Категория

Зеленое финансирование

Тип

Аналитический комментарий

Итоги выпуска ESG-облигаций1 в России в 2022 году

  • Объем размещения новых ESG-облигаций на российском рынке в 2022 году составит более 80 млрд руб., что на 36% ниже рекордного прошлогоднего уровня, но выше показателя 2020 года. Подобная динамика сопоставима с трендами на облигационном рынке в целом.

  • В 2023 году развитие ситуации на рынке ESG-облигаций в России будет по-прежнему определяться несколькими крупными эмитентами с госучастием. При отсутствии внешних шоков и регуляторных стимулов объем размещений окажется сопоставимым с показателем 2022 года.

  • Мировой рынок новых выпусков ESG-облигаций по итогам 2022-го сократится впервые за свою историю. Объем новых размещений снизится минимум на 10% к показателю 2021 года.

  • Динамика мирового рынка ESG-облигаций в 2023 году будет зависеть от глубины рецессии в ряде развитых стран и динамики процентных ставок, устанавливаемых центробанками. Драйверами для анализируемого рынка могут стать новые инструменты и азиатские рынки.


1 Для целей настоящего аналитического комментария под ESG-облигациями понимаются «зеленые», социальные и адаптационные облигации, облигации устойчивого развития, а также облигации, связанные с показателями устойчивого развития (sustainability linked bonds, SLB).

По оценкам АКРА, объем размещения новых ESG-облигаций на российском рынке в 2022 году составит  более 80 млрд руб. 

В 2022 году российскому рынку ESG-финансирования удалось избежать серьезного падения благодаря общей нормализации ситуации на финансовых рынках во втором полугодии, выходу на рынок нескольких крупных эмитентов с госучастием, а также реализации ранее отложенных планов по размещению ESG-облигаций.

По оценкам АКРА, объем размещения новых ESG-облигаций на российском рынке в 2022 году составит более 80 млрд руб., что на 36% ниже рекордного прошлогоднего показателя. Учитывая размещение СОПФ «Инфраструктурные облигации» на 15 млрд руб. в сегменте национальных и адаптационных проектов Сектора устойчивого развития Московской биржи, совокупный объем размещений в данном секторе по итогам года окажется на уровне 96,2 млрд руб.

При условии отсутствия внешних шоков, подобных шокам начала 2022 года, АКРА ожидает, что в 2023 году объем новых размещений на локальном рынке ESG-облигаций приблизится к показателю 2022 года даже без каких-либо регуляторных стимулов.

При условии отсутствия внешних шоков, подобных шокам начала 2022 года, АКРА ожидает, что в 2023 году объем новых размещений на локальном рынке ESG-облигаций приблизится к показателю 2022 года.

В среднесрочной перспективе с высокой долей вероятности 2021 год останется рекордным по объему размещений (126,5 млрд руб.2). В 2021 году ситуация на рынке складывалась на волне интереса к различным ESG-инструментам и к повестке в целом, а также отражала определенные ожидания относительно регуляторных стимулов. К концу 2022 года эти драйверы во многом себя исчерпали.

Согласно предварительным оценкам АКРА, по итогам 2022 года на российском рынке ESG-облигаций будут размещены инструменты более чем на 80 млрд руб. Основная часть этого объема (80%) приходится на «зеленые» облигации, в том числе выпущенные эмитентами с госучастием (государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ», ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент» и АО «Атомэнергопром»). Доля в 20% приходится на социальные облигации двух эмитентов: ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент» и ПАО Ростелеком. Ожидания по выходу на рынок новых инструментов — облигаций устойчивого развития — не оправдались, что не отменяет вероятности их появления в будущем.


2 Данный показатель не учитывает облигации СОПФ «Инфраструктурные облигации» на 20 млрд руб., которые относятся к сегменту национальных проектов; вторичный листинг социальных облигаций SovCom Capital на 300 млн долл. США; коммерческие облигации ООО «ЭкоЛайн-ВторПласт» на 2 млрд руб., не размещавшиеся в Секторе устойчивого развития (подробнее в аналитическом комментарии АКРА «Российский рынок ESG-облигаций жив» от 18 августа 2022 года). 

Рисунок 1. Объем размещений облигаций в Секторе устойчивого развития Московской биржи3, млрд руб.




3 Учитывались только рублевые «зеленые», социальные и адаптационные облигации, включенные в Сектор устойчивого развития Московской биржи (облигации Транспортной концессионной компании были включены в указанный сектор после их размещения на бирже). Объемы размещения отображены в соответствии с датами размещения облигаций на бирже, а не в соответствии с датами их включения в Сектор устойчивого развития Московской биржи. Не учитывались облигации СОПФ «Инфраструктурные облигации» на 20 млрд руб., которые относятся к сегменту национальных проектов, и социальные еврооблигации SovCom Capital на 300 млн долл. США.

