогнозном периоде жесткие монетарные условия сохранятся, а повышенная инфляция может иметь затяжной характер. Проинфляционными факторами станут динамика валютного курса тенге, инфляция в экономиках торговых партнеров, высокие инфляционные ожидания в экономике Казахстана и в меньшей степени фискальное стимулирование. В числе дефляционных факторов АКРА выделяет жесткую монетарную политику и постепенную стабилизацию транспортно-логистических схем.
-
Изменения в логистике, а также в структуре спроса и предложения в мире создают условия для перестройки внешнего сектора экономики Казахстана, географии и товарной структуры его экспорта и импорта. Факторами поддержки данного сектора выступают благоприятная конъюнктура на сырьевые товары и приток иностранных инвестиций. С учетом этого в 2022 году счет текущих операций будет профицитным, а в 2023–2024 годах положительное сальдо может возрасти.
ПОКАЗАТЕЛИ |
ЕД. ИЗМ. |
ФАКТ |
ОЦЕНКА |
ПРОГНОЗ |
||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||
Ключевые |
Цена нефти марки Urals |
долл./барр. |
63,4 |
42,1 |
68,1 |
82,0 |
77,0 |
75,0 |
Мировой ВВП 1 |
% г/г |
2,6 |
-3,3 |
5,8 |
2,3 |
1,1 |
2,5 |
|
ВВП США |
% г/г |
2,3 |
-3,4 |
5,7 |
1,5 |
0,7 |
1,2 |
|
ВВП Китая |
% г/г |
6,0 |
2,2 |
8,1 |
3,0 |
2,1 |
4,4 |
|
ВВП Евросоюза |
% г/г |
1,8 |
-6,0 |
5,4 |
2,7 |
0,3 |
2,0 |
|
Показатели |
ВВП в рыночных ценах |
млрд тенге |
69 533 |
70 649 |
83 952 |
98 835 |
114 874 |
128 212 |
ВВП в фиксированных ценах |
% г/г |
4,50 |
-2,50 |
4,30 |
3 |
4,1 |
3,9 |
|
Численность населения |
млн чел. |
18,6 |
18,9 |
19,2 |
19,8 |
20,1 |
20,5 |
|
Промышленный выпуск |
% г/г |
4,1 |
-0,5 |
3,6 |
1,6 |
1,8 |
1,9 |
|
Добыча сырой нефти |
млн тонн |
90,6 |
85,7 |
85,9 |
85,7 |
92,6 |
98,1 |
|
Показатели |
Экспорт товаров |
млрд долл. |
58 |
47 |
60 |
83 |
99 |
105 |
Импорт товаров |
млрд долл. |
40 |
37 |
426 |
42 |
43 |
43 |
|
Курс тенге к доллару |
тенге/долл. |
383 |
413 |
493 |
462 |
508 |
537 |
|
Сальдо счета текущих операций |
% ВВП |
-4,0 |
-3,8 |
-4,6 |
1,2 |
2,7 |
3,2 |
|
Доходы |
Средняя заработная плата |
тыс. тенге/месяц |
187 |
213 |
250 |
290 |
322 |
348 |
Индекс реальных доходов |
% г/г |
6,4 |
4,3 |
4,1 |
1,8 |
2,3 |
3,3 |
|
Уровень безработицы |
% от ЭАН 2 |
4,8 |
5,1 |
4,9 |
4,9 |
4,8 |
4,8 |
|
Цены |
Инфляция (ИПЦ) |
% дек./дек. |
5,4 |
7,3 |
8,4 |
16,9 |
8,8 |
6,7 |
Базовая ставка (на конец года) |
% |
9,25 |
9,00 |
9,75 |
16 |
10,34 |
9,43 |
|
Бюджет |
Сальдо госбюджета |
% ВВП |
1,8 |
-3,8 |
0,4 |
-2,6 |
-3,7 |
-3,1 |
Государственный долг |
% ВВП |
23,7 |
29,2 |
26,2 |
24,9 |
25,1 |
25,6 |
|
Средства НФРК 3 |
% ВВП |
39,5 |
32,7 |
28 |
25 |
25,1 |
26,9 |
1 Методология Всемирного банка, реальный прирост.
2 Экономически активное население.
3 Национальный фонд Республики Казахстан.
