Восемь вопросов об экономике России в 2023–2024 годах
I. Почему восстановление реального ВВП до уровня 2021 года произойдет за горизонтом прогноза?
-
Ожидаемое падение ВВП России суммарно на 6–8% за 2022–2023 годы во многом будет обусловлено шоком предложения (новые торговые барьеры, снижение численности активного трудоспособного населения, потеря опыта занятости по специальности), нежели шоком спроса 1. В данном случае речь идет об изменении потенциала, а не о циклическом процессе. Поэтому восстановление должно будет происходить в основном не посредством возвращения в оборот неиспользованных средств производства, а через создание новых или изменение уже существующих. Это, как правило, занимает гораздо больше времени, чем циклическое восстановление, даже в отсутствие осложнений во внешней конъюнктуре.
-
В результате действия ограничений на российский экспорт, в частности на поставки нефти, а также ввиду собственного замедления (см. вопрос VIII) глобальная экономика не будет достаточным драйвером роста российской экономики.
1 Этим также объясняется низкий уровень безработицы.
II. Почему инфляция будет выше целевой?
-
АКРА ожидает, что мировой инфляционный фон будет выше обычного и в 2023 году. Исторически шоки мировых энергетических цен отражаются на глобальных потребительских ценах и деловой активности в течение одного–двух лет. Глобальные цены повлияют на российские через цены импортируемых товаров — как потребительских, так и промежуточных или инвестиционных.
-
Банк России декларирует некий уровень толерантности к повышенной инфляции в течение периода «структурной перестройки экономики», то есть допускает менее жесткую реакцию на превышение инфляцией целевого уровня. Это обосновано необходимостью подстройки относительных цен, а также риском отклонения инфляции вниз от цели при слишком агрессивной борьбе с ростом цен 2. В частности, это отражено в среднесрочном прогнозе 3 регулятора, предполагающем достижение целевой инфляции в 2025 году (в среднегодовом выражении).
-
Перенос валютного курса во внутренние цены: изменение его дезинфляционного влияния на проинфляционное. На горизонте прогноза ослабление рубля выглядит более вероятным, чем его укрепление (см. вопрос IV).
-
Рост транзакционных издержек при изменении транспортных потоков. Во многих отраслях параллельный импорт, хотя и способствует удовлетворению спроса, но, как правило, влечет за собой рост цен на сопоставимый по качеству конечный продукт.
2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов, стр. 29.
3 https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43430/forecast_221028.pdf.
III. Почему федеральный бюджет будет дефицитным и насколько?
Федеральный бюджет на горизонте прогноза формируется исходя из следующей формулы предельных расходов, переходного бюджетного правила 4: (1) прогнозные ненефтегазовые доходы + (2) 8 трлн руб. + (3) прогнозное сальдо бюджетных и межгосударственных кредитов + (4) прогнозные расходы на обслуживание долга + (5) специальная добавка величиной 2,5 трлн руб. в 2023 году и 1,6 трлн руб. в 2024 году.
Поэтому дефицит бюджета автоматически будет равен следующей величине:
Согласно умеренно консервативным предпосылкам нашего прогноза, сумма этих компонент будет находиться в диапазоне 2–3% ВВП в 2023–2024 годах.специальная добавка (основная компонента суммы)
+ разница между фактическими нефтегазовыми доходами и величиной 8 трлн руб.
+ переоценка прогноза ненефтегазовых доходов
+ фактические расходы на обслуживание долга
+ фактическое сальдо бюджетных и межгосударственных кредитов.
IV. Почему рубль в ближайшие годы скорее ослабнет, чем укрепится?
-
Объем товарного экспорта в годовом выражении, вероятно, сократится на фоне новых ограничений. Цены экспорта, согласно нашему прогнозу, в среднем не будут расти выше уровней 2022 года, а у импорта появятся новые пути и возможности. В таких условиях АКРА ожидает снижение потенциала чистого притока иностранной валюты на внутренний рынок по каналу внешней торговли товарами.
-
Внешние и, следовательно, внутренние ограничения трансграничных потоков капитала скорее сохранятся, чем будут отменены в течение прогнозного периода. Данные о новых капитальных ограничениях в настоящий момент отсутствуют, а возвращение регулярных операций Минфина и Банка России с иностранной валютой не ожидается.
V. Снизится ли численность активного трудоспособного населения более чем на 1% и почему реальные заработные платы могут вырасти?
Предложение труда за несколько ближайших лет упадет более значительно, чем спрос на труд. Предполагаемая прогнозом динамика численности активного трудоспособного населения к 2024 году относительно 2021 года (широкий показатель, возрастная группа от 15 до 72 лет, включая потенциальных пенсионеров, только гражданское население) выглядит следующим образом:
-
от -0,8 до -1,1% за счет того, что численность выходящей на рынок труда молодежи не компенсирует естественную смертность и старение;
-
от -0,2 до -1,0% в связи с сокращением доли сотрудников, занятых в гражданской сфере, относительным ростом смертности и травматизма, а также повышенной интенсивностью эмиграции;
-
от 0,0 до +1,2% за счет дополнительных усилий по интеграции трудоспособных иммигрантов.
В результате изменение численности активного трудоспособного населения, по оценкам АКРА, составит от -2,1% (консервативные предпосылки) до +0,2% (оптимистичные предпосылки). В том числе в ответ на это доля оплаты труда в общих производственных издержках может вырасти.