Источник: Московская биржа, оценка АКРА

Учитывая паузу в размещениях эмитентами ESG-облигаций на рынке, регуляторы продолжили «донастройку» инфраструктуры финансирования устойчивого развития. В частности, в ноябре 2022 года Банк России расширил линейку официально регламентированных инструментов финансирования устойчивого развития путем внесения изменений в стандарты эмиссии ценных бумаг. Помимо «зеленых», социальных облигаций и облигаций устойчивого развития российские эмитенты теперь могут официально выпускать адаптационные облигации, а также облигации, связанные с целями устойчивого развития, и облигации климатического перехода.

До конца 2022 года ожидается утверждение новой редакции национальной таксономии «зеленых» и адаптационных проектов (Постановление Правительства № 1587 от 21 сентября 2021 года), где будут уточнены некоторые критерии для существующих категорий проектов, а также введены новые типы проектов, которые могут быть признаны «зелеными» и адаптационными. Обсуждение проекта социальной таксономии, судя по всему, в 2023 году продолжится, а принятие документа может быть отложено на неопределенный срок.

По мнению АКРА, само по себе расширение перечня как финансовых инструментов устойчивого развития, так и «зеленых» и адаптационных проектов не станет серьезным драйвером для развития национального рынка ESG-облигаций. Однако эти изменения расширяют список эмитентов, потенциально способных выходить на данный рынок.

АКРА по-прежнему считает появление каких-либо льгот по ESG-инструментам маловероятным в кратко- и среднесрочной перспективе. Даже если такие льготы появятся (например, снижение риск-весов для «зеленых» облигаций на балансе держателей), их влияние на ситуацию на рынке будет ограниченным.

Как и ранее, динамика рынка ESG-облигаций в 2023 году будет определяться несколькими крупными эмитентами (прежде всего с госучастием) и их планами по размещениям. В случае отсутствия внешних шоков для облигационного рынка в целом, как полагает АКРА, объем новых размещений на локальном рынке ESG-облигаций в следующем году будет близок к показателям 2022 года. При этом доля этих финансовых инструментов по-прежнему составит менее 1% совокупного объема облигационного рынка.

Мировой рынок облигаций GSS+ в 2022 году сократится впервые за свою историю. 

Геополитическая напряженность, цикл повышения ставок центральными банками, а также ожидания рецессии в ряде развитых стран приведут к тому, что по итогам 2022 года мировой объем размещения новых облигаций GSS+4 сократится впервые за историю наблюдений.

По данным Climate bond initiative (CBI), в мировом масштабе объем новых размещений облигаций GSS+ в третьем квартале 2022-го сократился на 45% к показателю за тот же период 2021 года (на 35% ко второму кварталу 2022 года) и составил 152,3 млрд долл. США. Накопленный объем выпущенных GSS+ облигаций за три квартала 2022 года превысил 600 млрд долл. США (см. рис. 2).

Основная часть выпускаемых облигаций GSS+ по итогам трех кварталов 2022 года приходится на «зеленые» облигации — 52% новых выпусков. За ними следуют облигации устойчивого развития (22,4%), а также социальные облигации (14,8%). В указанный период 10% выпусков составляли облигации, связанные с показателями устойчивого развития (SLB), и менее 1% — транзитные облигации.

Высокая вероятность наступления рецессии в ряде развитых стран наряду с циклом роста ставок приведут к тому, что по итогам 2022 года мировой рынок ESG-облигаций сократится на 10–20% (объем новых размещений к показателю 2021 года). Дополнительно рынок сдерживает ужесточение регуляторных требований к стандартам ESG-облигаций на ключевых рынках, в первую очередь в Евросоюзе.


4 В определении CBI облигации GSS+ — это совокупность следующих видов облигаций: «зеленые», социальные, облигации устойчивого развития (sustainability), облигации, связанные с показателями устойчивого развития (SLB), а также транзитные облигации (transition bonds).

Рисунок 2. Объем размещенных в мире облигаций GSS+, сертифицированных CBI, млрд долл. США



Источник: CBI

Мировой рынок облигаций GSS+ составляет, по разным оценкам, порядка 10% мирового облигационного рынка, и эта пропорция, скорее всего, сохранится в течение ближайших двух или трех лет. Однако по мере выхода мировой экономики из кризиса объемы размещения выпусков более «молодых» финансовых инструментов — облигаций, связанных с показателями устойчивого развития, а также транзитных облигаций — будут расти ускоренными темпами. Кроме того, опережающая динамика в данном сегменте ожидается в странах Азии — прежде всего в Индии и Китае, где потенциал рынка облигаций GSS+ не до конца реализован.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Владимир Горчаков
Директор — руководитель группы оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 132
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.