Источник: АКРА
Экономическая активность
С 2022 по 2024 год поддержку динамике ВВП будет оказывать добыча сырья, при этом в отдельных отраслях риски спада сохранятся. По итогам 2021 года экономическая активность в стране выросла на 4,1% и могла закрепиться на уровне долгосрочного потенциала роста (4–5%). Однако 2022 год привнес серьезные шоки, которые в основном были связаны с ослабленным внешним спросом и периодически возникавшими в секторе добычи техническими сложностями.
Вместе с тем последствия «кантара» 4 не стали для экономики существенным негативным фактором. Активность в секторах, оказавшихся наиболее уязвимыми во время событий января текущего года — розничная торговля, предоставление информационных и телекоммуникационных услуг, — быстро восстановилась уже в феврале и марте. В результате по итогам первого квартала 2022-го динамика в данных отраслях оказалась положительной в сравнении с показателями за тот же период прошлого года: рост в реальном выражении составил 8 и 15,7% соответственно.
Несмотря на сложную геополитическую обстановку в 2022 году, по мнению АКРА, инвестиционная активность вырастет на 3% по итогам года, а темпы роста могут сохраниться на этом уровне в течение всего прогнозного периода. При этом инвестиции в основной капитал могут оказаться нестабильными, если реализуются риски, связанные с вероятностью вторичных санкций, или произойдет общее ухудшение инвестиционного фона. Однако такой сценарий не рассматривается Агентством как базовый.
С учетом жестких монетарных условий и роста неопределенности, связанной с высокими инфляционными ожиданиями, внутреннее кредитование очевидным образом будет показывать умеренную динамику.
В 2022 году, по оценкам АКРА, реальный рост ВВП составит 3%, а в 2023–2024 годах окажется на отметке 3,9–4,1% (см. рис. 1). В текущем году драйверами роста были сектор добычи нефти и газового конденсата, а также строительство. В дальнейшем к этим отраслям добавятся сфера услуг и сельское хозяйство (с меньшей вероятностью). Положительное влияние на динамику ВВП окажут относительно высокие цены на нефть и ряд экспортных сельскохозяйственных товаров, а сдерживать рост экономической активности будет динамика в добывающих секторах (кроме нефтегазового) и ряде отраслей обрабатывающей промышленности, связанных с заказами из России и Беларуси или с транзитом через территории этих стран.
4 Кантар (также «каралы кантар» или «канды кантар») — каз. «январь», термин, обозначающий события, которые происходили в ряде городов Казахстана в январе 2022 года.
внешние счета и валютный курс
Умеренной динамике валютного курса тенге будут способствовать ощутимый рост экспорта, стабильный приток инвестиций и поступлений золотовалютных резервов (ЗВР). В 2022 году наблюдался значительный прирост экспорта товаров и более сдержанное наращивание импорта. Торговый баланс, который в 2021 году почти удвоился к показателю за пандемийный 2020 год, по предварительным результатам трех кварталов 2022-го составил 29 млрд долл. США (рост в 2,2 раза год к году). По итогам текущего года чистый экспорт может достичь отметки в 41 млрд долл. США, а счет текущих операций — 1,2% ВВП.
АКРА отмечает, что таким результатам во многом способствовала благоприятная конъюнктура на традиционные для Казахстана сырьевые экспортные товары. Так, по итогам первой половины 2022 года 75% прироста экспорта товаров приходится на нефть и газовый конденсат, из которых 66 п. п. роста было обеспечено за счет повышения среднегодовой цены и лишь 8,5 п. п. — за счет увеличения физического объема экспорта.
В прогнозный период общая направленность на формирование положительного торгового баланса и слабоположительного сальдо текущего счета сохранится: в 2023–2024 годах, по оценкам АКРА, этот показатель составит 2,7–3,2% ВВП (см. рис. 2).
Влияние на валютный курс тенге в течение года оказывала ситуация на внешних счетах страны, а также краткосрочные эпизоды валютных шоков. За истекший период наблюдалось некоторое ослабление тенге к доллару (на 8%) и более ощутимое — к рублю (на 16%). В 2023–2024 годах, как полагает Агентство, валютная динамика окажется схожей, а среднегодовая переоценка курса составит 6–10%. Этому будут способствовать, с одной стороны, уверенный рост экспорта товаров и услуг, а с другой — сдержанный спрос на импорт товаров и услуг с учетом умеренной динамики внутреннего спроса.