В прогнозе также учтено, что часть сокращения ВВП приходится на капиталоемкие отрасли (что в меньшей степени сокращает спрос на труд), а выходящие на рынок труда и уходящие с него работники имеют разные опыт и квалификацию (поэтому замещение одних другими может быть сопряжено со сложностями).
VI. Почему краткосрочные процентные ставки будут выше, чем были до кризиса?
-
Повышенный структурный дефицит бюджета увеличил вклад фискальной политики в рост денежной массы, поэтому денежно-кредитная политика при прочих равных должна носить несколько более сдерживающий характер (но с учетом упомянутой в вопросе II повышенной толерантности).
-
Инфляция на среднесрочном горизонте превышает целевой уровень.
VII. Почему долгосрочные процентные ставки будут выше, чем были до кризиса?
Долгосрочные процентные ставки в экономическом смысле представляют собой некую комбинацию ожиданий о будущем краткосрочных ставок, инфляционных ожиданий и всех возможных премий (включая премию за риск, ликвидность и т. д.). Большинство перечисленных факторов показали тенденцию к росту по сравнению с 2021 годом и имеют ограниченный потенциал быстрого снижения.
VIII. Произойдет ли глобальная рецессия? Снизится ли фундаментальный уровень спроса на товары российского экспорта?
Риски данных событий высоки, замедление мировой экономики неизбежно и происходит уже сейчас, однако одновременного снижения ВВП в половине стран мира (одно из возможных определений глобальной рецессии) может и не случиться. Подробнее об этом читайте в аналитическом комментарии АКРА «Насколько вероятна глобальная рецессия в 2022–2023 годах?» от 2 декабря 2022 года.
Таблица 1. Базовый сценарий макроэкономического прогноза на период с 2022 по 2024 год
ПОКАЗАТЕЛИ |
ЕД. ИЗМ. |
ФАКТ |
ОЦЕНКА от 25.11.2022 |
ПРОГНОЗ |
||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||
Ключевые |
Цена нефти марки Urals (среднегодовая) |
долл./барр. |
63,4 |
42,1 |
68,1 |
82,0 |
77,0 |
75,0 |
Мировой ВВП5 |
% г/г |
2,6 |
-3,3 |
5,8 |
2,3 |
1,1 |
2,5 |
|
ВВП США |
% г/г |
2,3 |
-3,4 |
5,7 |
1,5 |
0,7 |
1,2 |
|
ВВП Китая |
% г/г |
6,0 |
2,2 |
8,1 |
3,0 |
2,1 |
4,4 |
|
ВВП Евросоюза |
% г/г |
1,8 |
-6,0 |
5,4 |
2,7 |
0,3 |
2,0 |
|
Показатели |
ВВП в рыночных ценах |
млрд руб. |
109 608 |
107 390 |
131 015 |
144 742 |
149 794 |
158 890 |
ВВП в фиксированных ценах |
% г/г |
2,2 |
-2,7 |
4,7 |
-4,0 |
-2,8 |
1,3 |
|
Инвестиции в основной капитал в фиксированных ценах |
% г/г |
2,1 |
-0,5 |
7,7 |
-2,0 |
-1,9 |
2,1 |
|
Индекс промпроизводства |
% г/г |
3,4 |
-2,1 |
6,4 |
-3,8 |
-2,0 |
1,0 |
|
Розничный товарооборот |
млрд руб. |
33 624 |
33 874 |
39 472 |
43 423 |
43 798 |
48 059 |
|
Показатели |
Экспорт товаров |
млрд долл. |
420 |
334 |
494 |
553 |
416 |
382 |
Импорт товаров |
млрд долл. |
254 |
240 |
304 |
255 |
260 |
265 |
|
Курс рубля к доллару (среднегодовой) |
руб./долл. |
64,7 |
72,1 |
73,7 |
68,6 |
72,0 |
74,7 |
|
Курс рубля к евро (среднегодовой) |
руб./евро |
72,4 |
82,4 |
87,2 |
72,2 |
74,9 |
79,2 |
|
Доходы |
Средняя заработная плата |
руб./месяц |
47 867 |
51 344 |
57 244 |
63 930 |
68 717 |
75 544 |
Реальные располагаемые доходы населения |
% г/г |
1,2 |
-2,0 |
3,0 |
-2,5 |
-1,0 |
1,2 |
|
Уровень безработицы (среднегодовой) |
% от ЭАН6 |
4,6 |
5,8 |
4,8 |
4,0 |
3,8 |
3,7 |
|
Цены и показатели |
Инфляция (ИПЦ) |
% дек./дек. |
3,0 |
4,9 |
8,4 |
12,5 |
6,9 |
5,0 |
Ключевая ставка (на конец года) |
% |
6,25 |
4,25 |
8,5 |
7,25 |
6,5 |
7,0 |
|
Ключевая ставка (среднегодовая) |
% |
7,3 |
5,1 |
5,7 |
10,5 |
6,8 |
6,8 |
|
Ставка пятилетней бескупонной ОФЗ (на конец года) |
% |
6,1 |
5,5 |
8,4 |
9,6 |
7,8 |
8,3 |
|
Ставка пятилетней бескупонной ОФЗ (среднегодовая) |
% |
7,3 |
5,6 |
7,0 |
9,8 |
8,2 |
8,1 |
|
Бюджет |
Сальдо федерального бюджета |
% ВВП |
1,8 |
-3,8 |
0,4 |
-1,6 |
-2,8 |
-2,0 |
5 Методология Всемирного банка, реальный прирост.
6 Экономически активное население.