Вероятность возникновения серьезных валютных шоков в прогнозный период по-прежнему существует, учитывая риски переоценки курса тенге как к рублю, так и относительно доллара и евро. Тем не менее, принимая во внимание возможности использования монетарных резервов страны для сглаживания особо значимых эпизодов волатильности, указанные риски можно назвать умеренными.
Базовые структурные изменения экономики Казахстана в анализируемый период, скорее всего, коснутся внешнего сектора, поскольку он выступает своего рода проводником трансформаций в товарно-логистических путях, а также в структуре спроса и предложения в мировой экономике. В ближайшие годы возможны спорадические всплески притока иностранных инвестиций, в основном зависящие от тенденций в экономике России, которые на данный момент прогнозировать сложно. Отметим, что национальная экономика Казахстана в любом случае является нетто-получателем прямых иностранных инвестиций, приток которых последнее десятилетие варьируется в диапазоне от 15 до 24 млрд долл. США в год.
монетарная политика и инфляция
Монетарная политика останется жесткой на фоне рекордной инфляции, подкрепляемой преимущественно импортом инфляции. За истекший период 2022 года потребительская инфляция побила рекорд 2016-го и в октябре вышла на уровень 18,8% год к году, что АКРА оценивает как пик текущего инфляционного всплеска. Однако в декабре и январе темпы роста цен могут несколько замедлиться в связи с сезонностью и временным лагом в проявлении эффекта от использования монетарных каналов.
Основными инфляционными факторами в 2022 году стали: волатильность курса тенге и его ослабление к базовым торговым валютам (на 8% к доллару, на 16% к рублю и на 4% к юаню), рост цен на сельскохозяйственную продукцию (индекс ФАО в октябре составил 135,9 пункта при повышательном влиянии цен на зерновые культуры в структуре индекса), импорт инфляции из РФ и трудности принятия логистических решений на фоне сложной геополитической обстановки.
Подробнее в аналитическом комментарии АКРА «Монетарная политика Казахстана: на пути к долгосрочной жесткости» от 4 июля 2022 года.
Монетарные власти Казахстана отчасти нивелировали инфляционный всплеск за счет довольно жесткой монетарной политики (см. рис. 6), а правительство в некоторой степени отсрочило инфляцию благодаря мерам по регулированию цен на газ и услуги ЖКХ: в первом случае был введен мораторий на рост цен до начала 2024 года, во втором — до июля 2022 года.
Накопленный результат мер Национального банка Республики Казахстан (НБРК) и правительства страны, по мнению АКРА, проявится в том, что в 2023 году среднегодовая инфляция вернется на уровень 11–12%, а в 2024 году составит порядка 7–8%.
К проинфляционным факторам в рамках анализируемого периода можно отнести динамику валютного курса тенге, инфляцию в российской экономике, высокие инфляционные ожидания в экономике Казахстана и в меньшей степени фискальное стимулирование. В числе дефляционных факторов АКРА выделяет жесткую монетарную политику, оказывающую сдерживающее влияние на внутренний спрос в 2022–2024 годах, а также стабилизацию транспортно-логистических схем.
Таргет-коридор НБРК по инфляции на уровне 4–6% вновь станет актуальным лишь во второй половине 2024 года при условии отсутствия новых шоков в монетарном секторе, а базовая ставка НБРК будет находиться в двузначной зоне и останется ключевым инструментом жесткой монетарной политики: по оценкам АКРА, в 2023 году ставка составит 12%, а в 2024-м — 10%.
Базовые предпосылки Агентства на прогнозный период относительно источников пополнения резервов и невысокая вероятность более активного использования совокупных резервов страны (валютные интервенции, трансферты НФРК в госбюджет) не предполагают существенного расходования ЗВР или средств НФРК. В связи с этим объем совокупных резервов, рассчитываемый как сумма ЗВР и активов НФРК, в 2022–2024 годах может составить 87–97 млрд долл. США, вернувшись таким образом к уровням 2021 года и первой половины 2022-го. После пиков 2018 и 2020 годов, когда совокупные резервы достигали 66 и 55% ВВП соответственно, показатель стабилизировался на отметке примерно 40–42% ВВП. Это обусловлено более низким по сравнению с предыдущими периодами средним уровнем цен на нефть, рассчитанным за последние пять лет (см. рис. 5).
бюджетная политика и госдолг
Бюджетная политика остается стимулирующей, а госдолг — стабильным. С января по сентябрь 2022 года доходная часть государственного бюджета Казахстана увеличилась на 31% относительно показателя за аналогичный период предыдущего года, при этом расходы выросли на 19%, что говорит об опережающих темпах роста доходов над расходами. В уходящем 2022 году госбюджет Казахстана, согласно ожиданиям АКРА, сформируется на уровне дефицита в 2,6% ВВП, что отражает по-прежнему активную роль бюджетного сектора в стимулировании экономики.
К одной из главных тенденций бюджетных параметров как последних лет, так и прогнозного периода (2022–2024 годы) АКРА относит возросший объем государственных расходов. Этому способствовало, помимо фискальных факторов, повышение уровня минимальной заработной платы в 2021 году на 41%. В целом с учетом ожиданий по доходной и расходной частям бюджета, объема обслуживания долга в пределах 7–8% ВВП, суммы трансфертов из НФРК на уровне 2–4,6 трлн тенге в год госбюджет Казахстана должен формироваться в пределах 2,6–3,7% ВВП и будет оставаться дефицитным.
Бюджетные правила начнут действовать с 2023 года, создавая либо усиливая ограничения на выделение трансфертов в бюджет из НФРК, рост расходов бюджета, обслуживание долга, параметры использования средств НФРК в формировании бюджета и прочее. Будучи крайне позитивным фактором, на текущий момент параметры госсчетов не подразумевают незамедлительного ограничения данными правилами.
В связи со стабильно формируемым дефицитом бюджета АКРА ожидает рост государственного долга Казахстана в номинальном выражении до 32 трлн тенге (без учета долга НБРК) в 2022–2024 годах, однако относительно ВВП страны госдолг останется практически на текущих уровнях — 24–26% ВВП. В целом, по мнению Агентства, госдолг Казахстана по-прежнему останется умеренным и относительно стабильным.
РИСКИ ПРОГНОЗНОГО СЦЕНАРИЯ
Структурно экономика Казахстана является малой открытой экономикой 5, что делает ее весьма уязвимой к внешним шокам. АКРА отмечает, что в текущем году в экономике Казахстана уже реализовались такие структурные риски, как импорт инфляции, технологические сбои в транспортировке сырья на внешние рынки, давление на валютный курс тенге в связи с дисбалансом на валютном рынке России.
В прогнозном периоде АКРА выделяет три основных риска. Во-первых, негативные последствия слабой динамики мировой экономики, высокой вероятности стагфляции в США и роста неопределенности в Китае для динамики спроса на экспортные товары из Казахстана будут более значительными, чем предполагалось. Это, в свою очередь, приведет к ослаблению текущего счета страны, усилит давление на тенге и обусловит торможение экономического роста до уровня ощутимо ниже потенциального. Источниками этого риска также могут быть осложнение эпидемиологической ситуации в Китае, усугубление геополитической обстановки, разрывы логистических цепочек в международной торговле.
Во-вторых, риском, по мнению АКРА, является затяжной характер инфляционных волн, что оттянет по времени влияние высокой инфляции на экономику страны, усугубляя ситуацию в отношении реальных располагаемых доходов, совокупного спроса и инвестиционной среды.
И, наконец, в-третьих, АКРА отмечает риск ослабления интереса к активам, номинированным в тенге, в связи с ужесточением монетарной политики в ряде крупных экономик мира, особенно в США, а также ввиду роста неопределенности в регионе в целом. Этот источник риска напрямую будет воздействовать на курс тенге и инфляцию и в меньшей степени — на прирост и стоимость госдолга Казахстана, а также на совокупные резервы страны.
5 По итогам 2022 года доля экономики Казахстана в мировой экономике, согласно ожиданиям АКРА, составит лишь 0,2%, а отношение внешнеторгового оборота страны к ВВП — 59%.
Источник: АКРА
Рисунок 3. Доходы госбюджета Казахстана относительно низкие
Источник: Министерство финансов Республики Казахстан, расчеты АКРА
Источник: Министерство финансов Республики Казахстан, расчеты АКРА
Рисунок 5. Стабилизация совокупных резервов на фоне умеренных цен на нефть
Источник: НБРК, расчеты АКРА
Рисунок 6. Монетарные условия ужесточились по мере роста инфляции и разворота КЭИ 6
6 КЭИ — краткосрочный экономический индикатор, составляющий около 60% ВВП.
Источник: НБРК, БНС АСПР РК, расчеты АКРА